Выготский и его теория детского развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:02, реферат

Описание работы

Выготский считает, что усвоение нового - это одна из разновидностей общественной деятельности. Эффективнее всего человек может обучаться в компании других людей, вступая во взаимодействие с ними. Среди этих людей: учителя, родители, одноклассники и ряд других, кто знает хотя бы немного больше о том, что изучает ученик. Усвоение нового материала не должно проходить в одиночестве, оно основывается на рефлективном обсуждении задачи, по меньшей мере, с одним партнером. Ограничение возможности общения с более знающими людьми, например, с одноклассниками, путем создания специальных школ может нанести только ущерб процессу усвоения новых знаний.

Работа содержит 1 файл

реферааат Выготский и его теория детского развития.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

Выготский и его теория детского развития  

 Лев Выготский  был русским психологом. Он, в  частности, исследовал процесс  усвоения детьми новых знаний  и умений, и его теорией очень  заинтересовались педагоги на  Западе. Идеи Выготского в важных  своих аспектах согласуются с интуитивным пониманием педагогами процесса обучения - усвоения знаний. Эти идеи, в частности, ставят под вопрос подход предполагающий разделение учеников в процессе обучения на основе и способностей. Выготский считает, что взаимодействие учеников с разным способностями и достижениями играет существенную положительную роль в развитии познавательной и эмоциональной сфер. Мне нравятся идеи Выготского. Я убедился на собственном опыте, что, когда учитель понимает логику тех положений, которые высказывает этот психолог, польза интегративного обучения становится для него очевидной и неопровержимой.   

 Так что  же говорит Выготский? Ниже  кратко излагаются некоторые  из его основных идей.

Социальная  основа когнитивного развития   

 Выготский  считает, что усвоение нового - это одна из разновидностей общественной деятельности. Эффективнее всего человек может обучаться в компании других людей, вступая во взаимодействие с ними. Среди этих людей: учителя, родители, одноклассники и ряд других, кто знает хотя бы немного больше о том, что изучает ученик. Усвоение нового материала не должно проходить в одиночестве, оно основывается на рефлективном обсуждении задачи, по меньшей мере, с одним партнером. Ограничение возможности общения с более знающими людьми, например, с одноклассниками, путем создания специальных школ может нанести только ущерб процессу усвоения новых знаний.  

 

Если  ученики будут делать большую  часть своей работы сами, их развитие может замедлиться. Чтобы развиваться  эффективнее, учащимся следует работать вместе с более опытными одноклассниками, которые подводили бы их к решению более сложных задач.

МакКоун (McCowan) и  др.


 

   На мой взгляд, это  главный аргумент в пользу  того, что организация класса  должна способствовать взаимодействию  «особого» ребенка с другими учениками, которые могли бы стать его помощниками. Конечно, ему важно взаимодействовать и со взрослыми. Но другие дети из его класса или школы могут стать для него большим ресурсом помощи. Выготский полагает, что дети могут поддерживать и помогать однокласснику, когда они знают больше, чем он. С помощью учителя или другого взрослого, одноклассники могут создать живую и непринужденную учебную атмосферу для учащихся с особыми потребностями.   

 Многим педагогам  известен прием разбиения процесса усвоения нового материала на шаги, когда над каждым из этих шагов работают последовательно с постепенным снижением степени поддержки. Хотя название для этого приема (scaffolding) придумал американский психолог Джером Брунер, это именно тот основной подход к преподаванию, который вытекает из идей Выготского. 

«Посредники», облегчающие усвоение нового материала   

Cодержание  усваиваемых знаний и умений  определяется культурой общества, семьи и школы. Одна из важнейших  идей Выготского в его в  теории усвоения знаний - акцент на культурную природу этого процесса. То, что изучается, должно быть важно для данной культуры. Процесс усвоения нового облегчается тремя «посредниками»: материальными объектами (или их изображениями), языком и поведением окружающих. Слово «посредники» (или «медиаторы») звучит, как что-то сложное, но на самом деле все очень просто. В основе этого термина лежит понимание того, что любая культура помогает подняться с одного уровня развития когнитивных и эмоциональных способностей на другой путем использования каких-то конкретных вспомогательных механизмов и через реакции окружающих на их использование.   

 Материальные объекты - это изображения конкретных объектов или  сами объекты, которые вы и ваши ученики используете во время уроков.   

 Язык - это инструмент, который помогает перейти от конкретных вещей к абстрактным понятиям. Процесс этого перехода во многом зависит от социального взаимодействия. Слова используются для того, чтобы помочь ученику подниматься по ступенькам овладения знаниями. Вначале должно пройти какое-то время, пока вы убедитесь, что ученик способен воспринять и понять язык, с помощью которого вы даете ему новую информацию. Продолжительность этого периода будет варьироваться от ученика к ученику, и этот процесс не стоит торопить. Во время обучения спешка не лучший помощник. Главное, убедиться, что ученик воспринял и понял значение новых слов. Если вы понаблюдаете за тем, как ребенок реагирует на то, что вы рассказываете, вы увидите, воспринял ли и понял ли он новые слова и термины.   

 Следующий  шаг - дать ученику возможность  самому использовать этот язык  в процессе дальнейшего обучения.  

 

Вначале дети учатся использовать слова в  ситуациях социального взаимодействия; сперва они реагируют на слова  других людей, затем пользуются словами в межличностном общении, стараясь привлечь к себе внимание или направить действия окружающих. Впоследствии они будут открыто пользоваться словами и языком, чтобы руководить своими собственными действиями.

Г.Л. Пик и  Дж. Гиппенрейтер


 

   Учителя обычно называют такой подход «проговариванием задачи». Этот прием позволяет определить, насколько ученик понимает задачу. Выражение мыслей вслух помогает сделать большой шаг в сторону успешного контроля над своими действиями и влияния на действия окружающих. Конечно, говоря об учениках с ограниченными возможностями, следует заметить, что устная речь может не подойти для выражения их мыслей. Альтернативой речевому общению могут послужить знаки, символы, послания, записанные печатными буквами, и другие формы выражения.

Зона  ближайшего развития   

 Все, о  чем мы говорили, подводит нас  к одному из важнейших достижений  Выготского - идее « зоны ближайшего  развития».  

Эта идея заключается  в том, что все знания, которым  можно научить, делятся на три  части. Первая - это то, что ученик уже знает. Даже ребенок с самыми большими трудностями в обучении что-то знает. Уровень его знаний может быть значительно ниже уровня знаний другого ученика, но этими знаниями владеют все ученики и вы тоже. Они тоже имеют ценность, и не следует ее принижать только потому, что другие научились тому же самому раньше и с большей легкостью.  

 Третья часть  - это то, что нам абсолютно  неизвестно. Всем нам есть чему  учиться. Выражение «учеба длиною  в жизнь», такое популярное среди  педагогов, очень хорошо отражает эту область знаний.  

 Между первой  и третьей частями находится  вторая и самая важная. Это зона ближайшего развития, зона, в которой происходит обучение. Для ребенка она может стать областью захватывающего приключения, а может -зоной постоянных неудач. Чем она станет для него - решать учителю. Ваш темп должен подходить каждому ученику. Если вы будете идти слишком медленно, обучение не будет продвигаться вперед. Если вы будете идти слишком быстро, ваш ученик будет подавлен и перегружен.  

 Поскольку  вы учитель, ваш ученик находится  в зоне ближайшего развития, и  ему требуется ваше руководство,  чтобы продвигаться вперед. Звания «Учитель» вы будете заслуживать настолько, насколько будете обеспечивать ему это руководство.

  • Все, что происходит в зоне ближайшего развития, отражает вашу культуру. Не важно, на каком уровне находится ваш ученик и какое задание нужно выполнить; главное - это то, что диктует культура.;
  • Динамика того, что происходит в зоне ближайшего развития, носит социальный характер. Хотя акт усвоения нового материала может быть нацелен на расширение познавательной сферы, в нем присутствуют эмоциональные компоненты, которые возникают в процессе социального взаимодействия учителя и ученика...
  • Любая деятельность в зоне ближайшего развития играет роль «посредника» . Ваши «посредники» - это материальные объекты, язык и поведение.
  • Время, проведенное в зоне ближайшего развития, напрямую зависит от того, сколько времени у вашего ученика уходит на то, чтобы воспринять и впитать в себя новую информацию. Причем, это вопрос не скорости, а глубины восприятия. Как только информация усвоена на приемлемом уровне, ученик переходит из зоны ближайшего развития в зону неизвестного. Развитие имело место, и на горизонте появляются новые знания.
  • Усвоение нового — это процесс, во время которого учащийся использует то, что уже знает, чтобы научиться чему-то новому, идя в том темпе, который для него приемлем.
  • Как только ученик овладевает новыми знаниями, он делает шаг вперед и приближается к еще не известному.
  • Каждый акт усвоения нового материала - шаг вперед, так он и должен расцениваться.

 

   Понятие о зоне  ближайшего развития и того, что  с ней связано, - один из самых  замечательных инструментов для  педагогов.   

 МакКоун  и его коллеги в 1996 году предложили несколько ответов на естественный вопрос «Как определить зону ближайшего развития ученика?». Вот три ответа, ни один из которых, я думаю, вас не удивит.

  1. Наблюдайте за своими учениками во время занятий. Я предлагаю также поговорить с родителями, чтобы они поделились с вами своими наблюдениями.
  2. Попытайтесь выяснить у своего ученика, почему он дает такие или иные ответы на вопросы или ведет себя тем или иным образом. И, опять же, вы можете поговорить с родителями. Кроме того, если у ученика большие проблемы с общением, вы можете поговорить с одноклассниками, ассистентом учителя или другими знающими людьми.
  3. Проведите формальную оценку способностей вашего ученика. Я лично согласен с идеей оценки способностей, но меня не очень волнует, насколько она формальна. Я уверен, что вы как учитель сможете многое узнать, следуя первым двум пунктам и с помощью ежедневной неформальной оценки в классе.

Основные  идеи Выготского  

 Как это  всегда бывает с настоящими  истинами, основные идеи Выготского  очень просты.

  1. Усвоение нового материала - это социальный вид деятельности, осуществляемый во взаимодействии ученика и учителя.
  2. В роли педагога может выступать как профессионал, так и родитель, одноклассник или любой человек, который знает больше, чем ученик и способен передать ему свои знания.
  3. То, что ученик должен усвоить, можно разбить на шаги в зависимости от способностей ученика.
  4. Помочь в обучении могут конкретные предметы и материалы, язык и поведение взаимодействующих с учащимся людей.

Л.С.ВЫГОТСКИЙ  И ЕГО ШКОЛА

1. Смена научного мировоззрения

Этапы становления  и развития советской детской  психологии неразрывно связаны с  историческими преобразованиями, которые  начались в нашей стране в 1917 году. Как бы ни относиться к тому, что  свершилось тогда, справедливость требует признать, что по масштабу, трудности и новизне задач, возникших во всех областях жизни, это была эпоха, которая, пользуясь словами Ф.Энгельса, "нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености". В психологии такой личностью стал Л.С.Выготский. Он строил теорию развития сознательной личности ребенка "в обстановке всеобщей революции" и само его учение было "насквозь революционным". Революционными были жизнь и творчество многих русских интеллигентов, и здесь надо согласиться с поэтом: "'Времена не выбирают, в них живут и умирают"

Замечено не только нами, что развитие научной  генетической психологии совпадало  с фундаментальными изменениями  в структуре общества и культуры. Именно эти изменения ставят перед наукой новые генетические цели [223].

Вся научная  деятельность Л.С.Выготского была направлена на то, чтобы психология смогла перейти "от чисто описательного, эмпирического  и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности". Он ввел новый – экспериментально-генетический метод исследования психических явлений, так как считал, что "проблема метода есть начало и основа, альфа и омега всей истории культурного развития ребенка". Л.С.Выготский разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития. Он предложил иное понимание хода, условий, источника, формы, специфики и движущих сил психического развития ребенка; описал эпохи, стадии и фазы детского развития, а также переходы между ними в ходе онтогенеза; он выявил и сформулировал основные законы психического развития ребенка. Без преувеличений можно сказать, что Л.С.Выготский сделал все, чтобы детская психология стала полноценной и подлинной наукой, имеющей свод предмет, метод и закономерности; он сделал все, чтобы эта наука смогла решать важнейшие практические задачи обучения и воспитания детей, по-новому подходить к проблемам возрастной нормативной диагностики психического развития.

Истина теории Л.С.Выготского освещала не только заблуждения  современных ему биологизаторских теорий развития, но и предостерегала будущие поколения ученых от некритического заимствования чуждого научного мировоззрения. Л.С.Выготский писал: "Для диалектически-материалистического мышления проблема развития является центральной и основной для всех областей действительности и для всех областей научного знания. Однако не всякое решение этой проблемы приближает нас к истинному пониманию объективной диалектики действительности. Этому истинному пониманию противостоят не только метафизические теории, отрицающие в корне саму идею развития, но и теории, проводящие ложные идеи развития" [39, с. 12].

К этим ложным идеям  относятся прежде всего теории эмпирического  эволюционизма, опасность возрождения  которых постоянно ощущается  в детской психологии на протяжении последних лет. Эмпирический характер подобных теорий, писал Л.С.Выготский, "приводит к тому, что они теряют всякую теоретическую устойчивость, вбирая в себя и эклектически ассимилируя чужеродные элементы" [39, с. 12].

Центральной для  всей истории советской психологии стала проблема сознания. В философском плане сознание обычно понимают как специфическую особенность человеческой психики, формирующуюся в системе общественных отношений, в труде, на основе речи и освоения различных форм общественного сознания. Подчеркивается не только обусловленность сознания людей их общественным бытием, но и его активная роль в деятельности людей, когда "сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его" [46, с. 194].

Информация о работе Выготский и его теория детского развития