Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 20:36, контрольная работа
За рубежом существуют различные модели организации лечебно-педагогической помощи детям с ДЦП. Следует отметить, что во многих странах нет специальных лечебных и учебных заведений для таких детей (например, в Болгарии, Чехии, Греции). В этом случае дети получают лечение у невропатолога и физиотерапевта, а обучаются в зависимости от уровня интеллектуального развития в общеобразовательных школах или школах для умственно отсталых.
Зарубежные
подходы к организации лечебно-
За
рубежом существуют различные модели
организации лечебно-
Во
многих странах широкое
В Германии существует система, сходная с российской. Для детей с ДЦП открыты специальные школы, в которых наряду с обучением дети получают лечение, ЛФК, логопедическую помощь, трудовую подготовку. В школах работают педагоги с дефектологическим образованием. Но есть и существенные отличия. Во-первых, дети находятся в школе только в дневное время, так как считается нецелесообразным отрывать ребенка от семьи на всю рабочую неделю. При этом доставку детей в школу и из школы производят работники школы на специально оборудованном транспорте. Во-вторых, и это несомненное достоинство, в школу принимаются дети независимо от тяжести двигательных и интеллектуальных нарушений. Работа с ними ведется дифференцирование с учетом выраженности двигательной патологии и уровня психического развития. Конечно, при таком разнообразном и тяжелом контингенте встает проблема персонала. В Германии она решается путем привлечения к работе в школах для детей с ДЦП призывников, проходящих альтернативную службу. Это не только помогает решить проблему кадров для работы с наиболее тяжелыми детьми, но и имеет большое социальное значение. Призывники знакомятся с проблемами инвалидов, имеющих нарушения в физическом и психическом развитии. К ним у молодых людей формируется положительное отношение. Часть призывников после окончания службы осознанно выбирает медицинские или педагогические профессии.
Принцип
рефлекторной локомоции, а также
Войта-диагностика и Войта-
Профессор Войта разработал основы своей диагностики и терапии – принцип Войты – в период между 1950 и 1970 годами. Принцип Войты базируется на так называемой рефлекторной локомоции. При поиске лечения для детей с церебральным парезом профессор Войта обнаружил, что на определённые раздражения в определённых положениях тела дети отвечают повторяющимися двигательными реакциями туловища и конечностей. Подобная активация имела поразительное действие: дети, страдающие церебральным парезом, после этого могли отчётливей говорить и по прошествии небольшого периода времени – уверенней вставать и ходить.
Применение принципа Войты в терапии. Так как эти активируемые двигательные модели отсутствовали в спонтанной моторике таких детей со спастическим церебральным парезом, но появлялись при активации, сначала в неполном виде, становясь при её многократном повторении всё более обширными и полными, профессор Войта сделал вывод, что спастика у детей может быть связана с функциональной блокадой в процессе двигательного развития.
Исходя из этого открытия, профессор Войта разработал целостное лечение при данных симптомах у младенцев, детей и взрослых.
Координированные, врождённые двигательные модели. Кроме того, профессор Войта выдвинул предположение о том, что эти активируемые двигательные модели с рождения заложены в каждом человеке, которое ему удалось подтвердить, регулярно провоцируя и наблюдая эти модели у здоровых новорожденных; при этом были отмечены движения, например отведение кисти в лучевую сторону и раскрытие ладони, которые при нормальном развитии ребёнка появляются лишь в возрасте приблизительно 6 месяцев при спонтанном хватании и опоре на кисти.
Ранняя диагностика у грудных детей. Выполненные профессором Войтой наблюдения и оценка двигательных моделей при спонтанном движении и при реакциях положения грудных детей, а также оценка динамики развития первичных рефлексов образуют единственную в своём роде форму ранней диагностики постуральных и двигательных нарушений в грудном возрасте. В настоящее время ранняя диагностика по методу Войты применяется для выявления патологий двигательного развития на ранней стадии, чтобы как можно раньше (в течение первых 6 месяцев жизни) начать соответствующую терапию, так как своевременное лечение препятствует проявлению «неправильных двигательных процессов» и обеспечивает наилучшие шансы выздоровления.
Рефлекторная локомоция – основа Войта-терапии
За
счёт терапевтического применения рефлекторной
локомоции у пациентов с
В процессе Войта-терапии терапевт оказывает целенаправленное давление на определённые зоны тела пациента, который находится в положение на животе, на спине или на боку. Подобные раздражения у людей любого возраста автоматически и без их собственной инициативы, то есть без активного намеренного содействия пациента, приводят к двум двигательным комплексам:
рефлекторному ползанию в положении на животе и рефлекторному переворачиванию из положения на спине и боку. Рефлекторное ползание ведёт к своего рода ползущему движению, в то время как рефлекторное переворачивание начинается в положении на спине и, миную положение на боку, переходит в положение на четвереньках.
При
рефлекторной локомоции происходит
координированная, ритмичная активация
всей скелетной мускулатуры и
реагирование различных уровней
интеграции центральной нервной
системы. Регулярно и циклично протекающие
двигательные реакции, вызванные в
определенном исходном положении с
помощью раздражения
Таким образом видимо задействуются все движения, появляющиеся у человека при развитии хватания, переворачивания, ползанья, вставания и хождения. Согласно профессору Войте они имеются в наличии у детей уже в тех стадиях развития, в которых они спонтанно ещё не обладают этими способностями.
За
счёт терапевтического применения рефлекторной
локомоции у пациентов
Профессор
Войта предполагал, что благодаря
многократному вызыванию у
Цель терапевтического применения рефлекторной локомоции
За счёт использования рефлекторной локомоции должны стать снова доступными и применимыми элементарные составляющие выпрямления и передвижения человека, то есть:
1. Равновесие тела при движениях («постуральное управление»)
2. Выпрямление тела против силы тяжести
3.
Целенаправленные хватательные
и шаговые движения
Отличие от других физиотерапевтических приёмов и методов
Войта-терапия не состоит в тренировке двигательных функций, таких как хватание, переворачивание со спины на живот и хождение. Активация рефлекторной локомоции скорее способствует доступу через центральную нервную систему к отдельным частичным двигательным моделям, необходимым для определённого движения или действия.
После
лечения по методу Войты эти частичные
модели становятся спонтанно доступными
для пациента. Регулярное повторение
сохраненного в мозгу «нормального
движения» предотвращает
Согласно
клиническому опыту после активации
с помощью рефлекторной локомоции
пациент (ребёнок / взрослый) располагает
более обширным – или даже нормальным
– выбором положений тела. Это
также ведёт к росту
Исследования
о психическом воздействии
Выдвигаемые
в особенности психологами
Кто
применяет Войта-терапию и
Квалифицированная
группа преподающих физиотерапевтов
и врачей объединилась в Международное
общество Войты (МОВ), имеющее статус
зарегистрированного
В
последнее десятилетие
Термин «кондуктивная педагогика» означает «обучение, организуемое кондуктором». В основе метода лежит системный педагогический подход к воспитанию функций, в котором основное внимание уделено медико-педагогической коррекции, направленной на выработку самостоятельной активности и независимости ребенка. Кондуктор - специалист, знающий проблемы медицины, педагогики, лечебной физкультуры, логопедии, психологии. Он является единственным специалистом, работающим с ребенком. Педагог-кондуктор, занимаясь с детьми в течение всего дня, уделяет внимание тренировке движений, речи, психики, эмоциональных реакций. Кондуктор совместно с врачом оценивает двигательные возможности ребенка и сам определяет пути их коррекции. Его основная цель - преодоление двигательной, речевой и психической недостаточности путем воспитания, развития задержанных и коррекции нарушенных функций. Для этого ребенок, начиная с того момента, как он открывает утром глаза, должен постоянно, осознавать и целенаправленно производить каждое движение, необходимое для того, чтобы встать с постели, умыться, совершить, туалет, позавтракать, двигаться по комнате и т.д. Кондуктор предлагает ребенку с помощью своеобразного аутотренинга расслабиться, принять нужное для каждого двигательного комплекса исходное положение. Ребенок в этот момент напевает мелодии, помогающие ему расслабиться. Затем, переходя к активному движению и по мере овладения этим движением, он проговаривает его, например: «Я стою», «Я иду», «Я пошел», «Я беру ложку» и т.д. Это активное осознание производимого движения, закрепляемое постоянно сильнейшим раздражителем — словом, чрезвычайно действенно для стимуляции двигательной активности и двигательных возможностей.