Виды |
Этиология |
Патогенез |
Симптоматика |
Коррекция |
Бульбарная |
Поражение ядер
черепных нервов: языкоглоточного IX, блуждающего
X и подъязычного XII. |
Нарушения по типу периферического
вялого паралича. Наблюдается гипотонус
или атония. |
Речь невнятная, смазанная. |
Речевая терапия
проводится на фоне лечения бульбарного
синдрома с применением существующих
медикаментозных и немедикаментозных
методов воздействия. Обращают внимание
на развитие точности артикуляционных
движений, проприоцептивных ощущения
в речевой мускулатуре путем пассивно-активной
гимнастики артикуляционных мышц. Для
развития достаточной силы мышц используют
упражнения с сопротивлением. |
1) Парез
голосовых складок. Парез мышц
мягкого неба не позволяет
использовать ротовой резонатор. |
Преобладают глухие
или полузвонкие варианты, соноры
заменяются на глухие (например, рама -
тата). Речь крайне неразборчива и непонятна.
Гласные приобретают шумный оттенок (с
призвуком "Х"). Все ротовые звуки
назализованы (например, дочь- хох). Стирается
противопоставление по признаку "ротовой
- носовой". |
2) Парез
мышц артикуляции |
Язык лежит на дне
ротовой полости в артикуляции
почти не участвует. Некоторые отдельные
слова заменяются глоточным выдохом
(кот-хох). Наблюдается явление уподобления
звуков речи системе фонем другого языка.
Симптом выпадения артикуляции (например,
баба-папа-фафа-хаха). |
3) Парез
дыхательных мышц.
Уменьшается подскладочное
давление на голосовые складки |
Отсутствует четкая
координация вдоха и выдоха в
момент речи. Вдох неглубокий, поверхностный,
вялый, равен выдоху; длительная воздушная
струя не формируется. Голос затухает
к концу фразы. Наблюдаются явление
гипотонии: голос звучит слабо, тихо,
интонационно невыразительно. |
Псевдобульбарная |
Поражение кортиконуклеарного
пути на любом участке |
Центральный спастический
паралич. Растормаживание сегментарных
аппаратов продолговатого и спинного
мозга. |
Спастичность, повышенный
мышечный тонус (гипертонус), при котором
в руках повышается тонус сгибателей,
а в ногах - разгибателей. Гиперрефлексия.
Присутствуют патологические рефлексы
раннего развития (сосательный, подошвенный.
хоботковый). Отмечается нарушение тонких
дифференцированных движений пальцев
рук. Язык подтянут к глотке, движения
вверх грубо нарушаются. Присутствуют
различные синкинезии. Повышенная саливация.
Нарушена артикуляция всех сложных переднеязычных
звуков (щелевые, свистящие - щелевые губные
"В","Ф"), твердые - мягкими, взрывные
- щелевыми. Уменьшается объем и функционирование
голосовых складок: голос грубый, хриплый,
резкий с оттенком ринофонии. В общей моторике
отсутствуют произвольные движения, непроизвольные
сохранны. |
Речевая терапия должна
начинаться с первых месяцев жизни:
воспитание навыков глотания, сосания,
жевания развитие проприоцептивных
ощущения в речевой мускулатуре путем
пассивно-активной гимнастики артикуляционных
мышц развитие дыхательной функции воспитание
голосовой активности.
В дальнейшем производится
воспитание речевых кинестезий, развитие
кинестетического следового образа
в речевой мускулатуре и в
мышцах пальцев рук.
Вся речевая терапия
проводится на фоне медикаментозного
лечения.
Предварительное снижение
мышечного тонуса в речевой и
скелетной мускулатуре с помощью
подбора специальных поз и
положений для проведения логопедической
работы. |
Мозжечковая |
Поражение мозжечка
и его связей. |
Гипотония и паретичность
артикуляторных мышц, атаксия с явлениями
гиперметрии. |
Трудности в воспроизведении
и удерживании определенных артикуляционных
укладов. Выраженная асинхроничность
(нарушен процесс координации дыхания,
фонации, артикуляции). Речь замедленная,
скандированная Возникает большая истощаемость
речи; нарушается модуляция, длительность
звучания, интонационная выразительность.
Губы и язык гипотоничны, подвижность
их ограничена, мягкое. небо пассивно провисает,
жевание ослаблено, мимика вялая. Страдает
произношение переднеязычных, губных
и взрывных звуков. Может иметь место открытая
гнусавость. |
Важно развивать точность
артикуляционных движений и их ощущений,
развивать интонационно-ритмическую
и мелодическую стороны речи, работать
над синхронизацией процессов артикуляции,
дыхания и голосообразования. |
Подкорковая
(экстрапирамидная) |
Поражение экстрапирамидной
системы |
Нарушение мышечного
тонуса по типу дистонии. При поражении
паллидарной системы наблюдается паркинсонизм:
нарушаются двигательные акты по типу
гипофункций. Нарушения проявляются во
всей моторике, в том числе, и артикуляционной. |
Нарушен дыхательный
ритм, координация между дыханием,
фонацией и артикуляцией.
Движения медленные,
бедные, невыразительные с замиранием
в неудобной позе. "Поза старика"
-шаркающая походка, руки согнуты в
локтях, голова и грудь. Мимика бедная,
мелкая моторика не сформирована. артикуляция
ослабленная. |
Все речевые
занятия проводят на фоне патогенетической
и симптоматической медикаментозной
терапии. Использование рефлекс - запрещающих
позиций. Развитие произвольных движений
в артикуляционной, фонационной, дыхательной
и скелетной мускулатуре. Воспитание возможности
движений в определенном ритме и темпе,
произвольного прекращения движений и
переключений с одного движения на другое.
Разрабатывается ритмичное, произвольное
дыхание. Используются определенные ритмические
раздражители: слуховые - музыка, удары
метронома, счет, зрительные - ритмические
взмахи руками логопеда и потом самого
ребенка. Важная роль принадлежит пению
и логоритмике. Используют специальные
дыхательные игры-упражнения, надувание
мыльных пузырей, задувание свечей, игра
на губных дет. муз. инструментах (свирели,
гармошки. дудочки). Развитие артикуляции
и фонации. Развитие статико-динамических
ощущений, четких артикуляционных кинестезий.
Проводиться коллективная речевая игротерапия.
Применяются отдельные элементы аутогенной
тренировки. |
При нарушениях
стриарной системы моторика нарушается
по типу гиперкинезов |
1) хореический гиперкинез:
движения носят некоординированный,
непроизвольный, подергивающий, приплясывающий
характер;
2) атетоидный гиперкинез:
насильственные, медленные, червеобразные
движения в кистях рук и пальцев ног; 3)хореоатетоидный
гиперкинез: торсионный спазм, спастическая
кривошея, гемибаллизм, лицевой гемиспазм,
тремор, тики.
Речь прерывистая;
одни слоги растягиваются, а другие
- проглатываются; нарушены темп, модуляция,
выразительность. |
Корковая |
При эфферентной форме
поражение локализуется в области
передней центральной извилины.
|
Страдает иннервация
артикуляционной мускулатуры. |
Страдают звуки,
произношение кот. связано с наиболее
тонкими изолированными движениями
отдельных мышечных гр. яз.(р, л и др.)
Нет слюнотечения, нет нарушений голоса
и дыхания. |
На фоне медикаментозной
терапии производится развитие тонких
дифференцированных артикуляционных
движений, кинестетических ощущений,
орального и ручного праксиса. |
При афферентной
- наличие поражения в ретроцентральных
областях коры головного мозга. |
Кинестетическая апраксия
в речевой мускулатуре и в
пальцах рук. |