Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 11:11, доклад
Забота о здоровье ребёнка – это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества, труда, общения с природой.
«Здоровье человека – одна из предпосылок счастья и его полноценной жизни.
Доклад на тему:
«Здоровьесберегающие технологии на уроках окружающего мира»
Забота о здоровье ребёнка – это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества, труда, общения с природой.
«Здоровье человека – одна из предпосылок счастья и его полноценной жизни. Не случайно на вопрос о том, что является более ценным для человека – богатство или слава, Артур Шопенгауэр ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля». В.А.Сухомлинский подчёркивал, что «ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира». Отсюда следует, что укреплять, совершенствовать физическое и психическое развитие ребёнка необходимо путём обогащения его души яркими образами природы. Природоведческая деятельность (постановка простейших опытов, наблюдение за жизнью комнатных растений, решение природоведческих проблемных задач, сельскохозяйственный труд на пришкольном участке и на территории школы, работа на экологической тропе и экскурсиях) позволяет успешно решать задачи школы в сфере охраны здоровья учащихся. Обучение учащихся способами креативного, экологически ориентированного мышления, приёмам саморегуляции, рациональным способам деятельности является одним из требований, предъявляемых к здоровьесберегающим методам обучения. Задача педагога – помочь ребёнку осознать важность здоровья как необходимого условия работоспособности в любом виде деятельности. Ученики должны хорошо представлять себе мотивы здоровьетворческой деятельности:
достижение максимально возможной комфортности (я здоров – меня не беспокоят ни физические, ни психические неудобства);
способность к маневрам (буду здоров – смогу сделать много полезного в личной и общественной жизни);
получение удовольствия от самосовершенствования (ощущение здоровья приносит радость);
возможность для дальнейшего самосовершенствования по служебной, интеллектуальной и духовной лестнице.
В школе почти на каждом окне стоят хлорофитум, алоэ, бальзамин, пеларгония и другие комнатные растения, имеющие непосредственное отношение к фитотерапии. Многие из комнатных растений обладают целебными свойствами: распространяют биологически активные вещества, фитонциды, удовлетворяют эстетические потребности человека. Пеларгония выделяет гераниевое масло и ментол, которые убивают стрептококки и стафилококки. Вдыхая эти целебные соединения, ребёнок успокаивается, что очень важно при стрессах, неврозах и бессоннице. Снимают усталость глаз, успокаивают нервную систему «прогулки» глазами по узким листьям хлорофитума, бальзамина; стеблям, листьям и цветкам колеуса, «берёзки» (циссус).
Школьные годы – лучшее
время для воспитания у ребёнка
любви к сельскохозяйственному
труду как прекрасному и
Приведу некоторые виды упражнений. Комплекс упражнений – гимнастика для глаз. По команде учителя рассмотреть кроны деревьев с широко раскрытыми глазами – 5с; Зажмурить глаза на 5с, а затем открыть их на 5с, глядя на листья деревьев с гладкой поверхностью (клён, берёза, липа и т.п.); Перевести взгляд влево на 5с. Закрыть глаза на 5с, затем посмотреть направо на 5с, закрыть глаза на 5с (голову не поворачивать); Быстро поморгать глазами 5с. И сразу перевести взгляд вверх к небу, не поднимая головы. Если ясная погода, то смотреть на голубой фон неба 10с без напряжения. Если небо серое, перевести взгляд на верхнюю часть кроны самого высокого дерева и задержать на верхушке – 10с; Зажмурить глаза на 5с и, открыв их, направить взгляд вниз (голову не наклонять) на травяной покров или на цветущие растения (10с); рассмотреть все цвета (желательно жёлтые, красные, розовые, пёстрые); Зажмурить глаза на 5с и мысленно начертить две восьмёрки (первая – вертикальная, вторая – горизонтальная); Широко открыть глаза и, не напрягая мышц, «похлопать» часто ресницами (20с); Очень спокойно «раскачать взгляд» справа налево и обратно по средней части зелёного пространства (но не колючих растений) 7с; Закрыть глаза, не напрягая, спокойно описать глазными яблоками три круга по часовой стрелке (7-8с). Открыть глаза, спокойно посмотреть на жёлтый цвет (цветок, соцветие, листву), если нет таких растений, на зелёный фон, и сказать три раза тихо, спокойно, но утвердительно и с улыбкой: «Я счастлив! (счастлива!)» Упражнение «Важные косули» - для укрепления опорно-двигательного аппарата. Ходьба на носочках, спина ровная, голова поднята, руки в упоре сзади; Ходьба приставным шагом вправо, влево, вперёд – руки опущены и отведены назад; спина и шея изогнуты назад; Ноги врозь. Наклоны прямыми руками вперёд, назад, влево, вправо Ходьба на месте, не отрывая носков от пола; Бег с препятствием (пень, бревно, небольшое растение и т.п.); Стоя на коленях, ноги вместе, носки оттянуты. Медленно наклоняем туловище назад; руками касаемся пяток, бёдра перпендикулярны земле; держим позу 7-10с без напряжения; медленно возвращаемся в исходное положение, встаём; Стоя, руки опущены, медленно и глубоко вдыхаем через нос (5с), задерживаем дыхание без напряжения (5с), медленно выдыхаем через слегка приоткрытый рот – губы «трубочкой» (7 – 8с) с мыслью, что усталость и болезни уходят прочь навсегда. Дети приобретают знания и умения по укреплению мышц туловища, развивают ловкость и координацию движений. Придя в лес с друзьями и родственниками, они обязательно вспомнят забавные оздоровительные упражнения, которым их учили в школе, и обучат других, осознанно включаясь в процесс здоровьесберегающей деятельности. Таким образом, уроки окружающего мира, кроме цели воспитания ответственного отношения к природе и чувства благоговения перед жизнью, выполняют важные задачи социальной адаптации детей. Умение грамотно взаимодействовать с окружающей средой обогащает личный опыт ребёнка, помогает избегать стресса или выходить из него с наименьшими последствиями.
Использованная литература: Иванченко В.А. Растения и работоспособность. – М., 1984. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. – М., 2004. Харитонова Л.А. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – Ростов н/Д., 2011.
Информация о работе Здоровье сберегающие технологии на уроках окружающего мира