Зарубежные подходы к организации лечебно-педагогической помощи детям и подросткам с церебральным параличом

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 20:36, контрольная работа

Описание работы

За рубежом существуют различные модели организации лечебно-педагогической помощи детям с ДЦП. Следует отметить, что во многих странах нет специальных лечебных и учебных заведений для таких детей (например, в Болгарии, Чехии, Греции). В этом случае дети получают лечение у невропатолога и физиотерапевта, а обучаются в зависимости от уровня интеллектуального развития в общеобразовательных школах или школах для умственно отсталых.

Работа содержит 1 файл

Зарубежные подходы к организации лечебно.docx

— 31.81 Кб (Скачать)

     Зарубежные  подходы к организации лечебно-педагогической помощи детям и подросткам с церебральным параличом

     За  рубежом существуют различные модели организации лечебно-педагогической помощи детям с ДЦП. Следует отметить, что во многих странах нет специальных  лечебных и учебных заведений  для таких детей (например, в Болгарии, Чехии, Греции). В этом случае дети получают лечение у невропатолога и физиотерапевта, а обучаются в зависимости от уровня интеллектуального развития в общеобразовательных школах или школах для умственно отсталых.

     Во  многих странах широкое распространение получила сеть реабилитационных центров для детей-инвалидов. В таких центрах обычно используется так называемый бригадный метод: с ребенком работает группа специалистов разного профиля (методист ЛФК, физиотерапевт, психолог, педагог и др.), которые реализуют индивидуальную комплексную реабилитационную программу, разработанную в соответствии с возможностями и психофизическими особенностями данного ребенка. Инвалиды вследствие ДЦП посещают эти центры наряду с детьми, имеющими другие проблемы в развитии.

     В Германии существует система, сходная с российской. Для детей с ДЦП открыты специальные школы, в которых наряду с обучением дети получают лечение, ЛФК, логопедическую помощь, трудовую подготовку. В школах работают педагоги с дефектологическим образованием. Но есть и существенные отличия. Во-первых, дети находятся в школе только в дневное время, так как считается нецелесообразным отрывать ребенка от семьи на всю рабочую неделю. При этом доставку детей в школу и из школы производят работники школы на специально оборудованном транспорте. Во-вторых, и это несомненное достоинство, в школу принимаются дети независимо от тяжести двигательных и интеллектуальных нарушений. Работа с ними ведется дифференцирование с учетом выраженности двигательной патологии и уровня психического развития. Конечно, при таком разнообразном и тяжелом контингенте встает проблема персонала. В Германии она решается путем привлечения к работе в школах для детей с ДЦП призывников, проходящих альтернативную службу. Это не только помогает решить проблему кадров для работы с наиболее тяжелыми детьми, но и имеет большое социальное значение. Призывники знакомятся с проблемами инвалидов, имеющих нарушения в физическом и психическом развитии. К ним у молодых людей формируется положительное отношение. Часть призывников после окончания службы осознанно выбирает медицинские или педагогические профессии.

     Принцип рефлекторной локомоции, а также  Войта-диагностика и Войта-терапия были открыты и разработаны профессором, доктором медицинских наук Вацлавом Войтой.

     Профессор Войта разработал основы своей диагностики  и терапии – принцип Войты  – в период между 1950 и 1970 годами. Принцип Войты базируется на так  называемой рефлекторной локомоции. При  поиске лечения для детей с  церебральным парезом профессор  Войта обнаружил, что на определённые раздражения в определённых положениях тела дети отвечают повторяющимися двигательными  реакциями туловища и конечностей. Подобная активация имела поразительное  действие: дети, страдающие церебральным парезом, после этого могли отчётливей говорить и по прошествии небольшого периода времени – уверенней вставать и ходить.

     Применение  принципа Войты в терапии. Так как эти активируемые двигательные модели отсутствовали в спонтанной моторике таких детей со спастическим церебральным парезом, но появлялись при активации, сначала в неполном виде, становясь при её многократном повторении всё более обширными и полными, профессор Войта сделал вывод, что спастика у детей может быть связана с функциональной блокадой в процессе двигательного развития.

     Исходя  из этого открытия, профессор Войта  разработал целостное лечение при  данных симптомах у младенцев, детей и взрослых.

     Координированные, врождённые двигательные модели. Кроме того, профессор Войта выдвинул предположение о том, что эти активируемые двигательные модели с рождения заложены в каждом человеке, которое ему удалось подтвердить, регулярно провоцируя и наблюдая эти модели у здоровых новорожденных; при этом были отмечены движения, например отведение кисти в лучевую сторону и раскрытие ладони, которые при нормальном развитии ребёнка появляются лишь в возрасте приблизительно 6 месяцев при спонтанном хватании и опоре на кисти.

     Ранняя диагностика у грудных детей. Выполненные профессором Войтой наблюдения и оценка двигательных моделей при спонтанном движении и при реакциях положения грудных детей, а также оценка динамики развития первичных рефлексов образуют единственную в своём роде форму ранней диагностики постуральных и двигательных нарушений в грудном возрасте. В настоящее время ранняя диагностика по методу Войты применяется для выявления патологий двигательного развития на ранней стадии, чтобы как можно раньше (в течение первых 6 месяцев жизни) начать соответствующую терапию, так как своевременное лечение препятствует проявлению «неправильных двигательных процессов» и обеспечивает наилучшие шансы выздоровления.

     Рефлекторная  локомоция – основа Войта-терапии

     За  счёт терапевтического применения рефлекторной локомоции у пациентов с повреждениями  центральной нервной системы  и двигательного аппарата можно  восстановить – по крайне мере в  отдельных областях – элементарные двигательные модели, то есть они становятся снова доступными. Рефлекторная локомоция  активируется «рефлексогенным» путём. Понятие «рефлекс» в контексте  рефлекторной локомоции означает не вид нейронального управления, а относится к применяемым с лечебной целью внешним раздражениям и определённым, всегда «автоматически» возникающим двигательным реакциям на них.

     В процессе Войта-терапии терапевт оказывает  целенаправленное давление на определённые зоны тела пациента, который находится  в положение на животе, на спине  или на боку. Подобные раздражения  у людей любого возраста автоматически  и без их собственной инициативы, то есть без активного намеренного  содействия пациента, приводят к двум двигательным комплексам:

     рефлекторному ползанию в положении на животе и  рефлекторному переворачиванию  из положения на спине и боку. Рефлекторное ползание ведёт к своего рода ползущему движению, в то время как рефлекторное переворачивание начинается в положении на спине и, миную положение на боку, переходит в положение на четвереньках.

     При рефлекторной локомоции происходит координированная, ритмичная активация  всей скелетной мускулатуры и  реагирование различных уровней  интеграции центральной нервной  системы. Регулярно и циклично протекающие  двигательные реакции, вызванные в  определенном исходном положении с  помощью раздражения надавливанием, могут полностью вызываться и  репродуцироваться любое количество раз уже у новорожденных.

     Таким образом видимо задействуются все движения, появляющиеся у человека при развитии хватания, переворачивания, ползанья, вставания и хождения. Согласно профессору Войте они имеются в наличии у детей уже в тех стадиях развития, в которых они спонтанно ещё не обладают этими способностями.

     За  счёт терапевтического применения рефлекторной локомоции у пациентов активируются необходимые для повседневных спонтанных движений – бессознательно используемые  - функции мышц, в первую очередь на позвоночнике, но также на руках и ногах, кистях и ступнях и на лице.

     Профессор Войта предполагал, что благодаря  многократному вызыванию у пациента этих «рефлексообразных» движений происходит «разблокирование» или «повторная прокладка» функционально блокированных нервных сетей между мозгом и костным мозгом.

     Цель  терапевтического применения рефлекторной локомоции

     За  счёт использования рефлекторной локомоции  должны стать снова доступными и  применимыми элементарные составляющие выпрямления и передвижения человека, то есть:

     1. Равновесие тела при движениях  («постуральное управление»)

     2. Выпрямление тела против силы  тяжести 

     3. Целенаправленные хватательные  и шаговые движения конечностей  («фазная подвижность»).

     Отличие от других физиотерапевтических приёмов  и методов 

     Войта-терапия не состоит в тренировке двигательных функций, таких как хватание, переворачивание со спины на живот и хождение. Активация рефлекторной локомоции скорее способствует доступу через центральную нервную систему к отдельным частичным двигательным моделям, необходимым для определённого движения или действия.

     После лечения по методу Войты эти частичные  модели становятся спонтанно доступными для пациента. Регулярное повторение сохраненного в мозгу «нормального движения» предотвращает заучивание замещающих движений. Они в любом  случае служили бы лишь заменой собственно желаемого «нормального движения».

     Согласно  клиническому опыту после активации  с помощью рефлекторной локомоции  пациент (ребёнок / взрослый) располагает  более обширным – или даже нормальным – выбором положений тела. Это  также ведёт к росту эмоциональной  уверенности пациента, позволяющей  взаимодействовать с окружающим миром и получать опыт.

     Исследования  о психическом воздействии Войта-терапии

     Выдвигаемые в особенности психологами предположения  об отрицательном воздействии Войта-терапии  на чувствительно-двигательное развитие и коммуникативное и социальное поведение пациентов грудного и  детского возраста были исследованы многими авторами. При этом особое внимание уделялось сравнению с детьми, не проходившими или проходившими другое лечение, а также воздействию на отношения между матерью и ребёнком. Однако эти исследования показали, что с точки зрения психологии Войта-терапия не несёт с собой никаких отрицательных эффектов и, более того, может оказывать положительное воздействует также на уровне психики.

     Кто применяет Войта-терапию и Войта-диагностику?

     Квалифицированная группа преподающих физиотерапевтов  и врачей объединилась в Международное  общество Войты (МОВ), имеющее статус зарегистрированного некоммерческого  партнёрства. Эта группа, некоторые  члены который прошли обучение ещё  у самого профессора Войты, более 40 лет подготавливает по всему миру квалифицированных Войта-терапевтов и врачей, которые затем, в свою очередь, могут квалифицированно лечить пациентов по методике Войты. Так как значительная часть Войта-терапии проводится родителями дома, она является очень недорогим лечением.[ http://www.vojta.com]

     В последнее десятилетие наибольшую известность и популярность получила еще одна модель коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП, называемая кондуктивной педагогикой. Это направление возникло в Венгрии в конце 40-х годов и получило широкое распространение во всем мире. Метод кондуктивной педагогики разработан Пето в 1945— 1967 гг., а в дальнейшем развит школой М.Хари (1971). Кондуктивная педагогика и настоящее время считается одной из наиболее эффективных методик для преодоления двигательных нарушений у детей с ДЦП без выраженных отклонений в психическом развитии. Широкое применение этой системы в нашей стране тормозится тем, что право на подготовку, специалистов по кондуктикной педагогике имеет только Ассоциация кондуктивных педагогов. Подготовка осуществляется на платной основе только для стран - членов Ассоциации.

     Термин  «кондуктивная педагогика» означает «обучение, организуемое кондуктором». В основе метода лежит системный педагогический подход к воспитанию функций, в котором основное внимание уделено медико-педагогической коррекции, направленной на выработку самостоятельной активности и независимости ребенка. Кондуктор - специалист, знающий проблемы медицины, педагогики, лечебной физкультуры, логопедии, психологии. Он является единственным специалистом, работающим с ребенком. Педагог-кондуктор, занимаясь с детьми в течение всего дня, уделяет внимание тренировке движений, речи, психики, эмоциональных реакций. Кондуктор совместно с врачом оценивает двигательные возможности ребенка и сам определяет пути их коррекции. Его основная цель - преодоление двигательной, речевой и психической недостаточности путем воспитания, развития задержанных и коррекции нарушенных функций. Для этого ребенок, начиная с того момента, как он открывает утром глаза, должен постоянно, осознавать и целенаправленно производить каждое движение, необходимое для того, чтобы встать с постели, умыться, совершить, туалет, позавтракать, двигаться по комнате и т.д. Кондуктор предлагает ребенку с помощью своеобразного аутотренинга расслабиться, принять нужное для каждого двигательного комплекса исходное положение. Ребенок в этот момент напевает мелодии, помогающие ему расслабиться. Затем, переходя к активному движению и по мере овладения этим движением, он проговаривает его, например: «Я стою», «Я иду», «Я пошел», «Я беру ложку» и т.д. Это активное осознание производимого движения, закрепляемое постоянно сильнейшим раздражителем — словом, чрезвычайно действенно для стимуляции двигательной активности и двигательных возможностей.

Информация о работе Зарубежные подходы к организации лечебно-педагогической помощи детям и подросткам с церебральным параличом