Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:33, лекция
Невозможно разобраться в проблемах и затруднениях ребенка без понимания семейного контекста его жизни. Контекстом, определяющим возможность возникновения школьной дезадаптации ребенка, тех или иных нарушений в его личностном развитии, является семья как система внутрисемейных отношений и семейного воспитания. Анализ результатов психодиагностики готовности детей к школьному обучению, мониторинга процесса адаптации первоклассников к школе показывает, что среди причин "трудной" адаптации, стойкой дезадаптации первоклассников на первый план выходят: социальная и педагогическая запущенность на предыдущих этапах развитии, длительная и массивная психическая депривация тех или иных потребностей ребенка в семье, эмоциональные расстройства и соматическая ослабленность вследствие конфликтных отношений в семье и неверного стиля воспитания.
В настоящее
время существует множество опубликованных
диагностических методик для
педагогов, учащихся, родителей. Как
же сориентироваться в этом потоке?
Как выбрать нужное?
Принципы:
• На мой взгляд, необходимо отбирать диагностический инструментарий, основываясь на следующих принципах:
• гуманизм (полученная информация ни в коем случае не должна повредить тому, кто сообщил вам сведения о себе);
• валидность (определяется тем, насколько выбранный метод изучения семьи соответствует поставленным целям);
• точность (соответствие результатов изучения уровню измеряемого качества);
• надежность (определяется тем, насколько результаты изучения устойчивы при повторных измерениях);
• корректность (определяется качеством диагностического материала).
В зависимости от поставленных целей все методики изучения семьи можно разбить на 4 блока (по основным направлениям взаимодействия):
1
блок.
Изучение и сопровождение
семьи
(предварительная и оперативная диагностика)
|
|
·социально-демографический
портрет семьи;·организация и принципы
семейного воспитания; |
Описание учащимися своего генеалогического древа. Сочинения родителей. Педагогические консилиумы. Посещение семьи. Психолого-педагогическое консультирование (беседы). Методика незаконченных предложений. |
2
блок
Привлечение родителей
к сотрудничеству со
школой (предварительная диагностика)
|
Беседы с родителями. Дискуссионные собрания. Проведение «круглых столов». |
3
блок
Информационно-просветительская
работа с родителями
(предварительная и оперативная диагностика)
|
Наблюдение. Беседы с родителями. Обсуждение педагогических ситуаций. Деловые и сюжетно-ролевые игры. Психолого-педагогическое консультирование. Тренинги, практикумы… |
4
блок
Внутришкольный мониторинг
(итоговая диагностика)
|
Анкеты для родителей. Методика незаконченных предложений. Беседы с родителями. «Круглые столы»… |