Взаимодействие с родителями как фактор предупреждения и преодоления школьной дезадаптации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:33, лекция

Описание работы

Невозможно разобраться в проблемах и затруднениях ребенка без понимания семейного контекста его жизни. Контекстом, определяющим возможность возникновения школьной дезадаптации ребенка, тех или иных нарушений в его личностном развитии, является семья как система внутрисемейных отношений и семейного воспитания. Анализ результатов психодиагностики готовности детей к школьному обучению, мониторинга процесса адаптации первоклассников к школе показывает, что среди причин "трудной" адаптации, стойкой дезадаптации первоклассников на первый план выходят: социальная и педагогическая запущенность на предыдущих этапах развитии, длительная и массивная психическая депривация тех или иных потребностей ребенка в семье, эмоциональные расстройства и соматическая ослабленность вследствие конфликтных отношений в семье и неверного стиля воспитания.

Работа содержит 1 файл

Взаимодействие с родителями как фактор предупреждения.docx

— 26.41 Кб (Скачать)

    В настоящее  время существует множество опубликованных диагностических методик для  педагогов, учащихся, родителей. Как  же сориентироваться в этом потоке? Как выбрать нужное?  

    Принципы:

    •         На мой взгляд, необходимо отбирать диагностический инструментарий, основываясь на следующих принципах:

    •         гуманизм (полученная информация ни в коем случае не должна повредить тому, кто сообщил вам сведения о себе);

    •         валидность (определяется тем, насколько выбранный метод изучения семьи соответствует поставленным целям);

    •         точность (соответствие результатов изучения уровню измеряемого качества);

    •         надежность (определяется тем, насколько результаты изучения устойчивы при повторных измерениях);

    •         корректность (определяется качеством диагностического материала).

    В зависимости  от поставленных целей все методики изучения семьи можно разбить  на 4 блока (по основным направлениям взаимодействия):

    1 блок. 
    Изучение и сопровождение семьи 
    (предварительная и оперативная диагностика)  
     

    Необходимая информация
    Методы и  методики
    Социально-демографическая  характеристика семьи:

    ·социально-демографический  портрет семьи;·организация и принципы семейного воспитания;взаимоотношения родителей со школой. Анкеты и тесты для родителей.

    Сочинения и  рисунки учащихся («Моя семья», «Мой выходной день»…). 
    Описание учащимися своего генеалогического древа. 
    Сочинения родителей. 
    Педагогические консилиумы. 
    Посещение семьи. 
    Психолого-педагогическое консультирование (беседы). 
    Методика незаконченных предложений.
 

   

    2 блок    
    Привлечение родителей к сотрудничеству со школой 
    (предварительная диагностика)  
     

    Информационные  запросы родителей; ориентация родителей  в сфере образования, наличие  свободного времени, материальных и  профессиональных возможностей
    Анкеты для  родителей. 
    Беседы с родителями. 
    Дискуссионные собрания. 
    Проведение «круглых столов».
 

  

    3 блок  
    Информационно-просветительская работа с родителями 
    (предварительная и оперативная диагностика)  
     

    Правовая, психолого-педагогическая компетентность родителей в проблемах  обучения и воспитания.
    Анкетирование и тестирование родителей. 
    Наблюдение. 
    Беседы с родителями. 
    Обсуждение педагогических ситуаций. 
    Деловые и сюжетно-ролевые игры. 
    Психолого-педагогическое консультирование. 
    Тренинги, практикумы…

4 блок   
Внутришкольный мониторинг 
 
(итоговая диагностика) 
 

    Удовлетворенность родителей качеством воспитательной работы
    Наблюдение. 
    Анкеты для родителей. 
    Методика незаконченных предложений. 
    Беседы с родителями. 
    «Круглые столы»…

Информация о работе Взаимодействие с родителями как фактор предупреждения и преодоления школьной дезадаптации