Взаимодействие социального педагога со стеденческой семьей в профилактике конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования являлось определение специфики работы социального педагога со студенческой семьей в профилактике конфликтов.

Объект: взаимодействие социального педагога со студенческой семьей.

Предмет исследования: работа социального педагога со студенческой семьей при профилактике конфликтов.

Задачи:

- изучить основные проблемы современной студенческой семьи;

- охарактеризовать специфику работы социального педагога со студенческой семьей в профилактике конфликтов.

Содержание

Введение…………………………….………….………………………………........2


Глава 1. Основные проблемы современной студенческой семьи………….…….5

Глава 2. Специфика работы социального педагога со студенческой семьей в профилактике конфликтов…………………………………………….…………...19


Заключение………………………………………………………………..………...28

Список литературы……………………………………………………..……..........30

Приложения

Работа содержит 1 файл

(1).doc

— 175.50 Кб (Скачать)

     Министерство образования  и науки РФ ГОУВПО

     Тульский  государственный педагогический университет  им. Л. Н. Толстого 
 

     Кафедра социально – педагогических наук, социологии и политологии 
 
 
 

     Курсовая  работа на тему:

     «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА СО СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬЕЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТОВ» 
 
 
 

                                                                               Выполнила:

                                                                              студентка 5 курса группы А

                                                                              факультета психологии

                                                                               Кузнецова И.Д.  

                                                                               Научный руководитель:

                                                                              Карандеева А.В. 
 
 
 
 

     Тула

     2010

     содержание

 

Введение…………………………….………….………………………………........2 

Глава 1. Основные проблемы современной студенческой семьи………….…….5

Глава 2. Специфика  работы социального педагога со студенческой семьей в профилактике конфликтов…………………………………………….…………...19 

Заключение………………………………………………………………..………...28

Список литературы……………………………………………………..……..........30

Приложения……………………………………………………………..……..........33

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Актуальность. Учитывая курс государства на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, исследование студенческой семьи представляет интерес. Кроме того, очевидно, что к студенчеству относится очень большая группа населения в свете чего, исследование ее проблем также представляет интерес, поскольку в их решении заинтересованы очень многие. Ну, и само то, что автор работы относится к студенчеству определяет его личный интерес к исследуемой теме.

     Студенческая семья - достаточно сложный и еще малоизученный объект исследований. Соответственно, литературы по данной теме не очень много. 

     Под студенческой семьей понимается такая, в которой оба супруга - студенты высшего учебного заведения, т. е. гомогенная (однородная) по социальному положению мужа и жены. Это молодая семья, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет. Дети в студенческих семьях, как правило, дошкольного возраста.

     Студенческая  семья в силу близости идейно-нравственных характеристик супругов обладает потенциальной способностью к успешному функционированию. Однако существует ряд преходящих социально-экономических, педагогических и административно-правовых факторов, затрудняющих реализацию положительных установок на успешное функционирование семьи в студенческие годы.

     Как и все семьи, студенческие семьи  не обходятся без конфликтов. Главная  причина семейных несчастий, как  писал Л.Н. Толстой, заключается в  том, что люди воспитаны на мысли  о счастье и ждут его от брака. Но даже порой после нескольких месяцев супружеской жизни горячие чувства уходят в небытие, а остаются только серые, нескончаемо однообразные, с массой самых обыденных и прозаических дел, будни.

     По  данным специалистов в большинстве  студенческих семей конфликты имеют разнообразное содержание. Они связаны как с основными сторонами жизнедеятельности семьи, так и самым широким спектром проблем, решаемых супругами. Если в зрелой семье сфера конфликтов ограничена и причины ссор достаточно однообразны, то в молодой семье поводом для столкновений становится буквально все.

     Существуют  различные определения социальной педагогики. Социальная педагогика - это  научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая  воспитательный процесс во всех возрастных группах (X. Мискес, Германия).

     Социальная  педагогика - отрасль педагогики, исследующая  социальное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.). [16]

     Такое понимание социальной педагогики позволяет  считать ее предметом исследования воспитательных сил общества и способов их актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях создания условий для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации человека.

     Разработанность проблемы в литературе. Вопросами семьи занимались такие учёные, как А. И. Антонов, Г. И. Климантова, Г. Б. Рябова. Психологию и философию семьи и семейных отношений изучали Л. М. Панкова, Л. Б. Шнейдер. Проблемы современных студенческих и социально незащищённых семей исследовали В. В. Бодрова, В. В. Бойко, Л. В. Карцева, Т. В. Свадьбина. Особенности семейных кризисов и конфликтов рассматривали А. Я. Анцупов, А. В. Курпатов, В. А. Светлов, Ю. В. Федотова. Вопросами социальной педагогики и работы социального педагога с семьями занимались такие известные учёные, как В. Г. Бочарова, С. И. Григорьев, А. В. Мудрик, Л. В. Филиппова.

     В связи с актуальностью проблемы, а также с тем, что вопросы работы с семьёй студентов по профилактике конфликтов не рассматривал никто, мы выбрали тему нашей курсовой работы: «Взаимодействие социального педагога со студенческой семьей в профилактике конфликтов».

     Целью исследования являлось определение специфики работы социального педагога со студенческой семьей в профилактике конфликтов.

     Объект: взаимодействие социального педагога со студенческой семьей.

     Предмет исследования: работа социального педагога со студенческой семьей при профилактике конфликтов.

     Задачи:

     - изучить основные проблемы современной студенческой семьи;

     - охарактеризовать специфику работы социального педагога со студенческой семьей в профилактике конфликтов.

     База  исследования: ТГПУ им. Л. Н. Толстого.

     Методы  исследования: анализ литературных источников, синтез, наблюдение, беседа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Основные проблемы современной студенческой семьи

     Понятие и общая характеристика семьи 

     Семья - это основанная на браке или  кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью  быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

     Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

     - демографический - структура семьи  (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная);

     - социально-культурный - образовательный  уровень родителей, их участие в жизни общества;

     - социально-экономический - имущественные  характеристики и занятость родителей  на работе;

     - технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни [25].

     Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и - что для нас еще важнее - коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины. Назовем лишь некоторые из них.

     Во-первых, большое количество студенческих семей  однодетны и состоят из двух поколений - родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблингами (братьями - сестрами), тетками, дядьями и др.

     Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда первый в массе студенческих семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.

     В-третьих, поскольку отношения супругов все  более определяются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, постольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.

     В-четвертых, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает - на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.

     Социализирующие функции семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Поэтому ограничимся следующими аспектами [28].

     Во-первых, семья обеспечивает физическое и  эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.

     Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни  это влияние определяющее, ибо  именно в семье идет необратимый  процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) или фемининностью (женскими свойствами). Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши.

     В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию [5].

     В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.

Информация о работе Взаимодействие социального педагога со стеденческой семьей в профилактике конфликтов