Зарубежный опыт оказания педагогической поддержки

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:33, доклад

Описание работы

В нашей стране педагогическая поддержка используется недостаточно широко по сравнению с европейскими государствами и США. Анализ используемых за рубежом методик и технологий оказания педагогической поддержки подросткам поможет выявить наиболее эффективные средства педагогической поддержки, которая включает в себя весь комплекс педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи детям, и активно использовать их в отечественной практике.

Работа содержит 1 файл

Зарубежный опыт оказания педагогической поддержки.docx

— 17.21 Кб (Скачать)

Зарубежный опыт оказания педагогической поддержки 

Автор(ы): Беляева  Ольга Васильевна, методист

 В нашей стране  педагогическая поддержка используется  недостаточно широко по сравнению  с европейскими государствами  и США. Анализ используемых  за рубежом методик и технологий  оказания педагогической поддержки  подросткам поможет выявить наиболее  эффективные средства педагогической  поддержки, которая включает в  себя весь комплекс педагогической, психологической, социальной и  медицинской помощи детям, и  активно использовать их в  отечественной практике.

 В первую очередь  необходимо рассмотреть термины,  которые используются в разных  странах для обозначения педагогической  поддержки. Анохина Т.В. называет  термин “school-counselling and guidance”, который  более известен и широко употребляется  в образовательных системах различных  стран, но в отечественной педагогической  литературе чаще используется  термин “guidance”[1]. Сравнив оба  термина, Анохина Т.В. приходит  к выводу о том, что термин  “guidance” имеет более широкое  значение: “помощь в любых затруднительных  ситуациях выбора, принятия решения  или адаптации к новым условиям”,  а также “процесс оказания  помощи личности в самопознании  и познании ею окружающего  мира с целью применения для  успешной учебы, выбора профессии  и развития своих способностей”  [1. С. 72-73]. Для обозначения данного  понятия в США употребляют  термин “classroom environment”, что непосредственно  связано с созданием благоприятной  атмосферы в классе. В Англии  педагогическая поддержка представлена  терминами “pastoral care” (пасторская  забота), “tutoring” (опекунство) и “personal and social education” (личностное и социальное  образование). Многообразие терминов  не снимает всей сущности педагогической  поддержки, которая заключается  в оказании “превентивной и  оперативной помощи детям (подросткам) в решении их индивидуальных  проблем, связанных с физическим  и психическим здоровьем, деловой  и межличностной коммуникацией,  с успешным продвижением в  обучении, с жизненным и профессиональным  самоопределением” [2. С. 115].

 В США социально-педагогическая  поддержка детей и подростков  осуществляется через систему  детских учреждений (общего и  специального типа). Помимо государственных  служб, существуют частные, которые  оказывают разностороннюю поддержку  программам по защите прав  и интересов детей, например: “Детское  Бюро”, “Служба защиты детей”  и т.д. [5. С. 147]. Процесс оказания  социально-педагогической помощи  привел к необходимости подготовки  специалистов в данной сфере  деятельности. Таким образом, в  настоящее время в США существуют  различные модели деятельности  социальных работников в системе  поддержки: “tutor” – тьютор, куратор  (индивидуальный, групповой, классный), психолог, “adviser” – советник, “counsellor”  – советник, консультант, “career-counsellor”  – консультант по выбору профессионального  пути, “remedial teacher” – учитель компенсирующего  обучения, “child protection co-ordinator” –  координатор по защите прав  ребенка и другие [1. С. 74]. В системе  образования США практически  в каждой школе работает социальный  работник. Как подчеркивает Л.Я.  Олиференко, данное направление  социально-педагогической помощи  стало рассматриваться как “отдельная  специальность в социальной работе, которая сосредоточивает свое  внимание на успешном приспособлении  к школе, на координации действий  семьи и общины и влиянии  на них для достижения цели”  [5. С. 149]. В связи с этим разработаны  следующие формы поддержки такие,  как “school-counsellor” - школьный советник, “school-psychologist” – школьный психолог, “school social worker” – школьный социальный  работник. Кроме образовательных  учреждений деятельность социальных  работников, особенно советников / консультантов (counsellor), широко представлена в летних американских лагерях: “all-round / general counsellor” – консультант по общим вопросам, “arts and crafts counsellor” - консультант по ручной работе (ремеслам), “land sports counsellor” - консультант по наземному спорту, “outdoor skills counsellor” - консультант по мероприятиям на открытом воздухе и другие [6].

 Особый интерес  представляет опыт Великобритании  по организации педагогической  поддержки детям. К. Маклафин  разработал развивающую модель, которая включает в себя четыре  элемента [3].

1ый элемент –  элемент благополучия:

оказание помощи школьникам в принятии решения и  разрешения проблемы;

поддержка учащихся в то время, когда им трудно;

выявление и контроль тех учащихся, которые находятся  в ситуации риска или испытывают чье-либо давление;

координация работы с детьми внутри и вне школы.

2ой элемент –  программный. Учащиеся получают  от взрослых новые психологические  знания для развития личностной  и социальной сферы детей. В  процессе таких занятий учащиеся  получают необходимые консультации, методы научения и учения, открыто  высказывают свое мнение по  поводу программ.

3ий элемент –  контроль, или сообщество. На данном  этапе учащиеся участвуют в  выполнении правил и решений  школьного сообщества.

4ый элемент –  элемент управления, который заключается  в том, что в каждой школе  должен работать координатор,  следящий за выполнением трех  первых элементов.

 Отличительной  особенностью системы поддержки  в Финляндии является то, что  она рассчитана преимущественно  на старшеклассников и тех,  кто оканчивает образовательное  учреждение. Для оказания педагогической  поддержки подросткам в школах  реализуется проект “Город как  школа”, который предназначен для  учащихся, имеющих некоторые проблемы  в обучении. Они могут учиться  непосредственно на рабочих местах, познавая процесс учения в  реальной жизни. Данный проект  предоставляет разнообразные ресурсы  и возможности для обучения, охватывающего  шесть направлений в разных  сферах бизнеса, управления, социальной  и культурной деятельности, процесс  занимает половину учебного времени  [3. С. 183-184].

 В Нидерландах  на ряду с детскими домами  и приютами для детей и подростков  в последнее время появились  такие формы социально-педагогической  помощи, как помещение ребенка  в другую семью, проживающую  в том же месте, или дневная  помощь. Эти формы социально-педагогической  помощи обусловлены тем, что  удаление подростка из привычного  ему окружения имеет много  недостатков. Преимуществом данной  программы является то, что одновременно  можно работать и с подростком, и с его семьей. Программа дневной  помощи рассчитана на подростков (от 12 до 21 года), бросивших учебное  заведение и находящихся в  сложной жизненной ситуации. Целью  данной программы является приобретение  подростками положительного жизненного  опыта, улучшения представления  о себе и окружающем мире. Необходимо  отметить, что особенностями данной  программы является то, что, во-первых, подросток должен быть согласен участвовать в проекте, и, во-вторых, в процессе реализации данной формы поддержки учение отодвигается на второй план. Помимо вышеупомянутых программ в Нидерландах на сегодняшний день осуществляются такие формы социально-педагогической поддержки, как “Гаагские учебные мастерские” и “Зейзихт”, пансион, созданный по частной инициативе, для работы с подростками, не имеющими жилья

На западе ребенок  воспитывается в “культуре обращенности”  за помощью в сложной жизненной  ситуации [4]. Дети осведомлены о том, где и какую помощь они могут  получить, они спокойно обращаются к различным специалистам как  в школе, так и вне её пределов. В России тоже начинают появляться различные службы социально-психологической  поддержки, но как показывает практика, обращаются за поддержкой в основном родители, а не сами дети. Как подчеркивает Михайлова Н.Н., не только в нашей  стране, но и за рубежом существуют одни и те же проблемы при оказании педагогической поддержки. Среди них  можно выделить следующие [4. С. 41-44]:

часто педагог принимает  за проблему то, что в сознании ребенка  не является проблемой;

часто педагог не видит проблемы в том, что сам  ребенок воспринимает за проблему;

иногда педагог  перекладывает ответственность  на ребенка;

иногда взаимоотношения  педагога и ребенка далеки от гуманистических  даже в европейских странах, где  развита вариативная структура  образования и существуют традиции оказания педагогической поддержки;

среди педагогов  нет единого мнения по поводу того, как нужно поступать с ребенком, который не вписывается в общие  требования системы;

многие педагоги отмечают, что полученное ими образование  недостаточно для эффективной работы по педагогической поддержке;

школьная система  в первую очередь решает задачи социализации, в связи с чем, остается проблема “соответствия-несоответствия” ребенка  задаваемым нормам;

отсутствует четкое взаимодействие школ и социально-психологических  служб в разрешении проблем ребенка, возникающих в реальной жизни  и в школе.  

Проведя сравнительный  анализ систем социально-педагогической поддержки разных стран, можно выделить ряд общих черт:

система социально-педагогической помощи реализуется через социальные программы, регламентируемые государством (федеральным законодательством). Но отдельные программы принимаются  местными властями. Многие формы социально-педагогической помощи являются частными инициативами различных благотворительных организаций;

современные системы  социальной помощи требуют квалифицированных  специалистов в области оказания социально-педагогической поддержки.  

Несмотря на то, что  системы социально-педагогической поддержки разных стран отличаются немного друг от друга, каждая из них  имеет свою специфику, суть самой  поддержки не меняется – оказание помощи ребенку, находящемуся в сложной  жизненной ситуации, с тем, чтобы  он самостоятельно находил способы  разрешения своих проблем и смог достигнуть позитивных результатов  в обучении, общении и творческой деятельности. 

Список литературы

Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность: В сб.: Новые ценности образования: забота – поддержка – консультирование. – М.: Инноватор, 1996. Вып. 6.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр  “Академия”, 2003.

Коррекционная педагогика / Под ред. В.С. Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. и доп. – М.: ИКЦ “МарТ”; Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2004.-352 с.

Михайлова Н.Н., Юсфин  С.М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. – М.: Мирос, 2002. – 208 с.

Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – 2-е изд., стер. –  М.: Издательский центр “Академия”, 2004. – 256 с.

Информация о работе Зарубежный опыт оказания педагогической поддержки