Следует добавить,
что в федеральном Законе РФ
"О высшем и послевузовском
профессиональном образовании"
принятым Государственной Думой
19 июля 1996 года и одобренного Советом Федерации
7 августа 1996 года в статье 8 "Высшее
учебное заведение, его задачи и структура"
названы основные задачи высшего учебного
заведения. Такими задачами являются:
• удовлетворение
потребности личности в интеллектуальном,
культурном и нравственном развитии посредством
получения высшего и (или) послевузовского
профессионального образования;
• развитие
наук и искусств посредством
научных исследований и творческой
деятельности научно-педагогических
работников и обучающихся, использование
полученных результатов в образовательном
процессе;
• формирование
у обучающихся гражданской позиции,
способности к труду и жизни
в условиях современной цивилизации
и демократии;
• сохранение
и приумножение нравственных, культурных
и научных ценностей общества;
• распространение
знаний среди населения, повышение
его образовательного и культурного
уровня.
Выполнение
этих задач связано с изменение
содержания образования, особенно
в области национально-регионального
компонента, возвращение к изучению православной
традиции, так как Россия и европейский
мир живут в условиях христианской цивилизации,
возвращение в образовательное пространство
высших учебных заведений воспитательных
функций. В "Программе развития воспитания
в системе образования России на 1999-2001
годы" признается наличие малоизученных
проблем, связанных с воспитательными
функциями всех уровней современного
профессионального образования.
Учитывая, что
государственная политика в области
высшего и послевузовского профессионального
образования основывается на принципах,
определенных Законом Российской Федерации
"Об образовании", признается принцип
непрерывности и преемственности процесса
образования (Закон РФ "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании" Ст.
2, п.1) все вышеизложенные проблемы относятся
и к системе высшего профессионального
образования.
Православная
традиция и ее роль в духовном становлении
человека
Обычай, быт,
традиции народа России складывались
в лоне православной веры и
хранились в простом народе. Подлинность
народных воззрений выражается в самой
жизни. Их не встретишь в трактатах, они
не выдуманы искусственно - люди ими живут.
Проявляются обычаи в повседневности,
они устойчивы и входят в самые основания
разных областей жизнедеятельности. "Особенности
того или иного народа, - пишет М. М. Громыко,
- более открыто проявляются в простонародье:
в образованной части общества они как
бы размыты за счет активного восприятия
других культур, за счет сознательного
прикровения некоторых взглядов. В образованном
обществе "этничность" проявляется
косвенно, менее поддается фиксации со
стороны, если не заявлена самими носителями
ее" ("О воззрениях русского народа",
с. 7).
Православие
формирует особое отношение человека
к природной и социальной среде.
Окружающий мир православный человек
всегда воспринимает как мир, Богом сотворенный,
а значит, мир Божий. Да, он претерпел изменения
в процессе грехопадения человека, но
при этом сохранил изначальное свое происхождение
как творение. Если ты рожден на этой земле,
в этом конкретном месте, значит, не случайно
Господь призвал тебя из небытия в бытие
именно здесь. На этой земле ты рожден,
это и есть твоя родина, место жизни твоих
отцов - Отчизна. В понимании этого мы видим
истоки патриотизма православного человека.
Сберечь возможно только в том случае,
когда ты не будешь расточителен, будешь
брать от природы только то, что потребно
для жизни. В этом истоки самоограничения
и воздержания наших соотечественников.
Каждый человек,
согласно православным представлениям,
несет в себе образ и подобие Божие, а значит,
каждый человек - великая ценность в очах
Божиих. В этих взглядах коренится основа
трепетного отношения людей между собой,
стремление к идеализации любого другого,
который встречается, может быть, первый
раз в жизни. Любовь к другому и "собственные
нравственные ресурсы" (А. А. Ухтомский)
- основа отношений между людьми в православной
традиции.
Человек,
склонный к жизни, в основе
которой лежат критерии самоутверждения
и самосохранения, не сможет понять
того, что любовь является руководством
к познанию и к истине, "Узнает человек
до тонкости лишь то, - по замечанию А. А.
Ухтомского, - что действительно и прочно
любит" ("Заслуженный собеседник",
186). Любовь к другому, его идеализация
и покаяние в собственных грехах, видимых
через другого, - основа социального общения
в православной традиции.
Высшего единения
достигал православный народ
в Церкви, участвуя в таинстве
Святого Причащения. Причащаясь
Плотью и Кровью Христовой,
все несли в себе единую
Плоть и единую Кровь, все становились
братьями и сестрами во Христе. Вот почему
в православном мире принято обращение
"братья и сестры". Таинство объединяло
не только людей между собой, но и соединяло
каждого и всех с самим Христом.
Главным критерием
благоприятности условий, созданных
обществом для правильного развития человека
в процессе его духовного становления,
является душевный покой человека. Состояние
душевного покоя наступает только в том
случае, если человека не обличает его
совесть. Совесть не мучает человека, если
он не переступает дозволенных границ
по отношению к природе, другому человеку
и к себе.
Воспринимая
жизнь человека как непрестанное
развитие в процессе духовного
становления (что, собственно, и
обеспечивает личностный рост
человека), назовем этот процесс
"непрерывным образованием" и рассмотрим
его с точки зрения личностного роста.
"Непрерывное
образование" представляет собой
систему, включающую в себя
процесс развития, процесс духовного
становления и условия, в которых
они совершаются. В условия
входят содержательная часть процесса,
формы, в которых он совершается, целенаправленные
педагогические воздействия. Семья является
основной средой, в которой совершается
процесс непрерывного образования. Семья,
являясь частью общества, несет в себе
традиции, обычаи и предания этого общества.
Мы уже говорили, что в основе традиции
лежат религиозные воззрения народа. Семья
вместе с Церковью создает условия правильного
развития и духовного становления. По
мере роста ребенка образовательные учреждения
помогают семье осуществлять процесс
непрерывного образования в линиях семейного
образования. Мы считаем, что субъектом
образовательного процесса является семья.
Таким образом, семья - главный элемент
системы непрерывного образования. Системообразующей
основой являются традиции, обычаи и предания,
сформировавшиеся на основе религиозных
воззрений народа. Нам необходимо проследить,
как происходит взаимовлияние развития
и духовного становления, в каких формах
взаимодействуют семья, Церковь и образовательные
учреждения, как проявляются религиозные
воззрения народа на разных этапах непрерывного
образования.
Реформы образования
как попытка изменить религиозные
начала системы образования
История современной
системы образования представляет
непрерывную череду образовательных реформ.
Как правило, их суть сводится к стремлению
изменить сознание человека, его воззрения
и ценности и воспитать "человека новой
формации". Понимая, что в основе народных
воззрений лежат религиозные воззрения,
"реформаторы" основные усилия направляют
на изменение именно этой основы.
Так называемые
демократические преобразования
в нашем обществе потребовали
новых основ реформирования системы
образования. От атеизма через
оккультизм, теософию, сектантство, парапсихологию
и другие учения, получившие общее название
нетрадиционных, минуя традиционное православие,
система образования на какое-то время
нашла свое успокоение в гуманизме. Само
название этого мировоззрения происходит
от латинского "humanus", что переводится
как "человечный". В гуманистическом
мировоззрении привлекают принципы равенства,
справедливости, уважение к человеческому
достоинству, забота о благе людей. Но
по своей сути гуманизм является антихристианским
направлением, замаскированным атеизмом.
Гуманизм обожествляет человека, поклоняется
твари вместо поклонения Творцу.
Процесс разрушения
государства сопровождался целенаправленным
разрушением традиционной системы
ценностей. Патриотизм был осмеян,
воспитание целомудрия заменялось
сексуальным воспитанием, физическая
культура уступила свое место валеологии.
Наибольшим нападкам подверглась семья.
Стимулирование вольной жизни подростка,
основанной на непослушании своим родителям,
стало излюбленным приемом средств массовой
информации.
Изменилось
содержание образования. Сокращены часы
по предметам гуманитарного цикла, таких
как русский язык, русская литература,
история. Вместо основ наук все более изучаются
их прикладные направления. Целью обучения
и воспитания становятся успешность, карьера,
вхождение в общество западного типа.
Формируется система образования адаптационного
типа, позволяющая молодому человеку приспособиться
к условиям жизни в обществе, но исключающая
условия для его духовного, а значит, личностного
роста.
Необходима
такая система образования, которая
позволила бы в полной мере передавать
от одного поколения к другому знания,
опыт созидательной и творческой деятельности,
ценности, присущие народу, опыт духовной
жизни. Если мы попытаемся создать такую
школу, то неминуемо придем к школе, основанной
на православных традициях. Другого пути
нет. Невозможно искусственно создать
основания, позволяющие исправить присущую
человеку от рождения поврежденность
первородным грехом, возвысить жизнь человеческую
до Божественной высоты, включить все
познавательные силы человека, а не только
его ум, освободить от власти эгоистических
устремлений.
Отделение
государства от русской православной
культуры неминуемо приведет (и
этот процесс уже происходит)
к возникновению неоязыческих
националистических движений. В стране,
где разрушается Божественный порядок,
выражающийся в признании иерархичности
и основанных на этом порядке терпимости
и любви, неизбежны проявления национализма
как реакции на безрелигиозность государства.
Весь мир,
который принято называть цивилизованным,
живет в атмосфере христианской культуры.
Россия на протяжении тысячи лет создавала
свои традиции на основе христианских
ценностей. Без понимания христианства
ребенок не способен освоить русскую и
мировую культуру. Образовательный стандарт
должен включать в себя предметы религиозного
содержания, которые знакомят молодых
людей с основами православной христианской
веры, с православной культурой, с духовной
историей России.
Приобщение
детей всех национальностей к
мировой православной культуре позволит
им освоить культурные богатства цивилизованного
мира, облегчит процесс социализации в
нашем обществе, жизнь которого определяется
тысячелетней православной традицией.
Следует различать
многонациональное государство
от многонародного
В России всегда
жил только один единый народ, который
во всем мире принято называть русским.
По своей сути этот народ включает в себя
более 150 национальностей. Для русского
народа Православие на протяжении более
тысячи лет является государствообразующей
и культурообразующей конфессией.
Христианство,
разделившееся на восточное (византийско-православное)
и западное (римско-католическое
и протестантское), явилось основанием
культуры стран, исповедовавших
эту религию. Славянский мир,
приняв византийско-православную культуру,
создал русскую культуру, которая стала
частью мировой православной культуры.
Известно, что
национальные культуры могут
развиваться как в рамках одной
из мировых культур, так и
изолированно от них. В первом
случае национальная культура
обретает мировое значение. Но чтобы это
произошло, национальная культура должна
сохранять Божественное начало - предстояние
перед Всевышним, должна очиститься от
богопротивных обычаев и проявлений (кровавые
жертвоприношения, законы кровной мести,
война против иноверцев, колдовские и
оккультные ритуалы, развратные и растлевающие
действия, кровосмешения, примитивное
идолопоклонство и др.).
Отпадение
от мировой культуры ведет
к самоизоляции и к возвеличиванию
национальной самобытности, которая
чаще всего определяется именно
темными сторонами жизни отделившегося
сообщества, ведет к культурной деградации
и в итоге к его вымиранию или ассимиляции.
Инициатива
принижения русской византийско-православной
культуры и сведения ее к
культуре славянского народа
наблюдается не только в национальных
республиках, но часто исходит от русских,
которые объявляют себя сторонниками
равноправия всех культур и не дают себе
отчета в том, что русская византийско-православная
культура не является культурой только
славянского народа, а является мировой
культурой.
"Русский"
- это прилагательное, а не существительное.
Стать русским значит приобщиться
к особой многовековой традиции,
объединяющей все народы России
в единый, не только земной, но
и духовный, организм. В этом смысле
следует говорить о степени приобщения
человека к традиции народа, в котором
он вырос. На наш взгляд, следует говорить
не просто "русский", а - "русский
славянин", "русский чувашин, мордвин,
татарин" и так далее. Надо сказать,
что не только принадлежность к Православию
служит отличительной чертой русского.
Быть русским значит быть жителем не только
великой России, но и Святой Руси. А для
этого необходимы особые качества, а точнее
- добродетели, которые присущи православной
традиции. Не отказываясь от своих национальных
корней, человек обретает особые достоинства,
которые отличают его и выделяют как русского.
Не случайно весь мир называет любого
выходца из России, независимо от его национальности,
русским. Попытка уравнять все национальности
и через их механическое соединение создать
абстрактное российское общество похоже
на организацию особой общности "советский
народ". Такие попытки можно назвать
социальной ересью, "национальным экуменизмом".