Зайцев-педагог -новатор

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 07:01, реферат

Описание работы

Общество давно беспокоит вопрос о несоответствии современных способов производства современным способам обучения.
Ещё в октябре 1967 г. в Вильямсбурге, штат Вирджиния (США) состоялась международная конференция по вопросу о мировом кризисе образования. По ее результатам Ф.Кумбс написал: «Сейчас мы наблюдаем мировой кризис образования».

Содержание

Введение 2
Немного истории 3
Что же такое «Методики Н. Зайцева»? 4
Система Зайцева 8
Заключение 9
Список использованных источников 10

Работа содержит 1 файл

Зайцев Педагог -Новатор.doc

— 69.50 Кб (Скачать)

Содержание 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Общество  давно беспокоит вопрос о несоответствии современных способов производства современным способам обучения.

     Ещё в октябре 1967 г. в Вильямсбурге, штат Вирджиния (США) состоялась международная конференция по вопросу о мировом кризисе образования. По ее результатам Ф.Кумбс написал: «Сейчас мы наблюдаем мировой кризис образования».

     В 80-90-е гг. этот вопрос стал беспокоить не только специалистов, но и политических деятелей. В первый день 1991-92 учебного года Дж. Буш выступил в одной из школ города Льюистона, штат Мэн: «Американские школы в беде, каждый день приносит новые свидетельства кризиса, охватившего их».

     Хорошее образование становится уделом элитных  школ. Массовая же школа дает брак по всему миру.

     Преодолеть  кризис, добиться соответствия существующей школы запросам развивающегося общества, не меняя весь педагогический процесс,—  дело совершенно нереальное. Кризис будет  только усиливаться: с каждым днём больных  детей становится больше, школьные нагрузки выше и требование индивидуализации обучения — настоятельнее.

     Те  же, кто понял, что «спасение утопающих  — дело рук самих утопающих», стали искать инновационные способы  обучения подрастающего поколения, существующие, как правило, вне стен государственных образовательных учреждений и позволяющие не только эффективно обучать, но сохранить при этом здоровье детей.

    • В первую очередь, это добросовестные родители, которые понимают, что если развитие ребенка пустить на самотёк, то вряд ли реализуется творческий и интеллектуальный потенциал, заложенный природой.
    • Руководители и преподаватели всевозможных центров развития и подготовки к школе также прекрасно понимают, что чем качественней и интенсивнее идёт у них процесс обучения, тем больше детей приходит и тем успешней их предприятие.
    • Творчески работающие воспитатели детских садов, которым надо готовить детей к школе.
    • Учителя, которым тесны рамки всё удушающей программы, и которые ещё могут мыслить и творить.

     Для всех этих категорий существует образовательная технология, отвечающая задачам воспитания грамотных и думающих людей. Ее автор — педагог из Санкт-Петербурга Николай Александрович Зайцев.

     Благодаря изданным уникальным пособиям по обучению чтению, письму, математике, русскому и английскому языкам, она доступна не только специалистам, но родителям и даже школьникам пятых-шестых классов, которые могут обучать своих младших братишек и сестренок.

     Теоретические и дидактические принципы, способы  работы подробно излагаются в методических руководствах к пособиям, выдержаны в единой идеологии и весьма доступны для ознакомления.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Немного истории

     Распространение и апробация методик в масштабе страны началась в 1989 году, когда возникло АО «Мазай» (директор Мартьянов Валентин Михайлович, ведущий специалист Зайцев Николай Александрович). Методические Альтернативы Зайцева легли в основу деятельности этой фирмы, а заодно и дали ей название.

     В 1989 году «Мазай», при поддержке кооператива  «Дарина-тур», наладил выпуск «Кубиков Зайцева» (1989). Позже появились: «Стосчёт» (1990), «Русский для всех» (1991), «Пишу красиво» (1991), «Грамматика английского языка» (1991) и «Техника чтения на английском языке» (1991). Увидели свет пособия по обучению чтению на украинском и казахском языках (Украина, Казахстан, 1991).

     Были  разработаны: грамматика украинского  языка, обучение чтению и грамматика белорусского языка, обучение чтению на татарском, армянском и французском  языках.

     «Мазай» провел маркетинг по всей стране, сумев  организовать обучение всех желающих как в родном городе, так и выездные семинары.

     Распространение и внедрение методик Зайцева  убедительно доказало их высокую  технологичность и эффективность

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Что же такое «Методики  Н. Зайцева»?

     

     Товарный  знак НОУДО «Методики Н.Зайцева»

     Методики  Н. Зайцева характеризуются специалистами (физиологами, медиками, психологами) как  природосообразные, здоровьесберегающие  и универсально-адаптивные, учитывающие индивидуальные особенности различных групп детей, в том числе и с особенностями психофизического развития.

     Пособия Н. Зайцева представляют собой комплекты  учебных материалов по обучению чтению, каллиграфии, математике, грамматике русского языка, английскому языку. Они предназначены для использования в домашних условиях, в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе.

     В основе методик Н. Зайцева лежит  неукоснительное соблюдение основных дидактических принципов, которые  все знают, но которые нигде не выполняются:

    1. От общего к частному и от частного к общему.
    2. От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.
    3. Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия.
    4. Системная подача материала.
    5. Алгоритмизация учебных действий.
    6. Учет физиологии восприятия учебной информации.
    7. Охрана здоровья учащихся.

     Таблицы-тренажёры, входящие в учебные комплекты, могут  служить примером наглядности, моделирования  и систематизации учебного материала. С их помощью у ребенка формируется точный образ-представление, раскрывающий сущность понятия или предмета. Таблицы выполняют роль многофункционального посредника между ребенком и взрослым: обучают, информируют, ориентируют в учебном материале, тренируют и формируют необходимые навыки.

     Обязательным  условием работы является размещение сразу всех таблиц комплекта на стенах учебного помещения. Система таблиц создает информационное поле предмета, рассчитанное на быстрое в него погружение и использование при решении многочисленных и разнообразных задач и примеров. Каждая из них нужна при введении, осмыслении, закреплении и повторении материала, призвана напоминать о проделывавшейся ранее, с опорой на нее, работе. Появляются возможности для взаимообучения учащихся.

     Как показывает широчайшая апробация, через 15-20 часовых занятий дети четырех-пяти лет начинают читать, складывать и  вычитать в пределах ста. В дальнейшем идет работа по укреплению навыков  чтения, письма и счета.

     К шести-семи годам, опять же при двух занятиях в неделю, не менее 80-90% детей способны учиться по нынешним программам для второго, третьего, четвертого классов.

     Методики  Н. Зайцева позволяют экономить  массу учебного времени при изучении грамматики русского языка, математики и английского языка не только в начальной, но и в средней школе.

     Доступность

     Дидактические принципы, приемы, способы работы подробно излагаются в методическом руководстве  к каждому пособию, содержат массу  упражнений, игр, примеров, практического  материала, необходимого педагогам и облегчающего их работу.

     Методики  сопровождаются аудио-, видеоматериалами и видео-курсами.

     Свидетельством  доступности методик являются постоянно  увеличивающиеся тиражи пособий. Многие воспитатели, учителя, в том числе  оказывающие гувернерские и репетиторские услуги, и даже родители успешно пользуются всеми пособиями без предварительного обучения под руководством специалистов.

     Косвенным подтверждением популярности методик  является то, что пособия, аналогичные  «Кубикам Зайцева», разработаны (с участием автора) и успешно используются при обучении детей и взрослых чтению на других языках.

     Охрана здоровья, развитие психофизических характеристик  учащихся

     Характерной чертой, отмечается учеными, педагогами, специалистами, является отсутствие перегрузок, ослаблений зрения и осанки, столь характерных для большинства современных методик. Занятия проводятся в игровой и соревновательной форме, с пропеванием учебных материалов (обеспеченных аудиозаписью), в движении, исключается монотонность, длительное пребывание учащихся в сидячем положении и связанные с этим школьные стрессы. Методическое обеспечение позволяет проводить занятия на воздухе.

     Зрение  и осанка часто даже улучшаются.

     Раннее  обучение чтению и счету по методикам  Н.Зайцева — надежнейшее средство диагностики. Дети ярко проявляются в деятельности, через несколько занятий любому педагогу без специальных тестов ясно, кто есть кто. Определяются как талантливые, чрезвычайно способные к обучению дети — «быстрые», так и «медленные», требующие особого внимания, а некоторые даже специального обследования. Чем раньше мы это выявим, тем больше будет шансов их выправить.

     Некоторые экономические аспекты

     Каждый  комплект пособий может использоваться как при индивидуальном обучении, так и в работе с группой  или классом, и обходится в десятки раз дешевле традиционного обеспечения индивидуальными пособиями и учебниками, фрагментарно представляющими изучаемый материал.

     Каждое  пособие может использоваться в  течение нескольких лет.

     Система Зайцева

     По  системе питерского педагога-новатора Николая Александровича Зайцева работают многие российские детские сады, её используют и некоторые центры развития, например. Из многочисленных пособий самую большую известность получили знаменитые "кубики Зайцева", играя в которые 3-4-летние дети после первых же занятий начинают читать, а малыши от года и чуть старше - говорить и читать одновременно. "Кубики Зайцева" - это коробочки разных размеров со всеми складами русского языка, которые в зависимости от склада имеют определённый цвет и заполнены определённым материалом (железками, деревяшками, медными монетками). Благодаря этому дети на ассоциативном уровне уже в раннем возрасте запоминают основные правила фонетического разбора, умеют различать гласные и согласные звуки, глухие и звонкие и т. д. Кроме кубиков, используются таблицы с теми же складами, которые можно пропевать. Математика по Зайцеву - это система таблиц, погружающая ребёнка в мир чисел и наглядно показывающая, какое число из чего состоит, какими обладает свойствами, как производить действия с числами. Таблицы рассказывают о дробях, степенях, открывают много других секретов. Во время занятий по этой системе дети могут ходить, стоять, лежать на матах, они не портят осанку, не портят зрение, потому что буквы и цифры на таблицах написаны крупным шрифтом. Система Зайцева построена по принципу наглядности: весь материал легко считывается со стены взглядом, но в отличие от Домана, обучение чтению и математике по системе Зайцева более гибкое, эффективное и простое. По системе Зайцева, однако, лучше заниматься не дома, а в группе. Она требует определённых педагогических знаний и умения пользоваться наглядными пособиями так, чтобы извлечь из них максимальную пользу.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Зайцев-педагог -новатор