Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 10:34, реферат
Мы также неоднократно говорили о том, что язык и речь - не одно и то же. Речь - устная, письменная, внутренняя - это то, чем мы пользуемся ежедневно. Язык - это система знаний о речи. Казалось бы, какая разница? Разница огромна, и носит она сугубо практический характер. Вы можете великолепно знать грамматику, но быть не в состоянии общаться, если вы не воспринимаете речь на слух. К сожалению, данная ситуация не понаслышке знакома многим.
Языковые Барьеры
Мнения преподавателей и лингвистических психологов сходятся в этой точке: языковые барьеры - это то, что чаще всего мешает взрослому человеку успешно овладевать иностранным языком.
Внешние барьеры - объективные, возникающие перед вами вне зависимости от вашего желания. Например, когда вы никак не можете подобрать для себя подходящую методику обучения, отвечающую вашим целям, или найти подходящего преподавателя.
Внутренние барьеры - субъективные, порождаются внутри вас самих, и корни их могут сидеть очень глубоко в вашем подсознании. Но также могут быть связаны с какими-то физическими проблемами (например, сниженным слухом), или с возрастом, или с общей детренированностью памяти. С субъективными, внутренними барьерами и имеет в первую очередь дело языковая психология.
Самый первый и основной барьер, который необходимо преодолеть, приступая к освоению иностранного языка, заключается в преодолении изначального страха перед такой сложной, казалось бы, задачей. Взрослому человеку на это надо решиться. С чем может быть связан этот страх? С возможностью неудачи, и как следствие - потерей веры в самого себя. С необходимостью систематических занятий - а ни одна методика в мире не обеспечит вам надёжный результат, если вы не будете регулярно заниматься. С детренированностью собственного мозга, который отвык решать новые интеллектуальные задачи… И пока не попробуешь - кажется, что изучение иностранного языка не по плечу.
Но ведь вокруг вас есть немало людей, которые в любом возрасте с интересом берутся за изучение нового, и достигают в этом положительных результатов!
Дорогие друзья, можно оказаться полностью погребёнными под всеми этими страхами, но стоит ли? Мозг тренируем (и он требует регулярной нагрузки, чтобы оставаться молодым и восприимчивым!), лень побеждаема мотивацией. Так дерзайте же, открывайте для себя новые возможности вместе с новыми языками, оставайтесь молодыми и энергичными!
Необходимо также различать лингвистический и собственно психологический барьер. Если вы не можете общаться на изучаемом языке, вполне возможно - и чаще всего это и является основной причиной всех прочих барьеров! - у вас не сформированы навыки речи на данном языке.
Мы также неоднократно говорили о том, что язык и речь - не одно и то же. Речь - устная, письменная, внутренняя - это то, чем мы пользуемся ежедневно. Язык - это система знаний о речи. Казалось бы, какая разница? Разница огромна, и носит она сугубо практический характер. Вы можете великолепно знать грамматику, но быть не в состоянии общаться, если вы не воспринимаете речь на слух. К сожалению, данная ситуация не понаслышке знакома многим.
Бессмысленно решать психологические языковые барьеры без решения проблемы барьера лингвистического. Что толку, если вы перестанете бояться разговаривать с носителями языка, не имея при этом соответствующего словарного запаса и необходимых навыков? В комплексе эта задача решается при обучении в Центре языковой психологии.
Факт в том, что современные методики обучения на 95% ориентированы на язык. CLP - единственная в мире методика, которая изначально была направлена на выработку навыков речи. На сегодняшний день эта задача может быть успешно решена полностью дистанционно, что было в том числе доказано экспериментами в Космосе.
И тем не менее, для того, чтобы решиться осваивать речь и/или язык тем или иным образом, снова встаёт вопрос о серьёзном внутреннем барьере, который присутствует у множества взрослых людей, и полностью отсутствует у любого здорового ребёнка: необходимость решиться.
Необходимость решиться на изучение чего-то нового влечёт за собой целую цепочку следующих необходимостей и событий, которые могут глобально изменить жизнь взрослого человека:
1. необходимость внимания к себе. Причём, внимания действенного, а не мнимого, когда уже недостаточно жаловаться на то, что что-то не получается, голова сегодня болит, времени нет и так далее. Для того чтобы чему-либо научиться, надо действовать - иного рецепта не найдёте.
2. необходимость самодисциплины и волевых усилий, направленных на осуществление тех самых действий.
3. необходимость трезвой самооценки и самоконтроля, которые актуальны даже при очной форме обучения, а уж при дистанционной форме - тем более.
4. по мере освоения языка, необходимость преодоления ещё более серьёзного барьера - страха начать общаться на этом языке, совершая какие-то ошибки (что неизбежно), испытывая определённое напряжение.
Но всё это вместе взятое способно изменить к лучшему жизнь того, кто на это решится и найдёт в себе силы для преодоления данных барьеров. Жизнь совершенно неожиданно может выйти за пределы обычного круга, очерченного бытом и работой. Жизнь может предоставить новые возможности и заиграть новыми красками.
В продолжение темы барьеров затронем вопрос тайм-менеджмента. Говоря по-русски - умения находить время на то, что вам действительно нужно.
Каждый из нас в глубине души знает, что фраза «нет времени» - это самая распространённая отговорка и самооправдание для того, чтобы что-то не делать, с кем-то не встречаться или откладывать в долгий ящик любые благие намерения. То есть, это самый настоящий психологический барьер, который необходимо преодолеть для того, чтобы освоить язык.
Мы сейчас скажем вам то, о чём умолчат любые языковые курсы. Вы знаете, что подавляющее большинство людей, начинающих обучение языкам, отказывается от этой затеи на полдороге?.. Это не зависит от формы обучения, и когда говорят: «Я не могу заниматься самостоятельно, поэтому я пойду на курсы, и уж совершенно точно буду туда ходить» - это очередная психологическая зацепка-отговорка. Процент не добравшихся до конца намеченного пути при различных формах обучения практически одинаков.
Почему так происходит? Причин несколько, но на первом месте - сакраментальное «нет времени».
Кстати, у дистанционных программ Центра языковой психологии в этом отношении есть значительное преимущество. Человек единожды платит деньги за свою индивидуальную программу обучения, и она остаётся у него без каких-либо временных ограничений. В отличие от курсов, которые оплачиваются вперёд и, как при абонементе в бассейн, если вы по каким-либо причинам пропустили занятия - это ваши проблемы, деньги уже не вернутся. Программа CLP может быть актуальна в любой момент. Кроме того, дистанционное обучение позволяет гибко решать вопрос о времени проведения конкретного занятия, и, что немаловажно в частности в условиях мегаполиса, слушатель не тратит время на дорогу. То есть, занятие происходит там и тогда, когда это удобно слушателю. Нередко бывает и так, что человек приступает к обучению через год, два после того, как приобрёл программу. В жизни могут возникнуть самые разные обстоятельства, но в случае с программами CLP не бывает таких, которые заставили бы человека бросить обучение и отказаться от намеченной цели.
Так когда же времени действительно нет и когда так только кажется?
Конечно, в жизни действительно бывают ситуации, когда у человека нет ни времени, ни сил на что-то, выходящее за рамки какой-то исключительно одной задачи. Назовём это экстремальными обстоятельствами. Но такие обстоятельства, как правило, не длятся долго! Период повышенных нагрузок, повышенного напряжения проходит, и человек может смело вернуться к намеченным ранее задачам. Но почему-то не всегда возвращается…
Исключительная занятость на работе также не длится постоянно, а если длится - это говорит о неумении грамотно распределять свою работу.
Поэтому давайте скажем откровенно: за словами «нет времени» в 9 случаях из 10 прячется неумение собственным временем пользоваться. И вместо того, чтобы говорить: «Я очень хочу выучить иностранный язык, но я очень занятой человек, у меня совсем нет времени», гораздо правдивее будет сказать: «Я не умею управлять своим временем. Помогите мне научиться, иначе я так и не достигну в жизни всего того, что могу достичь!»
Мы с вами остановились на обсуждении барьера времени. Этот вид психологических барьеров не является собственно языковым, потому что аргумент «нет времени» позволяет не делать очень многого, в том числе не связанного с иностранными языками.
Тайм-менеджмент, управление временем - это то, чему должен научиться каждый, кто хочет позитивных изменений в своей жизни. Управление временем лежит в основе решения массы проблем человека, не только психологического характера.
Всё сводится к очень простым шагам:
1. Составить лист приоритетов.
2. Понять, на что фактически ежедневно расходуется время.
3. Найти «чёрные дыры» в своём расписании - виды деятельности, которые неконтролируемо поглощают ваше время.
4. Оптимизировать своё расписание.
5. Освободившееся временное пространство занять тем, что для вас приоритетно.
Пройдёмся подробно по каждому пункту.
Лист приоритетов.
Сюда смело записывайте всё то, что вы хотели бы достичь в жизни. Пусть не глобально, а на данном отрезке времени.
Сначала занесите в список всё подряд. Потом - оставьте 10 позиций. Следующим шагом очистите список до 5 пунктов. И посмотрите, где у вас оказался иностранный язык! Если он не вписался в десятку, или отложите на данном этапе мысли о его изучении, или ещё более тщательно продумайте свой лист приоритетов. Вдруг вы ошиблись, и можете от чего-то отказаться в пользу изучения языка?
На что расходуется время.
Для того, чтобы понять, куда утекает ваше время, нужно неделю посвятить поминутной записи своих занятий. Да, это очень нудно, но очень информативно. Вы даже не представляете себе, насколько! «Фотография дня» должна честно фиксировать, ЧТО и КОГДА вы делаете. У вас на многое откроются глаза.
После этого возьмите лист приоритетов и фотографию своего дня, положите их рядом и сопоставьте. Вы увидите очень интересную картину. Например, желающий сбросить лишний вес не находит ни получаса в день для физических занятий. Изучающий язык за всю неделю не находит и часа для самостоятельной работы, но расстраивается от того, что «язык не идёт»…
Зато находится время на просмотр сериалов, чтение какой-то бесполезной информации в Интернете, компьютерные игрушки. Ещё несколько часов бесцельно расходуются в транспорте. И так далее, у каждого будет своя картина «чёрных дыр», безвозвратно съедающих ваше время.
Для того, чтобы оптимизировать расписание, нужно выявить «чёрные дыры» и от них избавиться (или хотя бы уменьшить их количество!). Да, это потребует значительных волевых усилий, потому что «чёрные дыры» чаще всего паразитируют на слабостях человеческих, с которыми бороться не так-то легко. Но другого варианта не предвидится.
Действуйте постепенно, но последовательно. Не стремитесь избавиться от всех временнЫх паразитов разом, начните с чего-то одного. Но сразу займите освободившееся место чем- то из своего главного списка - листа приоритетов (свято место пусто не бывает!). Вы сразу же почувствуете позитивный эффект и прилив энергии, что бывает всегда, когда удаётся что-то реально достичь в жизни.
Используя такие нехитрые приёмы, вы сможете в своей жизни найти место для иностранного языка.
Вы зря думаете, что барьер времени для изучающих иностранные языки - штука слишком банальная. «У меня сейчас нет времени» - это самая распространённая отговорка, которую слышим и мы, и наши коллеги, преподаватели иностранных языков, от своих студентов, которые либо бросают занятия, либо работают в лучшем случае на 10% от своего потенциала! Это реально существующий барьер, предшествующий многим другим видам психологических затруднений.
НА ЧТО НЕТ ВРЕМЕНИ?.. Этот вопрос стоит регулярно задавать самому себе, чтобы вовремя избавляться от нагромождения давно бессмысленных дел и ненужных обязательств.
В заключение темы о барьере времени мы приведём отрывок из письма одной нашей слушательницы, Тамары, которая поделилась с нами своей историей «недостатка времени» и любезно согласилась на публикацию на нашем сайте.
«При пересмотре своих взаимоотношений со временем иностранные языки сразу пошли в гору. Потому что выяснилось, что еженедельные встречи с преподавателем на данном этапе являются лишь очередной потерей времени и денег, отговоркой, позволяющей мне не заниматься самой. Нет, дело не в преподавателе - преподаватель был вполне профессионален, дело во мне: мне нужно было понять и разобраться, в чём и для чего именно мне нужен преподаватель, а что я обязана делать сама, и каково соотношение затрачиваемого времени и получаемого результата! Выяснилось вдруг, что преподаватель английского мне уже давно не нужен вовсе, так как достаточно работы с продвинутой программой Центра языковой психологии и чтения художественной литературы по-английски. Преподаватель итальянского, к изучению которого я приступила также по методике Центра, нужен на данном этапе примерно 1 раз в 2 месяца, а всё остальное я делаю сама. Месяца через 3-4 хорошо будет поехать в Италию и побродить там без сопровождения русскоязычного гида. Ещё понадобится поработать со специалистом Центра над решением проблемы языкового барьера: я перфекционистка, привыкла всё делать на 5+, и это может помешать мне начать говорить по-итальянски, да и в английском у меня до сих пор бывают какие-то смешные для моего взрослого возраста стеснения.
Привычка брать собственное время и складывающуюся ситуацию под собственный контроль, не перекладывая свои проблемы на других, делает своё дело не только по отношению к языкам. Выяснилось, что продвижение собственного бизнеса может занимать на много меньше времени и быть существенно более эффективным. Занятия с подросшим ребёнком также требуют не только (и не столько!) времени, сколько душевного участия. А итальянский, кстати, мы изучаем вместе, что очень подстёгивает и не даёт расслабляться, впадая в лень и откладывая занятия на завтра.
Да, по-прежнему есть вещи, на которые у меня никогда нет времени. У меня нет времени на общение с людьми, которые мне неинтересны. Нет времени на получение информации, которая создаёт хлам в голове. Нет времени на поездки по магазинам, когда эти же самые товары я могу заказать по Интернет.
Жизнь позволяет управлять собой и достигать поставленных целей. Этому я стараюсь научить ребёнка через умение управлять временем и распределять в его пространстве свои дела и развлечения. Я уверена, что каждый из нас может многого достигнуть, и никто не знает пределов своему потенциалу. Нужно только перестать находить отговорки и самооправдания, действовать, преодолевая свои барьеры!»