16 правил искусства развивать нравственность
- Добродетели должны быть внедряемы юношеству все без исключения.
- Прежде всего основные, или, как их называют «кардинальные» добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.
- Мудрость юноши должны почерпать из хорошего наставления, изучая истинное различие вещей и их достоинство.
- Умеренности пусть обучаются на протяжении всего времени обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, сне и бодрственном состоянии, в работе и играх, в разговоре и молчании.
- Мужеству пусть они учатся, преодолевая самих себя, сдерживая свое влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота, гнева.
- Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность.
- Особенно необходимые юношеству виды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде.
- Благородное прямодушие достигается частым общением с благородными людьми и исполнением на их глазах всевозможных поручений.
- Привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьезным или занимательным делом.
- Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель — готовность услужить другим и охоту к этому.
- Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой.
- Добродетелям учатся, постоянно осуществляя честное.
- Пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, кормилиц, учителей, сотоварищей.
- Однако нужно примеры сопровождать наставлениями и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание.
- Самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества испорченных людей, чтобы они не заразились от них.
- И так как едва ли удастся каким-либо образом быть настолько зоркими, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам совершенно необходима дисциплина.
Литература
Красновский А. А., Я. А. Коменский, М., 1953;
Материалы науч. сессии АПН РСФСР, посвящённой 300-летию опубликования собрания дидактических трудов Я. А. Коменского (13-14 декабря 1957 г.), М., 1959;
Альт Р., Прогрессивный характер педагогики Коменского, пер. с нем., М., 1959;
Лордкипанидзе Д., Ян Амос Коменский, М., 1970.