Взаимодействие социального педагога с семьей по вопросам социального воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить специфику социального педагога взаимодействия с семьей по вопросам социального воспитания.
Объект исследования: деятельность социально педагога по вопросам взаимодействия с семьей социального воспитания
Предмет исследования:
Задачи курсовой:
1. Анализ теоретических подходов к процессу взаимодействия социального педагога и семьи.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
Глава 1. Анализ теоретических подходов к процессу взаимодействия социального педагога и семьи……………………..
1.1 Характеристика теоретических подходов к функциям семьи в современном социуме ………………………………..
1.2 Семейная психолого-педагогическая культура как основа взаимодействия социального педагога и семьи …
1.3 Основные цели, принципы, направления и содержание организации взаимодействия социального педагога и семьи …
Глава 2. Эмпирические исследования взаимодействия социального педагога и семьи в Реабилитационном центре для несовершеннолетних г. Курска ……………………………………………
2.1 Методологические основы эмпирического исследования специфики профессионального взаимодействия социального педагога с семьей …….
2.2 Результаты эмпирического исследования специфики профессионального взаимодействия социального педагога с семьей …….
2.3 Социально-педагогическая программа коррекции детско-родительских отношений ……………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………..
Литература …………………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 271.50 Кб (Скачать)


Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГБОУ СПО СО «Ревдинский педагогический колледж»

 

 

Кафедра социальной и коррекционной педагогики

 

 

 

 

 

Взаимодействие социального педагога

с семьей по вопросам социального воспитания

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 


Исполнитель: Горн Р.Н.,

студентка 211 группы,

специальность 050711

«Социальная педагогика»

 

Руководитель: Емельянова О.Н.,

преподаватель 1 кв. категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         Ревда, 2012 г.


Содержание

 

 

 

Введение ………………………………………………………………………

 

 

Глава 1. Анализ теоретических подходов к процессу взаимодействия социального педагога и семьи ……………………………………………..

 

 

1.1 Характеристика теоретических подходов к функциям семьи в современном социуме ………………………………………………………..

 

1.2 Семейная психолого-педагогическая культура как основа взаимодействия социального педагога и семьи …………………………….

 

1.3 Основные цели, принципы, направления и содержание организации взаимодействия социального педагога и семьи …………………………….

 

 

Глава 2. Эмпирические исследования взаимодействия социального педагога и семьи в Реабилитационном центре для несовершеннолетних г. Курска ……………………………………………

 

 

2.1 Методологические основы эмпирического исследования специфики

профессионального взаимодействия социального педагога с семьей …….

 

2.2 Результаты эмпирического исследования специфики профессионального взаимодействия социального педагога с семьей …….

 

2.3 Социально-педагогическая программа коррекции детско-родительских отношений ……………………………………………………

 

 

Заключение …………………………………………………………………..

 

 

Литература …………………………………………………………………...

 

 


Введение

 

Актуальность проблемы курсовой работы определяется социальными условиями современного российского общества и обусловлена необходимостью преодоления противоречивых стереотипов восприятия, мышления и деятельности в целях конструктивного взаимодействия с социальной реальностью по оптимизации социальной жизни и реализации положительного потенциала социума.

Современный социум создаёт напряжённую ситуацию для семьи. В этих условиях особую значимость приобретают условия социально-педагогической работы с семьёй. Этот вид обеспечения высокого профессионального подхода входит в проблемную область теории, методики и организации социально-культурной деятельности (педагогики социально-культурной сферы), социального воспитания, социальной защиты и поддержки семьи. Особенно актуальной становится задача разработки таких социально-культурных условий системы взаимодействия по восстановлению собственного потенциала семьи, которая бы значительно снизила вероятность её десоциализации.

Научные исследования, практика профессионального взаимодействия с семьёй свидетельствуют о том, что важное значение здесь приобретает необходимость создания действенной системы социально-культурных условий. Взаимодействия социального педагога и семьи, т.к. некомпетентность в этом вопросе может ещё более осложнить внутрисемейные проблемы и негативно сказаться на участии семьи в решении проблем дальнейшего развития нашего общества.

Возникаетпротиворечиемеждупониманиемнеобходимостирезультативныхдействийповзаимодействиюсоциальногопедагогаисемьиинезнаниемусловий, путей,средств,методов,способовреализацииэтихрезультативныхдействий.

Степень научной разработанности проблемы. Ряд крупных отечественных исследователей в своих работах исследуют отдельные аспекты социального взаимодействия. Общение, межличностное взаимодействие, межличностные отношения, контакт и другие. Так, теоретические проблемы общения рассматриваются в фундаментальных работах Г.М. Андреевой, Б.Ф. Ломова и др. вопросам, связанным с межличностными отношениями  различного рода группах, где наряду с общением и взаимодействием рассматриваются вопросы коммуникации, посвящены работы A.A. Будного, Е.С. Кузьмина, В.Н. Мясищева, Л.И. Новикова и др.

Освещение проблем развития контактов между людьми и формирования межличностных отношений, воспитания культуры общения вызывает интерес и у исследователей, изучающих различные аспекты социально-культурной и культурно - досуговой деятельности: А.И. Аверьянов, О.И. Даниленко, А.Д. Жарков, С.Н. Иконникова, Т.Г. Киселёва.

В работах З.И. Никулиной, B.C. Садовской, Ю.А. Стрельцова анализируется феномен общения в клубных объединениях, их возможности в удовлетворении коммуникативных потребностей участников коллективов, роль руководителя объединения в организации общения, контактирования и пр.

Ряд исходных методологических вопросов, связанных с изучением брака, семьи в современной социологии и демографии, духовно-нравственных проблем семьи, культуры семейных отношений (что представляет для нас наибольший интерес), поставлен учёными А.И. Антоновым, И.В. Бестужевым - Лада, Э.К. Васильевой, А.Г. Волковым и др.

Как показал теоретико-методологический анализ исследования системы взаимодействия социального педагога и семьи, она становится значимой и приобретает особое звучание в настоящее время.

 

 

 

Цель исследования: выявить специфику социального педагога взаимодействия с семьей по вопросам социального воспитания.

Объект исследования: деятельность социально педагога по вопросам взаимодействия с семьей социального воспитания

Предмет исследования:

Задачи курсовой:

1. Анализ теоретических подходов к процессу взаимодействия социального

педагога и семьи;

2.

3.

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Глава 1. Анализ теоретических подходов к процессу взаимодействия социального педагога и семьи

 

1.1.           Характеристика теоретических подходов к функциям семьи в современном социуме

Семья - необходимая составляющая социальной структуры цивилизованного общества, исторически изменяющееся явление, функционирующая как институт воспроизводства человека и его воспитания. Семья является тем социально-культурным образованием, где индивид получает первый опыт организации жизнедеятельности в основных её проявлениях - в производительной деятельности и быту. В семье он приобретает навыки общения и повседневного поведения, уроки будущей семейной жизни, представления о жизненных целях и ценностях, приобщается к нормам и эталонам культуры. В этом и состоит назначение семьи. Проблема семьи как сложного социального явления и социокультурной ценности служит объектом исследования многих наук. В соответствии со спецификой своего предмета каждая из них выявляет особые стороны ее функционирования и развития. Так, в философии семья рассматривается с точки зрения смысла, назначения, сущности, жизненных идеалов, любви, счастья, радости полноценного существования Антонов А.И. Социология семьи - М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996.-304 .. Социология сосредотачивает внимание на анализе семьи как общественного института, основанного на браке и выполняющего в обществе определённые функции, на исследовании причин нестабильности части браков и путей укрепления семьи. Медицина занимается вопросами охраны детства, материнства, планирования семьи. Правоведение исследует брачно-семейные отношения как объект права. Экономика изучает хозяйственную сторону жизни семьи - потребительской, а иногда и производственной ячейки Болотов В. А. Проблема педагогического образования семьи всё ещё остаётся «за кадром // Социальная работа. - 1994. - №1/4. - С. 4-5.. Семья в демографии рассматривается как первичная ячейка возобновления поколений, особенностью которой является изучение не отдельных семей, а совокупности семей, и не отдельных людей, а поколения в целом. Эта наука исследует также-де мографическое развитие семьи, то есть все изменения в её составе, имеющие значение для воспроизводства населения.

В психологии ставятся вопросы полового созревания. Формирования и развития детоцентричности, семейного благополучия, предбрачного ухаживания и мотивации брачного выбора, любви, совместимости и взаимной адаптации. Взаимоотношений в семье, общения, рассматриваются стили семейного воспитания и их коррекции и других. В педагогических исследованиях идёт речь о воспитательном потенциале семьи, об общих основах и специфике семейного воспитания, семье как воспитательном коллективе, путях повышения педагогической культуры родителей Василькова Ю. В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) - Социально-технологический институт. - ГФ «Полиграф ресурсы», 1998. - 424 с..

Семья как социальный институт выполняет конкретные функции, то есть осуществляет определённые виды деятельности в системе общественных отношений. Вопрос о функциях семьи проблематичен и неоднозначно решается в отечественной и зарубежной науке. Наличие множества точек зрения свидетельствует о различных исследовательских подходах (философском, социологическом, психологическом, педагогическом). Классификации функций семьи многообразны, однако в них неизменно определяются следующие функции: репродуктивная, хозяйственно-экономическая, коммуникативная, организация досуга, воспитательная, отражающие общественное назначение семьи и охватывающие собой основные направления её жизнедеятельности, дающие интегральную оценку нравственной жизнеспособности общества.

Своими корнями функции уходят в потребности личностные и общественные. Потребность при этом является побудительным началом - она порождает функцию, а через функцию реализуется потребность. Это проявляется в названии функций: воспроизводство потомства, материальная взаимопомощь, совместная деятельность, взаимовоспитание, потребность личности в общении и самореализации.

Естьнеобходимостькороткоостановитьсянаихсодержании,рассматриваяэтифункцииваспектеихзначениядлясемейного воспитания.

Репродуктивнаяфункциясемьисостоитввоспроизводствежизни,продолжениичеловеческогорода. Семьяодновременнопринимаетучастиенетольковколичественном,ноивкачественномвоспроизводственаселения. Этопреждевсегосвязаносприобщениемновогопоколениякнаучно-культурнымдостижениямчеловечества (социализация, инкультурация, гоминизация), с поддержанием его здоровья, предотвращением «воспроизведениявновыхпоколенияхразличногородабиологическиханомали».

Хозяйственно-экономическая функция семьи включает в себя следующие основные компоненты: участие в общественном производстве, ведение домашнего хозяйства, накопление частного семейного имущества и обеспечение его наследования, формирование семейного бюджета, организация потребительской деятельности Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) - Социально-технологический институт. - ГФ «Полиграф ресурсы», 1998. - 424 с..

Весьма серьёзную роль в воспитании играет умело организованный досуг. Социальная роль его заключается в том, что он служит средством восстановления физических и духовных сил человека, подготавливает его к дальнейшей трудовой и общественной деятельности. Семейный досуг включает в себя: просмотр телепередач, слушание радио, чтение, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, посещение библиотек, театров, концертных залов и кинотеатров. Проведение ежегодного совместного отпуска; туристические походы, экскурсии, прогулки на природу. Занятия спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников.

Повышению роли досуга способствует благоприятный уклад семейной жизни: взаимное поддержание здоровья, жизненного тонуса, правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между её членами, планирование труда и отдыха.

Воспитательная функция семьи является одной из важнейших. В семье воспитываются и взрослые, и дети, поэтому воспитательная функция имеет три аспекта: первый - передача взрослыми членами (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) детям накопленного социального опыта (семья как институт первичной социализации); второй аспект - систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого члена в течение всей его жизни; третий аспект - постоянное влияние детей на родителей (и других членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

В последнее время социологи и психологи, помимо традиционных, всё чаще отмечают коммуникативную функцию семьи. Можно назвать следующие ее компоненты: организация внутрисемейного общения; посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой коммуникации, литературой, искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер её восприятия.

Внутрисемейное общение оказывает сильное влияние на все стороны жизни семьи, для него характерны особая доверительность, поиск моральной защиты и сопереживания, психофизиологический комфорт. Тенденции нового времени влекут за собой обогащение, умножение содержания функций. Так, К.Е. Игошев, Г.М. Миньковский Ковалев С. В. Психология семейных отношений - М.: Педагогика, 1987. - 379 с. ведут речь о появлении производительно-трудовой (или экономической) функции. Авторы отмечают, что трактовка семейного труда только как хозяйственно-бытового (с акцентом на домашнее хозяйство) требует серьёзных корректив в свете современных социальных процессов Гозман Л. Я. Психологические проблемы семьи / Л. Я. Гозман, Е. И. Шлягина // Вопросы психологии- 1985. - № 2, - С. 186-187..

Неоднозначность освещения данной темы в изученной нами литературе позволяет предположить: во-первых, высвечивается многомерность проблемы; во-вторых, в какой-то мере, очевидно, имеет место смещение социальных ролей и функций семьи; в-третьих, эти исследования создают общие предпосылки для специальных исследований по семейной проблематике. Имеют важное методологическое значение, так как позволяют определить не только направленность процессов, протекающих в современной семье, но дают возможность выявить ценностные ориентации, которыми руководствуются члены семьи в своем поведении, и в каком соотношении они находятся с ценностями, принятыми в обществе.

Информация о работе Взаимодействие социального педагога с семьей по вопросам социального воспитания