Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 12:28, курсовая работа
Целью исследования являлось определение специфики работы социального педагога со студенческой семьей в профилактике конфликтов.
Объект: взаимодействие социального педагога со студенческой семьей.
Предмет исследования: работа социального педагога со студенческой семьей при профилактике конфликтов.
Задачи:
- изучить основные проблемы современной студенческой семьи;
- охарактеризовать специфику работы социального педагога со студенческой семьей в профилактике конфликтов.
Введение…………………………….………….………………………………........2
Глава 1. Основные проблемы современной студенческой семьи………….…….5
Глава 2. Специфика работы социального педагога со студенческой семьей в профилактике конфликтов…………………………………………….…………...19
Заключение………………………………………………………………..………...28
Список литературы……………………………………………………..……..........30
Приложения
Министерство образования и науки РФ ГОУВПО
Тульский
государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого
Кафедра
социально – педагогических наук, социологии
и политологии
Курсовая работа на тему:
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
СО СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬЕЙ
В ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТОВ»
Тула
2010
содержание
Введение…………………………….………….……………
Глава 1. Основные проблемы современной студенческой семьи………….…….5
Глава 2. Специфика
работы социального педагога со студенческой
семьей в профилактике конфликтов…………………………………………….……
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность. Учитывая курс государства на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, исследование студенческой семьи представляет интерес. Кроме того, очевидно, что к студенчеству относится очень большая группа населения в свете чего, исследование ее проблем также представляет интерес, поскольку в их решении заинтересованы очень многие. Ну, и само то, что автор работы относится к студенчеству определяет его личный интерес к исследуемой теме.
Студенческая семья - достаточно сложный и еще малоизученный объект исследований. Соответственно, литературы по данной теме не очень много.
Под студенческой семьей понимается такая, в которой оба супруга - студенты высшего учебного заведения, т. е. гомогенная (однородная) по социальному положению мужа и жены. Это молодая семья, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет. Дети в студенческих семьях, как правило, дошкольного возраста.
Студенческая семья в силу близости идейно-нравственных характеристик супругов обладает потенциальной способностью к успешному функционированию. Однако существует ряд преходящих социально-экономических, педагогических и административно-правовых факторов, затрудняющих реализацию положительных установок на успешное функционирование семьи в студенческие годы.
Как и все семьи, студенческие семьи не обходятся без конфликтов. Главная причина семейных несчастий, как писал Л.Н. Толстой, заключается в том, что люди воспитаны на мысли о счастье и ждут его от брака. Но даже порой после нескольких месяцев супружеской жизни горячие чувства уходят в небытие, а остаются только серые, нескончаемо однообразные, с массой самых обыденных и прозаических дел, будни.
По данным специалистов в большинстве студенческих семей конфликты имеют разнообразное содержание. Они связаны как с основными сторонами жизнедеятельности семьи, так и самым широким спектром проблем, решаемых супругами. Если в зрелой семье сфера конфликтов ограничена и причины ссор достаточно однообразны, то в молодой семье поводом для столкновений становится буквально все.
Существуют
различные определения
Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.). [16]
Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее предметом исследования воспитательных сил общества и способов их актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях создания условий для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации человека.
Разработанность проблемы в литературе. Вопросами семьи занимались такие учёные, как А. И. Антонов, Г. И. Климантова, Г. Б. Рябова. Психологию и философию семьи и семейных отношений изучали Л. М. Панкова, Л. Б. Шнейдер. Проблемы современных студенческих и социально незащищённых семей исследовали В. В. Бодрова, В. В. Бойко, Л. В. Карцева, Т. В. Свадьбина. Особенности семейных кризисов и конфликтов рассматривали А. Я. Анцупов, А. В. Курпатов, В. А. Светлов, Ю. В. Федотова. Вопросами социальной педагогики и работы социального педагога с семьями занимались такие известные учёные, как В. Г. Бочарова, С. И. Григорьев, А. В. Мудрик, Л. В. Филиппова.
В
связи с актуальностью
Целью исследования являлось определение специфики работы социального педагога со студенческой семьей в профилактике конфликтов.
Объект: взаимодействие социального педагога со студенческой семьей.
Предмет исследования: работа социального педагога со студенческой семьей при профилактике конфликтов.
Задачи:
- изучить основные проблемы современной студенческой семьи;
- охарактеризовать специфику работы социального педагога со студенческой семьей в профилактике конфликтов.
База исследования: ТГПУ им. Л. Н. Толстого.
Методы
исследования: анализ литературных
источников, синтез, наблюдение, беседа.
Глава 1. Основные проблемы современной студенческой семьи
Понятие
и общая характеристика
семьи
Семья
- это основанная на браке или
кровном родстве малая группа,
члены которой связаны
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:
- демографический - структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная);
- социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;
-
социально-экономический - имущественные
характеристики и занятость
- технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни [25].
Современная
семья весьма существенно отличается
от семьи прошлых времен не только
иной экономической функцией, но и -
что для нас еще важнее - коренным
изменением своих эмоционально-
Во-первых, большое количество студенческих семей однодетны и состоят из двух поколений - родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблингами (братьями - сестрами), тетками, дядьями и др.
Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда первый в массе студенческих семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.
В-третьих, поскольку отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, постольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.
В-четвертых, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает - на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.
Социализирующие функции семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Поэтому ограничимся следующими аспектами [28].
Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.
Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) или фемининностью (женскими свойствами). Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши.
В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию [5].
В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.