Взгляды Ж.Ж Руссо о физическом воспитании

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 21:38, реферат

Описание работы

Капиталистический строй складывается во Франции еще за-долго до буржуазной революции 1789-1794 годов. В стране, в основ-ном аграрной, во второй половине XVIII века широко распространи-лась капиталистическая мануфактура. Но феодальные отношения сильно препятствовали развитию капитализма. Народное движение, направленное против феодального строя, оказало большое влияние на весь ход политической жизни XVIII века. В этот период оживляется борьба писателей и ученых, выразителей буржуазной идеологии, про-тив феодальных порядков. В своих сочинениях они громили фео-дальное мировоззрение, разбивали официальные религии (некоторые просветители были атеистами) задолго до наступления революции. В 50-80-х годах XVIII века, в предреволюционные годы, их выступле-ния приобрели особенно острый характер.
Выдающееся место среди французских просветителей занима-ли Жан-Жак Руссо и философы материалисты.

Содержание

1. Введение……………………………………………………….......3 с.

2.Краткая биография………………………………………………3-4 с.

3. Педагогические работы Ж.Ж.Руссо………………………….......4 с.

4.Педагогические идеи в романе «Эмиль или о Воспитании»...4-14 с.

5.Заключение. Педагогика Ж.Ж.Руссо сегодня………………..14-15 с.

6. Список литературы……………………………………………….16 с.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.DOC

— 79.00 Кб (Скачать)

     В этом возрасте нельзя принуждать ребенка  заниматься против воли, а нужно упражнять его чувства: зрение, при помощи рисования, измерения определенных объектов, развитие глазомера; слуха – пения и музыки; осязание – распознавать тела попадающие под руки.

     В возрасте от 2 до 12 лет нельзя постоянно  уберегать ребенка от ушибов, но необходимо, чтобы он рос, познавая боль. Страдание, по мнению Руссо, первая вещь, которой должен научиться ребенок, и это умение понадобится больше всего, поэтому Эмиля он воспитывает в природных условиях, он приводит его на луг, и там ребенок бегает, прыгает, падает, но быстро встает и продолжает играть.

     Руссо выступает за то, чтобы на детей  не давили рассказами, наставлениями  о скорби, бедах, потому что в этом возрасте детский ум к этому менее всего чувствителен и поэтому, что никто не знает и не может знать, сколько бед выпадает на его долю во взрослом состоянии. Жан-Жак Руссо обращается к учителям-догматикам: «Зачем вы ему уделяете больше бедствий, чем связано с его состоянием, раз вы не уверены, что эти настоящие бедствия послужат облегчением для будущего? И как вы докажете, что дурные склонности, которые вы претендуете искоренить, не порождены в нем гораздо скорее вашими дурно направленными заботами, чем природою?»

     В этой книге автор пишет о том, что ребенок должен зависеть, но не слепо повиноваться, что он должен просить, а не приказывать. Ребенок  подчинен другим только вследствие своих  нужд и вследствие того, что они видят лучше его, что ему полезно, что может содействовать или вредить его самосохранению, даже родители не имеют права «приказывать ребенку то, что ему ни на что не нужно».

     Во  второй главе говорится о том, что нет нужды запрещать дурной поступок, нужно помешать его совершению. Также Руссо призывает нас не быть щедрыми на отказы, но и менять их нельзя. «Самый верный способ сделать ребенка несчастным – это приучить его не встречать ни в чем отказа; так желание его постоянно будет возрастать вследствие легкости удовлетворения их, но рано или поздно придется прибегнуть к отказу, а эти непривычные отказы принесут ему больше мучений, чем самое лишение того, чего он желает».

     Верх  искусства при хорошем воспитании – сделать человека разумным, а  большинство учителей-схоластов  пытаются воспитывать ребенка с помощью разума. Руссо о методах воспитания говорит: «Странно, что с тех пор, как берутся воспитывать детей, не придумали еще другого такого способа руководить ими, кроме соревнования в зависти, ненависти, тщеславия, жадности, низкого страха всех страстей, наиболее опасных, наиболее способных волновать и портить душу, даже прежде, чем сформируется тело. При всяком преждевременном наставлении, которое вбивают им в голову, в глубине их сердца насаждают порок; безрассудные воспитатели думают сделать чудо, делая их злыми с целью научить, что такое доброта, а потом важно говорят нам: «таков уж человек». Да, таков человек, которого вы сделали». Поэтому Руссо говорит: «Поступайте и противно обычаю, и вы почти всегда будете поступать хорошо».

     Руссо говорит о том, что всякому возрасту, а особенно в данный период, свойственно желание создавать, подражать, производить, проявлять могущество и деятельность. Во второй книге Руссо высказывает и такую мысль: нельзя судить детство, оно должно проявлять себя, что у детей нет еще памяти, что все у них основано на ощущениях.

     В своем произведении автор осуждает педагогов, обучающих детей наукам, требующим памяти и развитой логики, а именно – геральдики, географии, хронологии, языков и т.д., - которые не имеют связи с опытом ребенка и ему непонятны.

     В третьей книге Жан-Жак Руссо рассказывает о третьем периоде жизни ребенка. К 12 годам Эмиль крепок, самостоятелен , умеет быстро ориентироваться и схватывать важнейшее, затем окружающий мир посредством своих чувств. Он вполне подготовлен к тому, чтобы освоить умственное и трудовое воспитание. В этом возрасте подросток не обладает в достаточной мере нравственными понятиями и не может правильно понять людские взаимоотношения, а поэтому он должен изучать то, что связано с окружающим миром и природой. При выборе предметов необходимо основываться на интересах ребенка. Естественно, что интерес его направляется на то, что он видит, что изучает: география, природоведение, астрономия. Руссо развивает оригинальную «методику» получения этих знаний, основанную на самостоятельном исследовании им явлений, описывает ребенка – исследователя, открывающего научные истины, изобретающего компас и т.д.

     Руссо не хотел связывать личный опыт ребенка  с опытом человечества, выраженном в науке. Систематические знания Руссо отбросил; вместе с тем, он показал знание самодеятельности, наблюдательности, пытливости подростка.

     Свободный человек, по Руссо, должен владеть разными  видами ремесленного труда, несколькими профессиями, тогда он действительно сможет заработать свой хлеб и сохранить свободу, поэтому Эмиль обучается руду полезных профессий. Руссо считает, что «голова Эмиля – голова философа, а руки Эмиля – руки ремесленника».

     Сначала Эмиль знакомится со столярным ремеслом, живет жизнью простого рабочего, проникается  уважением к человеку труда, начинает ценить труд и отдых. Он ест хлеб, который сам заработал. Труд – воспитательное средство, а вместе с тем и общественная обязанность свободного человека.

     В этот период с 12 до 15 лет необходимо развивать любознательность, делается упор на познание окружающего путем прогулок и экскурсий, ребенок сам отвечает на возникающие вопросы. «Он не выучивает науку, а сам выдумывает ее…».

     На  шестнадцатом году Эмиль подготовлен  к жизни и Руссо возвращает его в общество. Наступает четвертый период – «период бурь и страстей» – период нравственного воспитания. На этом этапе развития ребенка нужно заниматься воспитанием человека, а не представителя сословия (судить о ближнем по самому себе). В этом возрасте Руссо отдает приоритет гуманитарному образованию в воспитании чувств и стремлений. Также в этот период продолжается активное физическое воспитание.

     Руссо выдвигает три задачи нравственного воспитания – воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли, видя перед собой все время «идеального» человека.

     Лет до 17-18 юноше не следует говорить о религии, Руссо убежден, что  Эмиль думает о первопричине и  самостоятельно приходит к познанию божественного начала.

     В этом возрасте должно быть полностью  исключено общение с противоположным  полом.

     Свою пятую книгу «Эмиля или о Воспитании» автор посвящает воспитанию девушек, в частности невесты Эмиля – Софи. Она должна быть воспитана для него, но ее воспитание должно быть противоположно воспитанию Эмиля. Назначение женщины – совершенно иное, чем мужчины. Женщина должна быть воспитана в соответствии с желаниями мужчины. Приспособление к мнениям других, отсутствие самостоятельных суждений, даже собственной религии, безропотное подчинение чужой воле – удел женщины. Руссо утверждал, что «естественное состояние» женщины – зависимость; «девушки чувствуют себя созданными для повиновения». Никаких серьезных умственных занятий им не нужно.

     5.Заключение. Педагогика Ж.Ж.Руссо сегодня.

     .В  своем произведении «Эмиль или  о Воспитании» Жан-Жак Руссо  высказывает идею о самостоятельности и самодеятельности ребенка в истории естественного воспитания. Он применяет метод естественных последствий и косвенного воздействия.

     В основе воспитания «по  Руссо» должен лежать принцип следования указаниям природы. В соответствии с этим принципом:

  1. каждому возрасту должны соответствовать особые формы воспитания и обучения.
  2. воспитание должно носить трудовой характер и способствовать максимальному развитию самостоятельности и инициативы учащегося.
  3. интеллектуальному воспитанию должно предшествовать упражнение физических сил и органов чувств воспитанников.

     Педагогические  взгляды Руссо были полезны в  то время, а некоторые актуальны и по сей день.

     Так, актуальной остается разбиение жизни  детей на этапы соразмерно их развитию и необходимость разного уровня подхода к этим этапам. Каждый этап имеет свое особое и очень важное значение. Если учитывать психологическое развитие детей на каждом этапе в обучении и воспитании, то оно проходить будет легче. А результаты будут выше и лучше.

     Также современны мысли Руссо о необходимости активизации познавательной деятельности детей, развитии у них глазомера, ориентации в пространстве, стимулирование ощущений, восприятий, памяти.

     Актуальным  и в наше время остается трудовое воспитание, по Руссо. Если бы все получали такое воспитание, то многие бы проблемы решались.

     Злободневным  в наше время стал «отказ» родителей  заниматься воспитанием своих детей. Их (детей) либо отдают в детский сад, либо нанимают гувернантку, либо дети предоставлены самим себе, а родители и только кормят, обувают, одевают, что приводит к потере поколения.

     «Эмиль  или О воспитании» – выдающееся произведение Жан-Жака Руссо, но его педагогические идеи были восприняты только передовыми деятелями Франции.

     Жан-Жак  Руссо – выдающийся педагог-гуманист, из-за романа «Эмиль или О воспитании» он вынужден был бежать за границу. А книга была сожжена на костре на одной из центральных площадей Парижа. Свою жизнь он прожил в скитаниях и умер в 1778 году. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы: 

1.Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф. Шабаева "История педагогики". Москва "Просвещение", 2006 г.

2.Д.Я.Райгодский  «Учебное пособие по педагогике»  2005 г.

3.Сластенин  В.А «Психология и педагогика»  2004 г. 

Информация о работе Взгляды Ж.Ж Руссо о физическом воспитании