Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 07:08, статья
Разнообразие образовательных услуг ставит перед родителями множество вопросов. Часто самым сложным становится проблема выбора типа дошкольного учреждения. Куда отдать ребенка: в государственное образовательное учреждение или в частный детский сад? А может, лучше воспитывать и образовывать детей дома?
Н.С.Денисенкова. Западные и отечественные образовательные программы для дошкольников: преимущества и подводные камни
Денисенкова Наталья Сергеевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития факультета социальной психологии МГППУ. Разнообразие образовательных услуг ставит перед родителями множество вопросов. Часто самым сложным становится проблема выбора типа дошкольного учреждения. Куда отдать ребенка: в государственное образовательное учреждение или в частный детский сад? А может, лучше воспитывать и образовывать детей дома? Воспитатели, учителя, психологи, работающие с детьми, в большинстве своем отдают предпочтение общественному, а не домашнему воспитанию и образованию. Основной их аргумент – полноценное общение со сверстниками, являющееся необходимым условием гармоничного развития личности, возможно лишь в том случае, если ребенок находится со сверстниками достаточно продолжительное время и в различных ситуациях. Ориентация на взрослого как носителя культуры, умение следовать правилам, организовывать свою деятельность и многие другие качества, необходимые ребенку как в школе, так и во всей дальнейшей жизни, тоже формируются, прежде всего, внутри дошкольных видов деятельности. Этим условиям в полной мере отвечает среда дошкольного учреждения. Если с вопросом
семейного и общественного Однако родителям
детей, посещающих такие дошкольные
учреждения, необходимо иметь в виду
особенности воспитательно- Обратимся к исследованиям, посвященным сравнительному анализу отечественных (программа «Истоки», Типовая программа, программа «Развитие») и зарубежных образовательных программ (Вальдорфский детский сад и система М. Монтессори). Такой выбор определяется тем, что они давно используются в отечественной практике, в основном адаптированы к российской культуре и дошкольные учреждения, работающие по ним, достаточно открыты для диагностических обследований воспитанников. Большинство исследований
показало, что дети с двух до пяти
лет, посещающие дошкольные учреждения,
работающие по отечественным и зарубежным
программам, существенно не отличаются
друг от друга по уровню развития интеллекта
(восприятию, наглядно-действенному, наглядно-образному
и словесно-логическому Помимо этого, у малышей с двух до четырех лет не выявлено существенных различий по показателям уровня развития активной речи, экспрессивно-мимических и предметно-действенных средств общения. После пяти лет также не отмечается существенной разницы в развитии речи у детей, посещающих дошкольные учреждения, работающие по разным программам. Это говорит о том, что такой важнейший показатель психического развития, как речь, использующийся детьми для выражения своих мыслей и общения, развивается одинаково успешно. Однако у детей в дошкольных учреждениях, работающих по отечественным программам, выявлен ряд отличий. Во-первых, они демонстрируют более высокие показатели по таким параметрам общения и речи, как инициативность, чувствительность, способность к пониманию и выполнению речевых инструкций. Они больше включены в общение с взрослым, ориентированы на образец его действий и оценку. Оба параметра свидетельствуют, что для этих детей характерна большая, чем у их сверстников, обучающихся по другим программам, направленность на общение с взрослым, эмоциональная настроенность на него. Во-вторых, имеются и некоторые различия в мотивационном компоненте познавательной деятельности. Так, дошкольники из традиционных российских детских садов демонстрируют более высокую познавательную активность, эмоциональную вовлеченность, настойчивость. Их сверстники, обучающиеся по зарубежным программам, не воспринимают педагогов как поддерживающего и опекающего их старшего, который может привнести в их жизнь что-то новое, интересное. Он представляется им равным партнером, не обладающим особым авторитетом. Следствием такого отношения к взрослым является более низкая, чем у их сверстников из обычных российских детских садов, нормативность и произвольность. Дети хуже осведомлены и меньше ориентированы на соблюдение правил и норм поведения, принятых в наших дошкольных учреждениях и общественных местах. Они больше эмоционально отстранены от взрослого, реже обращаются к нему за поддержкой и помощью, более самостоятельны и независимы. Если ребенок переходит в дошкольное учреждение, работающее по отечественной программе, возникают сложности, связанные с обучением: он не слушает педагога, ему неинтересно, он трудно сосредотачивается на занятиях, вследствие чего начинает отставать от своих сверстников. Это, в свою очередь, еще больше снижает его познавательную активность. Сходная картина вырисовывается и при сравнении с детьми, посещающими дошкольные учреждения, работающие по английским, американским или немецким программам, где трудятся педагоги, приехавшие из этих стран. В этих случаях отмечаются некоторые трудности в развитии речи, связанные с тем, что дети говорят на двух языках одновременно. С воспитателями они общаются на иностранном языке, а между собой и дома (хотя бы с одним из родителей) - на русском. Таким образом возникают проблемы с овладением обоими языками, так как процесс усвоения и родного, и иностранного языков у дошкольников находится в процессе становления. При этом часто отмечаются случаи временного замедления развития словесно-логического мышления. Это связано в том числе с тем, что при такой языковой двойственности усложняется формирование логической операции - классификации. Классификация включает в себя формирование понятии, что значительно затруднено, так как одно и то же понятие обозначается двумя разными словами. Помимо этого возникают проблемы с пониманием ребенком словообразования, синтаксиса, грамматического строя языка и другими важными составляющими речевого развития. Схожие сложности в познавательном и речевом развитии возникают у детеи-билинвистов (говорящих на двух языках одновременно), которые в большинстве случаев успешно преодолеваются ребенком в младшем школьном возрасте. В целом, можно сказать, что дошкольники, посещающие дошкольные учреждения, работающие по отечественным и зарубежным программам, в познавательном развитии не демонстрируют существенных отличий. Основная разница отмечается в ориентации на познавательную деятельность и взрослого. Эти различия не имеют существенного значения в дошкольном возрасте, но могут стать причиной трудностей в первом классе. Недостаточная направленность на педагога (неумение слушать, понимать и следован, правилам), познавательная мотивация и произвольность в сочетании с невысоким уровнем развития словесно-логического мышления, речи и осведомленности затруднят обучение в отечественной школе. Полученные данные вовсе не говорят о том, что они имеют разные задачи, приоритеты, обусловленные различиями в системах образования. Нормативы и требования, принятые в отечественном образовании, не являются существенными для западного, и наоборот. Так, зарубежная система образования ориентирована на инициативу ребенка, на его физиологическое созревание и потребности. Если отечественная психология и педагогика во главе угла ставит принцип «обучение идет внесли развития и ведет его за собой», то зарубежная традиция следует идеям, согласно которым обучение должно идти вслед за физиологическим развитием. Так, Вальдорфская педагогика, например, считает недопустимым целенаправленное обучение ребенка до семи лет. Следующим принципом многих зарубежных концепций обучения является принцип свободного воспитания, который требует от взрослого минимального вмешательства в процесс взросления ребенка, чтобы не подави и его индивидуальность. В с вязи с этим позиция взрослого представляемся гораздо более отстраненной и мене опекающей, чем и отечественной педагогической традиции. В результате ребенок меньше ориентируется на взрослого и растет более не зависимым, менее направленным на соблюдение норм и правил. В то же время такое воспитание не предполагает избалованности ребенка. Он наделен свободой действий, но и несет за них посильную ответственность. Если ребенок топал по лужам, вопреки мнению воспитателя, ему не будут торопиться менять мокрые носки. Свобода выражения себя есть необходимое условие развития соревновательности, стремления быть первым, считающегося важнейшим качеством личности западного человека. Поэтому проявление агрессивности, драка или мелкая потасовка, не запрещается, а считается нормальным проявлением естественной агрессивности детей. Стремление к лидерству также предполагает доминирование своего мнения и недостаточную ориентацию на потребности другого человека. Еще одним моментом, осложняющим обучение таких детей в российской школе, являете я отсутствие преемственности между дошкольным западным и школьным российским образованием. Так, школьное обучение, например, в Великобритании начинается с пяти лет, а у нас - с шести. Содержание школьных программ также сильно разнится. В
связи с этим, выбирая для ребенка
зарубежную образовательную программу,
имейте в виду, что вам придется прилагать
дополнительные усилия для успешной адаптации
его в социуме, и прежде всего, специально
готовить к школе. Особенно важно уделять
больше внимания развитию произвольности,
логического мышления, речи, углублять
представления детей об окружающем мире,
развивать познавательную активность,
укреплять авторитет взрослого. ■ |