Заикание

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:37, реферат

Описание работы

Заикание – это следствие многих причин. Многие исследователи отмечают, что заикание у детей в большинстве случаев возникает в возрасте от 2 до 5 лет и совпадает с периодом активного развития фразовой речи.

Работа содержит 1 файл

формы дизартрии.docx

— 20.48 Кб (Скачать)
 
Виды Этиология Патогенез Симптоматика Коррекция
Бульбарная Поражение ядер черепных нервов: языкоглоточного IX, блуждающего X и подъязычного XII. Нарушения по типу периферического  вялого паралича. Наблюдается гипотонус или атония. Речь невнятная, смазанная. Речевая терапия  проводится на фоне лечения бульбарного синдрома с применением существующих медикаментозных и немедикаментозных методов воздействия. Обращают внимание на развитие точности артикуляционных движений, проприоцептивных ощущения в речевой мускулатуре путем пассивно-активной гимнастики артикуляционных мышц. Для развития достаточной силы мышц используют упражнения с сопротивлением.
1) Парез  голосовых складок. Парез мышц  мягкого неба не позволяет  использовать ротовой резонатор. Преобладают глухие или полузвонкие варианты, соноры заменяются на глухие (например, рама - тата). Речь крайне неразборчива и непонятна. Гласные приобретают шумный оттенок (с призвуком "Х"). Все ротовые звуки назализованы (например, дочь- хох). Стирается противопоставление по признаку "ротовой - носовой".
2) Парез  мышц артикуляции Язык лежит на дне  ротовой полости в артикуляции  почти не участвует. Некоторые отдельные  слова заменяются глоточным выдохом (кот-хох). Наблюдается явление уподобления звуков речи системе фонем другого языка. Симптом выпадения артикуляции (например, баба-папа-фафа-хаха).
3) Парез  дыхательных мышц.

Уменьшается подскладочное давление на голосовые складки

Отсутствует четкая координация вдоха и выдоха в  момент речи. Вдох неглубокий, поверхностный, вялый, равен выдоху; длительная воздушная  струя не формируется. Голос затухает к концу фразы. Наблюдаются явление  гипотонии: голос звучит слабо, тихо, интонационно невыразительно.
Псевдобульбарная Поражение кортиконуклеарного пути на любом участке Центральный спастический паралич. Растормаживание сегментарных аппаратов продолговатого и спинного мозга. Спастичность, повышенный мышечный тонус (гипертонус), при котором в руках повышается тонус сгибателей, а в ногах - разгибателей. Гиперрефлексия. Присутствуют патологические рефлексы раннего развития (сосательный, подошвенный. хоботковый). Отмечается нарушение тонких дифференцированных движений пальцев рук. Язык подтянут к глотке, движения вверх грубо нарушаются. Присутствуют различные синкинезии. Повышенная саливация. Нарушена артикуляция всех сложных переднеязычных звуков (щелевые, свистящие - щелевые губные "В","Ф"), твердые - мягкими, взрывные - щелевыми. Уменьшается объем и функционирование голосовых складок: голос грубый, хриплый, резкий с оттенком ринофонии. В общей моторике отсутствуют произвольные движения, непроизвольные сохранны. Речевая терапия должна начинаться с первых месяцев жизни: воспитание навыков глотания, сосания, жевания развитие проприоцептивных ощущения в речевой мускулатуре путем пассивно-активной гимнастики артикуляционных мышц развитие дыхательной функции воспитание голосовой активности.

В дальнейшем производится воспитание речевых кинестезий, развитие кинестетического следового образа в речевой мускулатуре и в  мышцах пальцев рук.

Вся речевая терапия  проводится на фоне медикаментозного лечения.

Предварительное снижение мышечного тонуса в речевой и  скелетной мускулатуре с помощью  подбора специальных поз и  положений для проведения логопедической работы.

Мозжечковая Поражение мозжечка и его связей. Гипотония и паретичность артикуляторных мышц, атаксия с явлениями гиперметрии. Трудности в воспроизведении  и удерживании определенных артикуляционных  укладов. Выраженная асинхроничность (нарушен процесс координации дыхания, фонации, артикуляции). Речь замедленная, скандированная Возникает большая истощаемость речи; нарушается модуляция, длительность звучания, интонационная выразительность. Губы и язык гипотоничны, подвижность их ограничена, мягкое. небо пассивно провисает, жевание ослаблено, мимика вялая. Страдает произношение переднеязычных, губных и взрывных звуков. Может иметь место открытая гнусавость. Важно развивать точность артикуляционных движений и их ощущений, развивать интонационно-ритмическую  и мелодическую стороны речи, работать над синхронизацией процессов артикуляции, дыхания и голосообразования.
Подкорковая (экстрапирамидная) Поражение экстрапирамидной системы Нарушение мышечного  тонуса по типу дистонии. При поражении паллидарной системы наблюдается паркинсонизм: нарушаются двигательные акты по типу гипофункций. Нарушения проявляются во всей моторике, в том числе, и артикуляционной. Нарушен дыхательный  ритм, координация между дыханием, фонацией и артикуляцией.

Движения медленные, бедные, невыразительные с замиранием в неудобной позе. "Поза старика" -шаркающая походка, руки согнуты в локтях, голова и грудь. Мимика бедная, мелкая моторика не сформирована. артикуляция ослабленная.

Все речевые  занятия проводят на фоне патогенетической и симптоматической медикаментозной  терапии. Использование рефлекс - запрещающих  позиций. Развитие произвольных движений в артикуляционной, фонационной, дыхательной и скелетной мускулатуре. Воспитание возможности движений в определенном ритме и темпе, произвольного прекращения движений и переключений с одного движения на другое. Разрабатывается ритмичное, произвольное дыхание. Используются определенные ритмические раздражители: слуховые - музыка, удары метронома, счет, зрительные - ритмические взмахи руками логопеда и потом самого ребенка. Важная роль принадлежит пению и логоритмике. Используют специальные дыхательные игры-упражнения, надувание мыльных пузырей, задувание свечей, игра на губных дет. муз. инструментах (свирели, гармошки. дудочки). Развитие артикуляции и фонации. Развитие статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий. Проводиться коллективная речевая игротерапия. Применяются отдельные элементы аутогенной тренировки.
При нарушениях стриарной системы моторика нарушается по типу гиперкинезов 1) хореический гиперкинез: движения носят некоординированный, непроизвольный, подергивающий, приплясывающий характер;

2) атетоидный гиперкинез: насильственные, медленные, червеобразные движения в кистях рук и пальцев ног; 3)хореоатетоидный гиперкинез: торсионный спазм, спастическая кривошея, гемибаллизм, лицевой гемиспазм, тремор, тики.

Речь прерывистая; одни слоги растягиваются, а другие - проглатываются; нарушены темп, модуляция, выразительность.

Корковая При эфферентной форме  поражение локализуется в области  передней центральной извилины. Страдает иннервация артикуляционной мускулатуры. Страдают звуки, произношение кот. связано с наиболее тонкими изолированными движениями отдельных мышечных гр. яз.(р, л и др.) Нет слюнотечения, нет нарушений голоса и дыхания. На фоне медикаментозной  терапии производится развитие тонких дифференцированных артикуляционных  движений, кинестетических ощущений, орального и ручного праксиса.
При афферентной - наличие поражения в ретроцентральных областях коры головного мозга. Кинестетическая апраксия в речевой мускулатуре и в  пальцах рук.
  

  

 
 

Информация о работе Заикание