Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 10:31, курсовая работа
Целью данной работы является показать приёмы взаимосвязанного обучения монологической и письменной речи.
Следующие задачи были поставлены для достижения цели:
— раскрыть понятие речевой деятельности;
— подробно изучить письменную и устную речь;
Введение………………………………………………………………………… 3
1 Речевая деятельность и её виды……………………………………………. 5
1.1 Общая характеристика речевой деятельности…………………………..... 5
1.2 Устная речь как вид речевой деятельности…………………………........ 8
1.2.1 Лингвистическая характеристика монологической речи…………….. 10
1.3 Письменная речь как вид речевой деятельности………………………... 13
1.3.1 Психофизиологическая характеристика письменной речи…………… 15
1.4 Различия между письменной и устной речью………………………....... 17
2.
Заключение……………………………………………………………………. 42
Список использованных источников………………………………………... 44
Однако в преподавании иностранных языков письменные упражнения нередко направляются на развитие устной речи учащихся. Поэтому письмо может рассматриваться как средство упрочнения навыков устной речи. Иногда оно может играть активную, формирующую роль в развитии этих навыков. В настоящее время в методической литературе подчеркивается органическая связь между письменной и устной речью. В основе этой связи лежат общность коммуникативной функции обоих видов речи, используемого языкового материала, некоторых закономерностей внутренней речи. Отсюда делается вывод о том, что обучение устной и письменной речи должно быть взаимосвязанным.
Как и любое обучение, взаимосвязанное обучение монологической и письменной речи имеет свои цели. Главной целью является совершенствования умения создавать монологические высказывания типа рассуждения и обогащение речи вариантными речевыми оборотами. Ещё одну цель можно выделить при взаимосвязанном обучении монологической и письменной речи на старшем этапе школы: формирование умения совершенствовать написанное. Оно базируется на развитии у школьников способности эффективно регулировать свои психические процессы: контролировать логику изложения мыслей, своевременно устранять ошибки и недочёты, как в содержании, так и в языковом оформлении текста. Поэтому детей учат осуществлять речевой самоконтроль, то есть самостоятельно находить и исправлять те ошибки, которые возникают в процессе мыслительной подготовки текста при переходе внутренней речи во внешнюю. Так же следует отметить, что взаимосвязанное обучение имеет и свои определённые приёмы, которые подробно рассмотрены во 2 главе.
Устная речь не представляет собой обособленный, какой-то частный случай или вид речи, а образует основу, самую сущность взаимного общения людей посредством языка. И письменная речь поэтому вовсе не исключает и не заменяет собою речь устную, что, безусловно, имело бы место, если бы устная речь и речь письменная действительно представляли собой различные виды речи. Письменная речь есть не что иное, как филированная особым образом устная речь. С помощью графических символов (букв) в письменной речи фиксируются звуки устной речи. Звуки устной речи возможно фиксировать так же и с помощью технической аппаратуры, однако воспроизведение речи с помощью, например, магнитофона никто не признает за особый вид речи. Точно таким же образом нельзя и письменную речь считать особым видом речи, потому что в письменной речи только фиксируется устная речь. Именно поэтому устная речь без письменной может существовать, а письменная речь без устной существовать не может. Когда мы читаем (воспринимаем и понимаем) чужую письменную речь, то мы всегда проговариваем (вслух или про себя — во внутренней речи) находящиеся в тексте слова и предложения. А когда мы пишем, собственноручно излагаем свою мысль на бумаге, то предварительно также обязательно проговариваем то, что собираемся написать. Устная и письменная речь — это как бы двухэтажное здание: первый этаж — устная речь, а второй этаж — письменная речь. И как не может существовать второй этаж здания без первого, так не может быть и письменной речи без устной. Выходит, что письменная речь связывается с мышлением не обособленно, не независимо от устной речи, а только через устную речь. Письменная речь поэтому не особый вид речи, а второй, более сложный этап в развитии умения пользоваться языком. Устную речь и речь письменную следует называть поэтому не видами речи, а ее основными формами, причем форма письменной речи должна рассматриваться в качестве более сложной формы, потому что она включает в себя форму устной речи.
Список использованной литературы
Информация о работе Взаимосвязанное обучение монологической и письменной речи на старшем этапе школы