Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:02, реферат
Выбор профессии педагога, решение поступить в педагогический вуз, стать учителем начальный этап длительного процесса профессионального самоопределения. На любом отрезке этого пути возможен пересмотр позиции. Но даже и при этом условии сделанный выбор сам по себе становится важной вехой жизненного пути.
Мотивы выбора
Выбор профессии педагога, решение поступить в педагогический вуз, стать учителем начальный этап длительного процесса профессионального самоопределения. На любом отрезке этого пути возможен пересмотр позиции. Но даже и при этом условии сделанный выбор сам по себе становится важной вехой жизненного пути.
Достаточно хотя
бы бегло упомянуть все
Выбор учительской профессии
Прежде всего необходимо соотнести собственные склонности, способности, желания с особенностями профессии, ее спецификой. Только в том случае, как уже говорилось, если объективное значение и цели профессиональной деятельности совпадают с ее личностным смыслом, можно говорить о предрасположенности личности к данной профессии уже на стадии ее выбора. Определить эту предрасположенность позволяют мотивы выбора профессии.
Если молодой человек в профессии педагога ценит именно возможность передать свой опыт, знания, взгляды; мысли, чувства, свои ценностные ориентации другим людям, если он увлечен самим процессом целенаправленного общения с молодежью, можно говорить о мотивационной предрасположенности к профессии педагога. Чем раньше выявлены эти потребности, чем полнее приняты цели деятельности, тем сознательнее и прочнее выбор, тем меньше неожиданностей и разочарований в будущем.
Уже многие годы престижная оценка профессии учителя у выпускников средней школы была невысока, устойчиво занимая лишь средние места на шкале престижа. [4]
В последнее время среди
Многие молодые люди, которые, зная о теневых сторонах учительской деятельности, не придают им значения, потому что в их восприятии действительную ценность имеют самый смысл и социальная значимость труда воспитателя. Эта позиция, в частности, свидетельствует о готовности преодолевать трудности, о развитом чувстве гражданской ответственности.
В педагогический институт поступают, как правило, потому, что людей привлекает своеобразие и исключительное значение профессии. Так, наибольший вес имеют мотивы, связанные с осознанием высокой социальной миссии педагога. Опрошенные подчеркивают общественную значимость и важность профессии учителя. Нередко в интервью и сочинениях абитуриенты и студенты педвузов противопоставляют гуманность педагогического труда, его важную социальную роль всем сложностям и трудностям работы в школе. “Профессия учителя очень сложная, тяжелая, но благородная и нужная людям”, “Профессия учителя и врача самые важные. Я с уверенностью могу сказать, что меня не пугают будущие трудности” .
Мотивы, связанные
с осмыслением профессии как
общественного блага и
Анализируя ситуацию выбора профессии, важно понять, как объективные предпосылки выбора трансформируются в личностно значимые и активные побуждения, направляющие профессиональную деятельность. Человек не просто реагирует на конкретные условия, объективные обстоятельства, импульсы среды, общества, но и соотносит их со своим индивидуальным жизненным опытом. Именно мотив связывает ситуацию выбора и опыт личности, отраженный в сложившейся у нее системе ценностных ориентации, установок и интересов. Как происходит “кристаллизация” мотива в процессе дрофессионального выбора?
В последнее время отмечается,
что для выпускников средней школы основой привлекательности
Наиболее общей
по отношению к педагогической деятельности
областью интересов и активности
личности является сфера гуманитарного
труда. Замечено, что гуманитарная направленность
потенциально содержит большие возможности
для формирования предрасположенности
к профессии учителя. Интерес
к человеку, формированию его личности,
желание работать с людьми непременные
условия успешного развития педагогической
деятельности. В то же время и
стремление к саморазвитию, самосовершенствованию,
характерное для гуманитариев, также
может служить воспитательным целям.
По данным Н. А. Беляевой, наиболее высокую
оценку профессии учителя дают учащиеся,
предпочитающие гуманитарные сферы
деятельности и имеющие высокую
успеваемость по предметам именно этого
цикла. Как показали интервью с молодыми
людьми, избравшими профессию учителя,
85,7% из 112 проинтервьюированных отмечают
среди любимых предметов в
школе гуманитарные предметы. Сходное
явление наблюдается в том
случае, когда опрошенные отмечают
влияние на выбор профессии любимого
учителя. При этом далеко не всегда
“наследуется” специализация
Вместе с тем интерес главным образом к предмету столь же характерен для многих абитуриентов. На изучение определенной научной дисциплины особенно ориентированы мужчины.
То же самое относится и к мотиву,
связанному со стремлением к
Нередко познавательный мотив в ситуации выбора профессии учителя рассматривают как “мотив-антипод”, “мотив-антагонист” истинно педагогическим мотивам. На наш взгляд, важно подчеркнуть, на каком фоне выступают эти мотивы, каково их место в иерархии мотивов, побуждающих человека приобщаться к педагогической деятельности.