Зарубежный опыт
оказания педагогической поддержки
Автор(ы): Беляева
Ольга Васильевна, методист
В нашей стране
педагогическая поддержка используется
недостаточно широко по сравнению
с европейскими государствами
и США. Анализ используемых
за рубежом методик и технологий
оказания педагогической поддержки
подросткам поможет выявить наиболее
эффективные средства педагогической
поддержки, которая включает в
себя весь комплекс педагогической,
психологической, социальной и
медицинской помощи детям, и
активно использовать их в
отечественной практике.
В первую очередь
необходимо рассмотреть термины,
которые используются в разных
странах для обозначения педагогической
поддержки. Анохина Т.В. называет
термин “school-counselling and guidance”, который
более известен и широко употребляется
в образовательных системах различных
стран, но в отечественной педагогической
литературе чаще используется
термин “guidance”[1]. Сравнив оба
термина, Анохина Т.В. приходит
к выводу о том, что термин
“guidance” имеет более широкое
значение: “помощь в любых затруднительных
ситуациях выбора, принятия решения
или адаптации к новым условиям”,
а также “процесс оказания
помощи личности в самопознании
и познании ею окружающего
мира с целью применения для
успешной учебы, выбора профессии
и развития своих способностей”
[1. С. 72-73]. Для обозначения данного
понятия в США употребляют
термин “classroom environment”, что непосредственно
связано с созданием благоприятной
атмосферы в классе. В Англии
педагогическая поддержка представлена
терминами “pastoral care” (пасторская
забота), “tutoring” (опекунство) и “personal
and social education” (личностное и социальное
образование). Многообразие терминов
не снимает всей сущности педагогической
поддержки, которая заключается
в оказании “превентивной и
оперативной помощи детям (подросткам)
в решении их индивидуальных
проблем, связанных с физическим
и психическим здоровьем, деловой
и межличностной коммуникацией,
с успешным продвижением в
обучении, с жизненным и профессиональным
самоопределением” [2. С. 115].
В США социально-педагогическая
поддержка детей и подростков
осуществляется через систему
детских учреждений (общего и
специального типа). Помимо государственных
служб, существуют частные, которые
оказывают разностороннюю поддержку
программам по защите прав
и интересов детей, например: “Детское
Бюро”, “Служба защиты детей”
и т.д. [5. С. 147]. Процесс оказания
социально-педагогической помощи
привел к необходимости подготовки
специалистов в данной сфере
деятельности. Таким образом, в
настоящее время в США существуют
различные модели деятельности
социальных работников в системе
поддержки: “tutor” – тьютор, куратор
(индивидуальный, групповой, классный),
психолог, “adviser” – советник, “counsellor”
– советник, консультант, “career-counsellor”
– консультант по выбору профессионального
пути, “remedial teacher” – учитель компенсирующего
обучения, “child protection co-ordinator” –
координатор по защите прав
ребенка и другие [1. С. 74]. В системе
образования США практически
в каждой школе работает социальный
работник. Как подчеркивает Л.Я.
Олиференко, данное направление
социально-педагогической помощи
стало рассматриваться как “отдельная
специальность в социальной работе,
которая сосредоточивает свое
внимание на успешном приспособлении
к школе, на координации действий
семьи и общины и влиянии
на них для достижения цели”
[5. С. 149]. В связи с этим разработаны
следующие формы поддержки такие,
как “school-counsellor” - школьный советник,
“school-psychologist” – школьный психолог,
“school social worker” – школьный социальный
работник. Кроме образовательных
учреждений деятельность социальных
работников, особенно советников / консультантов
(counsellor), широко представлена в летних
американских лагерях: “all-round / general counsellor”
– консультант по общим вопросам, “arts
and crafts counsellor” - консультант по ручной
работе (ремеслам), “land sports counsellor” - консультант
по наземному спорту, “outdoor skills counsellor”
- консультант по мероприятиям на открытом
воздухе и другие [6].
Особый интерес
представляет опыт Великобритании
по организации педагогической
поддержки детям. К. Маклафин
разработал развивающую модель,
которая включает в себя четыре
элемента [3].
1ый элемент –
элемент благополучия:
оказание помощи
школьникам в принятии решения и
разрешения проблемы;
поддержка учащихся
в то время, когда им трудно;
выявление и контроль
тех учащихся, которые находятся
в ситуации риска или испытывают
чье-либо давление;
координация работы
с детьми внутри и вне школы.
2ой элемент –
программный. Учащиеся получают
от взрослых новые психологические
знания для развития личностной
и социальной сферы детей. В
процессе таких занятий учащиеся
получают необходимые консультации,
методы научения и учения, открыто
высказывают свое мнение по
поводу программ.
3ий элемент –
контроль, или сообщество. На данном
этапе учащиеся участвуют в
выполнении правил и решений
школьного сообщества.
4ый элемент –
элемент управления, который заключается
в том, что в каждой школе
должен работать координатор,
следящий за выполнением трех
первых элементов.
Отличительной
особенностью системы поддержки
в Финляндии является то, что
она рассчитана преимущественно
на старшеклассников и тех,
кто оканчивает образовательное
учреждение. Для оказания педагогической
поддержки подросткам в школах
реализуется проект “Город как
школа”, который предназначен для
учащихся, имеющих некоторые проблемы
в обучении. Они могут учиться
непосредственно на рабочих местах,
познавая процесс учения в
реальной жизни. Данный проект
предоставляет разнообразные ресурсы
и возможности для обучения, охватывающего
шесть направлений в разных
сферах бизнеса, управления, социальной
и культурной деятельности, процесс
занимает половину учебного времени
[3. С. 183-184].
В Нидерландах
на ряду с детскими домами
и приютами для детей и подростков
в последнее время появились
такие формы социально-педагогической
помощи, как помещение ребенка
в другую семью, проживающую
в том же месте, или дневная
помощь. Эти формы социально-педагогической
помощи обусловлены тем, что
удаление подростка из привычного
ему окружения имеет много
недостатков. Преимуществом данной
программы является то, что одновременно
можно работать и с подростком,
и с его семьей. Программа дневной
помощи рассчитана на подростков
(от 12 до 21 года), бросивших учебное
заведение и находящихся в
сложной жизненной ситуации. Целью
данной программы является приобретение
подростками положительного жизненного
опыта, улучшения представления
о себе и окружающем мире. Необходимо
отметить, что особенностями данной
программы является то, что, во-первых,
подросток должен быть согласен участвовать
в проекте, и, во-вторых, в процессе реализации
данной формы поддержки учение отодвигается
на второй план. Помимо вышеупомянутых
программ в Нидерландах на сегодняшний
день осуществляются такие формы социально-педагогической
поддержки, как “Гаагские учебные мастерские”
и “Зейзихт”, пансион, созданный по частной
инициативе, для работы с подростками,
не имеющими жилья
На западе ребенок
воспитывается в “культуре обращенности”
за помощью в сложной жизненной
ситуации [4]. Дети осведомлены о том,
где и какую помощь они могут
получить, они спокойно обращаются
к различным специалистам как
в школе, так и вне её пределов.
В России тоже начинают появляться
различные службы социально-психологической
поддержки, но как показывает практика,
обращаются за поддержкой в основном
родители, а не сами дети. Как подчеркивает
Михайлова Н.Н., не только в нашей
стране, но и за рубежом существуют
одни и те же проблемы при оказании
педагогической поддержки. Среди них
можно выделить следующие [4. С. 41-44]:
часто педагог принимает
за проблему то, что в сознании ребенка
не является проблемой;
часто педагог не
видит проблемы в том, что сам
ребенок воспринимает за проблему;
иногда педагог
перекладывает ответственность
на ребенка;
иногда взаимоотношения
педагога и ребенка далеки от гуманистических
даже в европейских странах, где
развита вариативная структура
образования и существуют традиции
оказания педагогической поддержки;
среди педагогов
нет единого мнения по поводу того,
как нужно поступать с ребенком,
который не вписывается в общие
требования системы;
многие педагоги
отмечают, что полученное ими образование
недостаточно для эффективной работы
по педагогической поддержке;
школьная система
в первую очередь решает задачи социализации,
в связи с чем, остается проблема
“соответствия-несоответствия” ребенка
задаваемым нормам;
отсутствует четкое
взаимодействие школ и социально-психологических
служб в разрешении проблем ребенка,
возникающих в реальной жизни
и в школе.
Проведя сравнительный
анализ систем социально-педагогической
поддержки разных стран, можно выделить
ряд общих черт:
система социально-педагогической
помощи реализуется через социальные
программы, регламентируемые государством
(федеральным законодательством). Но
отдельные программы принимаются
местными властями. Многие формы социально-педагогической
помощи являются частными инициативами
различных благотворительных организаций;
современные системы
социальной помощи требуют квалифицированных
специалистов в области оказания
социально-педагогической поддержки.
Несмотря на то, что
системы социально-педагогической
поддержки разных стран отличаются
немного друг от друга, каждая из них
имеет свою специфику, суть самой
поддержки не меняется – оказание
помощи ребенку, находящемуся в сложной
жизненной ситуации, с тем, чтобы
он самостоятельно находил способы
разрешения своих проблем и смог
достигнуть позитивных результатов
в обучении, общении и творческой
деятельности.
Список литературы
Анохина Т.В. Педагогическая
поддержка как реальность: В сб.:
Новые ценности образования: забота
– поддержка – консультирование.
– М.: Инноватор, 1996. Вып. 6.
Коджаспирова Г.М.,
Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь:
Для студ. высш. и сред. пед. учеб.
заведений. – М.: Издательский центр
“Академия”, 2003.
Коррекционная педагогика
/ Под ред. В.С. Кукушина. Изд-е 2-е, перераб.
и доп. – М.: ИКЦ “МарТ”; Ростов
н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2004.-352
с.
Михайлова Н.Н., Юсфин
С.М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое
пособие. – М.: Мирос, 2002. – 208 с.
Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая
поддержка детей группы риска: Учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга,
И.Ф. Дементьева. – 2-е изд., стер. –
М.: Издательский центр “Академия”,
2004. – 256 с.