Высшее профессиональное образование РФ: современное состояние и пути развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 21:55, реферат

Описание работы

Высшее профессиональное образование – верхний уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования в трёхуровневой системе, и включающий в себя систему знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю

Содержание

Введение: 3
1. Современное состояние системы высшего профессионального образование РФ 5
1.1 Болонский процесс как реформа высшей школы 10
2. Пути развития системы высшего профессионального образования РФ 12
Заключение 14
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

Высшее профессиональное образование РФ современное состояние и пути развития.docx

— 279.28 Кб (Скачать)

     В 2003 г. Россия присоединилась к Болонской  декларации и обязалась включиться в так называемый Болонский процесс  интеграции европейских образовательных  систем, который начался в 1999 г.

     Вступление  нашей страны в Болонский процесс  главным образом воспринимается, как обязательство перейти на двухуровневую систему бакалавриат (4 года) – магистратура (2 года).

         Согласно ст. 5 федерального закона № 125 "О высшем и послевузовском профессиональном образовании":  государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования предназначены для обеспечения:

     1) качества высшего и послевузовского  профессионального образования;

     2) единства образовательного пространства  Российской Федерации;

     3) основы для объективной оценки  деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы  высшего и послевузовского профессионального  образования;

     4) признания и установления эквивалентности  документов иностранных государств  о высшем и послевузовском  профессиональном образовании. (9)

     Вышеперечисленные пункты вытекают из ключевых позиций Болонской декларации, а именно:

  1. Введение двух циклов обучения. Первый цикл для получения степени бакалавра с продолжительностью обучения 3-4 года. Второй цикл для получения степени магистра или для получения степени доктора (на условиях общей продолжительности обучения в течение 7-8 лет с научно-исследовательской разработкой по специальности).
  2. Введение кредитной системы, предусматривающей введение единой системы учета учебной работы в кредитах (на смену системы учета в часах).
  3. Контроль качества образования. Оценка качества образования основывается не на продолжительности или содержания обучения, а на тех знаниях, которые приобрели ученики.
  4. Расширение мобильности студентов и преподавательского состава, а также изменение национальных законодательных актов в области трудоустройства иностранцев.
  5. Обеспечение трудоустройства выпускников на европейском рынке труда.
  6. Обеспечение привлекательности европейской системы образования. Одна из задач Болонского процесса – привлечение в Европу большого количества студентов с других континентов мира. (10)

2. Пути развития  системы высшего  профессионального  образования РФ

     Развитие  системы высшего образования происходит в сложной ситуации. Потому что на деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее влияние оказывают факторы, среди которых основными являются:

    • социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых средств из-за проблемного положения в экономике;
    • неполнота нормативной правовой базы в области образования;
    • систематическое неисполнение норм законодательства в области образования.

     Возможные пути  развития будут, несомненно, определяться общим курсом политических реформ.

     Из-за мирового процесса глобализации государственная  политика в области образования  идет на пути интеграции с зарубежной системой, присоединение к Болонскому процессу есть тому прямое доказательство, поэтому  у российских студентов появляется возможность получать дополнительные карьерные преимущества на мировом рынке труда. Ведь глобализация при этом идет через стандарты и дипломы. Все больше образовательных программ следуют международным, а отнюдь не национальным стандартам качества. Отсюда возникает потребность так, как если система образования не участвует в международной конкуренции за иностранных студентов в конечном итоге, делает себя неконкурентоспособной не только в сфере образования, но, в перспективе, и в сфере экономики.

     Одним из путей развития является движение в сторону открытости системы высшего профессионального образования (под этим понимается участие работодателей и других социальных институтов в оценке и развитии образовательных программ.)

     Кроме этого улучшение качества образования, за счет обновления содержания учебных курсов, для обеспечения связи обучения в вузе с реальной условиями на рынке труда его выпускников. 

     Следующий путь развития – это коммерциализация образования. Увеличение доли платных образовательных учреждений.

     Так же можно выделить такой путь развития, как пересмотр и изменение формы подачи и оценки материала, знаний в учебном процессе из-за увеличения объема информационных технологий, используемых в образовании.

     Демографические процессы оказывают непосредственное влияние на ситуацию в российском образовании на всех его уровнях. Демографический спад в наибольшей степени затронул общеобразовательную школу: число учеников уменьшилось за десять лет с 22 до 14 млн. Поэтому в ближайшие годы стоит ожидать сокращение общей численности учащихся начнется на всех уровнях профессионального образования, а так же  количества абитуриентов.

     Свойственным для российского высшего профессионального образования является высокий возраст профессорско-преподавательского состава: 38,6% работающих старше 65 лет. Хоть и за  последние годы увеличился приток молодых специалистов в вузы, но все же темпы естественного старения пока выше темпов обновления профессорско-преподавательских кадров, что неизбежно приводит к  поколенческому разрыву.  

       

Заключение

     Система высшего профессионального образования  в России переживает сейчас значительные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Переход к двухуровневой системе бакалавриат (4 года) – магистратура (2 года), увеличение числа платных и негосударственных учебных заведений, все это идет к сближению с зарубежной системой образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1) Большая советская энциклопедия. Третье издание. «Советская энциклопедия». 1969—1978 гг. В 30 томах

2) Закон «Об образовании» статья 5

3) Загвязинский В. И. Теория обученияСовременная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. — М.: Академия, 2006.

4) Закон "Об образовании" статья 24

5) Индикаторы образования; Статистический ежегодник. — М.: ГУ ВШЭ, 2006

6) http://stat.edu.ru [Электронный ресурс]

7) http://www.gks.ru [Электронный ресурс]

8) Образование в Российской Федерации // Статистический ежегодник. —

М.: ГУ ВШЭ, 2005. Росстат, Россия в цифрах

9) Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125 статья 5

10)  http://www.bologna.mgimo.ru/ [Электронный ресурс]

Информация о работе Высшее профессиональное образование РФ: современное состояние и пути развития