Выбор профессии педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:02, реферат

Описание работы

Выбор профессии педагога, решение поступить в педагогический вуз, стать учителем начальный этап длительного процесса профессионального самоопределения. На любом отрезке этого пути возможен пересмотр позиции. Но даже и при этом условии сделанный выбор сам по себе становится важной вехой жизненного пути.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 22.08 Кб (Скачать)

Мотивы  выбора     

Выбор профессии педагога, решение поступить  в педагогический вуз, стать учителем начальный этап длительного процесса профессионального самоопределения. На любом отрезке этого пути возможен пересмотр позиции. Но даже и при этом условии сделанный выбор сам по себе становится важной вехой жизненного пути.     

Достаточно  хотя бы бегло упомянуть все обстоятельства принятия подобного решения, чтобы стало ясно: в нем как в фокусе сходятся все притязания, все основные ожидания и не только самого молодого человека, но и его близких, родителей, друзей. Все ждут, кем же будут выпускники школы. Ждет сама школа. Ждут родители. Ждет и сам абитуриент. И хотя факторов, влияющих на его выбор, множество: тут и учет собственных возможностей, и престиж в коллективе сверстников, и традиции семьи, в конечном счете это он сам делает выбор. На первый взгляд решение стать учителем (если поступление в педагогический вуз связывается именно с этой профессией) ничем не отличается от любого другого. Завтрашний врач, инженер, архитектор тоже испытывают все превратности выбора профессии. Они тоже подчас ошибаются, им тоже угрожает разочарование в избранном пути. Но, как уже говорилось, сердцевиной учительской профессии является воспитание, передача другим не только знаний по предмету, но и социальных и нравственных норм, ценностей. Это делает выбор особенно ответственным, а роль необычной. [6]     

Выбор учительской профессии сознательный акт социальной саморегуляции. Как  он осуществляется?      

Прежде  всего необходимо соотнести собственные  склонности, способности, желания с  особенностями профессии, ее спецификой. Только в том случае, как уже говорилось, если объективное значение и цели профессиональной деятельности совпадают с ее личностным смыслом, можно говорить о предрасположенности личности к данной профессии уже на стадии ее выбора. Определить эту предрасположенность позволяют мотивы выбора профессии.     

Если  молодой человек в профессии  педагога ценит именно возможность  передать свой опыт, знания, взгляды; мысли, чувства, свои ценностные ориентации другим людям, если он увлечен самим процессом  целенаправленного общения с  молодежью, можно говорить о мотивационной предрасположенности к профессии педагога. Чем раньше выявлены эти потребности, чем полнее приняты цели деятельности, тем сознательнее и прочнее выбор, тем меньше неожиданностей и разочарований в будущем.

Уже многие годы престижная оценка профессии учителя  у выпускников средней школы  была невысока, устойчиво занимая  лишь средние места на шкале престижа. [4]     

В последнее время среди выпускников  средней школы почти нет ярких  различий в оценке профессий, наблюдается  “сравнительная гомогенность шкалы престижа” (М. X. Титма). Это одно из проявлений того факта, что выбор профессии по ее статусу в нашей стране все больше теряет свой социальный характер и решающим становится содержание будущей трудовой деятельности. Характерно, что среди разных групп абитуриентов, студентов, молодых специалистов шкала престижа наиболее однородна у выпускников школы. Для них различия в социальной позиции представителей разных профессиональных групп несущественны. Наиболее высок престиж учителя в сельской местности. [6]     

Многие  молодые люди, которые, зная о теневых  сторонах учительской деятельности, не придают им значения, потому что  в их восприятии действительную ценность имеют самый смысл и социальная значимость труда воспитателя. Эта  позиция, в частности, свидетельствует о готовности преодолевать трудности, о развитом чувстве гражданской ответственности.

В педагогический институт поступают, как правило, потому, что людей привлекает своеобразие  и исключительное значение профессии. Так, наибольший вес имеют мотивы, связанные с осознанием высокой социальной миссии педагога. Опрошенные подчеркивают общественную значимость и важность профессии учителя. Нередко в интервью и сочинениях абитуриенты и студенты педвузов противопоставляют гуманность педагогического труда, его важную социальную роль всем сложностям и трудностям работы в школе. “Профессия учителя очень сложная, тяжелая, но благородная и нужная людям”, “Профессия учителя и врача самые важные. Я с уверенностью могу сказать, что меня не пугают будущие трудности” .     

Мотивы, связанные  с осмыслением профессии как  общественного блага и социальной ценности, несомненно, оказывают влияние  на стабильность выбора и последующее  профессиональное самоопределение. Почти 60%  из тех, кто назвал эти мотивы в качестве ведущих на стадии поступления в вуз, впоследствии не только не раскаялись, но утверждают, что вновь повторили бы сделанный выбора Но даже и в этой группе с годами происходит переоценка ценностей, появляются сомнения. 10% полагают, что, если бы им пришлось вновь выбирать профессию, учителями бы они не стали. Выбор и последующее самоутверждение  в  профессии процесс  не  простой.  Естественно, что определенная  часть учителей  по  разным  причинам переживает  ощущение неудовлетворенности. И все  же тенденция такова: чем выше уровень социально-профессиональных ожиданий молодых специалистов, тем выше их сопротивляемость естественным трудностям в процессе профессионального самоутверждения, тем надежнее закрепляются позитивные взгляды на профессию.  В свою очередь, достигнутые  успехи вновь  и вновь  убеждают в правильности сделанного выбора. [1]     

Анализируя ситуацию выбора профессии,  важно понять, как объективные предпосылки выбора трансформируются в личностно значимые и активные побуждения, направляющие профессиональную деятельность. Человек не просто реагирует на конкретные условия, объективные обстоятельства, импульсы среды, общества, но и соотносит их со своим индивидуальным жизненным опытом. Именно мотив связывает ситуацию выбора и опыт личности, отраженный в сложившейся у нее системе ценностных ориентации, установок и интересов. Как происходит “кристаллизация” мотива в процессе дрофессионального выбора?     

В последнее время отмечается, что  для выпускников средней школы  основой привлекательности конкретных видов труда являются более общие  представления о сфере труда (М. X. Титма). Выбор профессии осуществляется уже в рамках данной сферы, так что у многих абитуриентов имеется как бы “запасной вариант”. Особенно ярко это проявляется в позиции абитуриентов университетов. Среди них немало молодых людей, которые, трезво оценивая ситуацию и свои возможности, понимают, что в будущем они могут стать учителями, хотя наиболее привлекательной остается, например, деятельность научного работника. И эта будущая перспектива их не пугает, не отталкивает и учитывается уже при выборе высшего учебного заведения. Чтобы не считать выбор педагогического вуза своего рода “уступкой”, необходимо учесть большие исследовательские возможности педагогической деятельности. Правда, статус учителя-исследователя еще не вполне определен, как и не ясны перспективы его научного роста. [6]     

Наиболее общей  по отношению к педагогической деятельности областью интересов и активности личности является сфера гуманитарного  труда. Замечено, что гуманитарная направленность потенциально содержит большие возможности  для формирования предрасположенности  к профессии учителя. Интерес  к человеку, формированию его личности, желание работать с людьми непременные  условия успешного развития педагогической деятельности. В то же время и  стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, характерное для гуманитариев, также  может служить воспитательным целям. По данным Н. А. Беляевой, наиболее высокую  оценку профессии учителя дают учащиеся, предпочитающие гуманитарные сферы  деятельности и имеющие высокую  успеваемость по предметам именно этого  цикла. Как показали интервью с молодыми людьми, избравшими профессию учителя, 85,7% из 112 проинтервьюированных отмечают среди любимых предметов в  школе гуманитарные предметы. Сходное  явление наблюдается в том  случае, когда опрошенные отмечают влияние на выбор профессии любимого учителя. При этом далеко не всегда “наследуется” специализация этого  учителя как предметника. [7]     

Вместе  с тем интерес главным образом  к предмету столь же характерен для  многих абитуриентов. На изучение определенной научной дисциплины особенно ориентированы  мужчины.     

То  же самое относится и к мотиву, связанному со стремлением к самосовершенствованию. Этот мотив свидетельствует о  сознательном выборе в том случае, когда он также “педагогически окрашен”.

Нередко познавательный мотив в ситуации выбора профессии  учителя рассматривают как “мотив-антипод”, “мотив-антагонист” истинно педагогическим мотивам. На наш взгляд, важно подчеркнуть, на каком фоне выступают эти мотивы, каково их место в иерархии мотивов, побуждающих человека приобщаться к педагогической деятельности.

Информация о работе Выбор профессии педагога