Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 18:25, лекция
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку.
Характеристика психологии как науки.
Отрасли современной психологии.
Взаимосвязь психологии и педагогики.
Методы исследования в психологии:
наблюдение,егоразновидности; типы и виды опроса; тестирование, виды тестов. экспериментальный метод в психологии.
Вопросы для обсуждения.
наблюдение,егоразновидности;
Вопросы для размышления.
Практические задания.
1.ПСИХОЛОГИЯ КАК
НАУКА
Психология как наука обладает особыми
качествами, которые отличают ее от других
дисциплин. Как систему проверенных знаний
психологию знают немногие, в основном
только те, кто ею специально занимается,
решая научные и практические задачи.
Вместе с тем как система жизненных явлений
психология знакома каждому человеку.
Она представлена ему в виде собственных
ощущений, образов, представлений, явлений
памяти, мышления, речи, воли, воображения,
интересов, мотивов, потребностей, эмоций,
чувств и многого другого. Основные психические
явления мы непосредственно можем обнаружить
у самих себя и косвенно наблюдатьудругихлюдей.
В научном употреблении термин «психология»
появился впервые в XVI вв. Первоначально
он относился к особой науке, которая занималась
изучением так называемых душевных, или
психических, явлений, т.е. таких, которые
каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Поз
В XX столетии психологические исследования
вышли за рамки тех явлений, вокруг которых
они на протяжении веков концентрировались.
В этой связи название «психология» отчасти
утратило свой первоначальный, достаточно
узкий смысл, когда оно относилось только
к субъективным, непосредственн
Что же является предметом изучения психологии?
Прежде всего психика человека
и животных, включающая в себя многие субъективные
явления. С помощью одних, таких, например,
как ощущения и восприятие, внимание и
память, воображение, мышление и речь,
человек познает мир. Поэтому их часто
называют познавательными процессами.
Другие явления регулируют его общение с людьми,
непосредственно управляют действиями
и поступками. Их
называют психическими свойствами и состояниями
личности, включают в их число потребности,
мотивы, цели, интересы, волю, чувства и
эмоции, склонности и
Способности, знания и сознание. Кроме
того, психология изучает человеческое
общение и поведение, их зависимость от
психических явлений и, в свою очередь,
зависимость формирования и развития
психических явлений от них.
Человек не просто проникает в мир с помощью
своих познавательных процессов. Он живет
и действует в этом мире, творя его для
себя с целью удовлетворения своих материальных,
духовных и иных потребностей, совершает
определенные поступки. Для того чтобы
понять и объяснить человеческие поступки,
мы обращаемся к такому понятию, как личность.
В свою очередь психические процессы,
состояния и свойства человека, особенно
в их высших проявлениях, вряд ли могут
быть осмыслены до конца, если их не рассматривать
в зависимости от условий жизни человека,
от того, как организовано его взаимодействие
с природой и обществом (деятельность
и общение). Общение и деятельность также
поэтому составляют предмет современных
психологических исследований.
Психические процессы, свойства и состояния
человека, его общение и деятельность
разделяются и исследуются отдельно, хотя
в действительности они тесно связаны
друг с другом и составляют единое целое,
называемое жизнедеятельностьюч
Изучая психологию и поведение людей,
ученые ищут их объяснение, с одной стороны,
в биологической природе человека, с другой
— в его индивидуальном опыте, с третьей
— в законах, на основе которых строится
и по которым функционирует общество.
В последнем случае исследуется зависимость
психики и поведения человека от места,
занимаемого им в обществе, от существующей
социальной системы, строя, методов обучения
и воспитания, конкретных отношений, складывающихся
у дан-
ного человека с окружающими людьми, от
той социальной роли, которую
он играет в обществе, от видов деятельности,
в которых непосредственно участвует.
Кроме индивидуальной психологии поведения
в круг явлений, изучаемых психологией,
входят и отношения между людьми в различных
человеческих объединениях — больших и малых
группах, коллективах.
Таблица 1
Примеры общих понятий и частных явлений,
изучаемых в современной психологии
Явления, изучаемые психологией |
Понятия, характеризующие эти явления |
Процессы: индивидуальные, внутренние (психические) |
Воображение, воспоминание,восп |
Состояния: индивидуальные, внутренние (психические) |
Адаптация, аффект,
влечение, внимание, возбуждение, галлюцинация,гипноз,
деперсонализация, диспозиция, желание,
интерес,любовь, меланхолия,мотивация, намерени |
Свойства индивидуальные, внутренние (психические) |
Иллюзии, константность,воля, задатки,индивидуальность, комплекс неполноценности, личность,одар |
Процессы: индивидуальные, внешние (поведенческие) |
Действие, деятельность, жест,игра, имп- |
Состояния: индивидуальные, внешние (поведенческие) |
Готовность, интерес, установка. |
Явления, изучаемые психологией |
Понятия, характеризующие эти явления |
Свойства: индивидуальные, внешние (поведенческие) |
Авторитетность, внушаемость, гениальность,настойчивость, обучаемость, одаренность, организованность, темперамент, трудолюбие,фанатизм, характер, честолюбие, эгоизм. |
Процессы: групповые, внутренние |
Идентификация, коммуникация, конформность,общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм. |
Состояния: групповые, внутренние |
Конфликт, сплоченность, групповая поляризация,психологический климат. |
Свойства: групповые, внешние |
Совместимость, стиль лидерства, соперничество, сотрудничество, эффективность деятельности группы. |
Процессы: групповые, внешние |
Межгрупповые отношения. |
Состояния: групповые, внешние |
Паника, открытость группы, закрытость группы. |
Свойства: групповые, внешние |
Организованность. |
2.ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ
ПСИХОЛОГИИ
В настоящее время психология
представляет собой весьма разветвленную
систему наук. В ней выделяется много отраслей,
представляющих собой относительно самостоятельно
развивающиеся направления научных исследований.В
настоящее время система психологических
наук продолжает активно развиваться
(каждые 4—5 лет появляется какое-либо
новое направление), правильнее было бы
говорить не об одной науке психологии,
а о комплексе развивающихся психологических
наук.
Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные
и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные,
или базовые, отрасли психологических
наук имеют общее значение для понимания
и объяснения психологии и поведения людей
независимо от того, кто они и какой конкретной
деятельностью занимаются. Эти области
призваны давать знания, одинаково необходимые
всем, кого интересуют психология и поведение
людей. В силу такой универсальности эти
знания иногда объединяют термином «общая
психология».
Прикладными называют отрасли науки, достижения
которых используются на практике. Общие
отрасли ставят и решают проблемы, одинаково
важные для развития всех без исключения
научных направлений, а специальные —
выделяют вопросы, представляющие особый
интерес для познания какой-либо одной
или нескольких групп явлений.
Рассмотрим некоторые фундаментальные
и прикладные, общие и специальные отрасли
психологии, связанные с образованием.
Общая психология (рис.
2) исследует индивида, выделяя
в нем познавательные процессы и личность.
Познавательные процессы охватывают ощущения,
восприятие, внимание, память, воображение,
мышление и речь. С помощью этих процессов
человек получает и перерабатывает информацию
о мире, они же участвуют в формировании
и преобразовании знаний. Личность содержит
свойства, которые определяют дела и поступки
человека. Это — эмоции, способности, диспозиции,
установки, мотивация, темперамент, характер
и воля.
Специальные отрасли
психологии (рис. 3), тесно связанные
с теорией и практикой обучения и воспитания
детей, включают генетическую психологию,
психофизиологию, дифференциальную психологию,
возрастную психологию, социальную психологию,
педагогическую психологию, медицинскую
психологию, патопсихологию, юридическую
психологию, психодиагностику и психотерапию.
Генетическая психология изучает
наследственные механизмы психики и поведения,
их зависимость от генотипа.Дифференциальная
психология выявляет и описывает индивидуальные
различия людей, их предпосылки и процесс
формирования. В возрастной психологии эти
различия представлены по возрастам. Эта
отрасль психологии изучает также изменения,
происходящие при переходе из одного возраста
в другой. Генетическая, дифференциальная
и возрастная психология вместе взятые
являются научной основой для понимания
законов психического развития ребенка.
Социальная психология изучает
человеческие взаимоотношения, явления,
возникающие в процессе общения и взаимодействия
людей друг с другом в разного рода группах,
в частности в семье, школе, в ученическом
и педагогическом коллективах. Такие знания
необходимы для психологически правильной
организации воспитания.
Педагогическая
психология объединяет всю информацию,
связанную с обучением и воспитанием.
Особое внимание здесь обращается на обоснование
и разработку методов обучения и воспитания
людей разного возраста.
Три следующие отрасли
психологии — медицинская и патопсихология, а
также психотерапия — имеют
дело с отклонениями от нормы в психике
и поведении человека. Задача этих отраслей
психологической науки — объяснить причины
возможных психических нарушений и обосновать
методы их предупреждения и лечения. Такие
знания необходимы там, где педагог имеет
дело с так называемыми трудными, в том
числе педагогически запущенными, детьми
или людьми, нуждающимися в психологической
помощи. Юридическая психология рассматривает
усвоение человеком правовых норм и правил
поведения и также нужна для воспитания. Психодиагностика с
Изучение психологических наук начинается
с общей психологии, так как без достаточно
глубокого знания основных понятий, вводимых
в курсе общей психологии, невозможно
будет разобраться в том материале, который
содержится в специальных разделах курса.
Однако то, что предлагается в первой книге
учебника, не есть общая психология в чистом
виде. Это, скорее, тематическая подборка
материалов из различных областей психологической
науки, имеющих значение для обучения
и воспитания детей, хотя основу их, конечно,
составляют общепсихологические знания.
3.ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Взаимосвязь психологии
и педагогики Важно отметить, что сближение
психологии с педагогикой шло в различных
направлениях. Считается, что первый проект
построения единого отечественного психолого-педагогического
знания на принципах естественно-научного
подхода к обучению и воспитанию детей
предложил П.Ф.Каптерев. С аналогичной
позиции исследовал роль мышечной активности
в формировании детского ума П.Ф.Лесгафт,
которому также принадлежит исследование
так называемых «школьных типов». В начале
XX века уже зарождается идея создания
специальной ком-плексной науки о детях
- педологии. Применительно
к детской психике, наряду с направлением,
которое объясняло ее развитие исходя
из принципов эволюции биологии, складываются
концепции, ориенти-рующиеся на культурно-исторический
подход и ставящие поведение ребенка в
зависимость от социальных факторов (Н.Ланге,
Т.Рибо, Дж.Мид). В то же время, изучение
проблем развития (обучения и воспитания)
детей побуждало опираться на объективные
показатели строения, функций и развития
психики ребенка. Глубокое воздействие
на изменение облика педагогики также
оказали достижения исторической
и этнической психологии, изучаю-щей
психику народов, стоящих на различных
исторических ступенях культурного развития.
Вслед за систематизацией этнографических
фактов широкое развитие получили сопоставительные
экспериментальные исследования восприятия,
памяти, мышления у детей и взрослых, живущих
в условиях различных культур.
Реализация этих и многих
других подходов привела к формирова-нию
специфических психолого-
И все же, несмотря на достаточную самостоятельность психологии и педагогики в практической деятельности результаты их исследований реализуются преимущественно совместно. Это обусловлено рядом причин:
во-первых, в самом общем виде совпадает их объект изучения: личность и коллектив (группа людей);
во-вторых, главной целью обеих наук выступает повышение эффективности обучения (профессиональной подготовки), воспитания и развития человека.
в-третьих, обе науки используют общие категории, опираются на единую методологическую и общенаучную основу.
Следовательно, это две взаимосвязанные, взаимодополняющие науки. При этом психология дает в руки педагога своеобразный инст-румент изучения и воздействия на личность и коллектив, который он использует в ходе их обучения, воспитания и развития - процессов, рассматриваемых педагогикой.
Однако включение психологии и педагогики в состав междисциплинарных исследований продуктивно лишь тогда, когда они обогащают их присущими только им понятиями, методами, объяснительными принципами. Вместе с тем в результате контактов с другими науками психология и педагогика сами обогащаются новыми идеями и подходами, развивающими их содержание и категориальный аппарат, обеспечивающий ее целостность как самостоятельной науки.
4.МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ПСИХОЛОГИИ
Методы научных исследований — это те
приемы и средства, с помощью которых ученые
получают достоверные сведения, используемые
далее для построения научных теорий и
выработки практических рекомендаций.
наука во многом зависит от совершенства
методов исследования, от того, насколько
они валидны и надежны, как
быстро и эффективно данная отрасль знаний
способна воспринять и использовать у
себя все самое новое, передовое, что появляется
в методах других наук. Там, где это удается
сделать, обычно наблюдается заметный
прорыв вперед в познании мира.
Все сказанное относится и к психологии.
Ее явления настолько сложны и своеобразны,
настолько труднодоступны для изучения,
что на протяжении всей истории этой науки
ее успехи непосредственно зависели от
совершенства применяемых методов исследования.
Со временем в ней оказались интегрированными
методы самых разных наук. Это — методы
философии и социологии, математики и
физики, информатики и кибернетики, физиологии
и медицины, биологии и истории, ряда других
наук.
Благодаря применению методов естественных
и точных наук, психология начиная со второй
половины прошлого века выделилась в самостоятельную
науку и стала активно развиваться. До
этого момента психологические знания
получали в основном путем самонаблюдения
(интроспекции), умозрительных рассуждений,
наблюдения за поведением других людей.
Анализ и разумное обобщение подобного
рода жизненных фактов сыграли свою положительную
роль в истории психологии. Они послужили
основой для построения первых научных
теорий, объясняющих сущность психологических
феноменов и человеческого поведения.
Однако субъективизм этих методов, их
недостаточная надежность и сложность
явились причиной того, что психология
долгое время оставалась философствующей,
неэкспериментальной наукой, способной
предполагать, но не доказывать причинно-следственные
связи, существующие между психическими
и другими явлениями. Вместе с тем из-за
чрезмерно выраженного теоретизирования
она была фактически оторвана от практики.
Намерение сделать ее настоящей, более
или менее точной, практически полезной
наукой, не только описывающей, но и объясняющей
явления было связано с внедрением в нее
лабораторного эксперимента и измерения.
Попытки количественной оценки психологических
явлений предпринимаются начиная со второй
половины XIX в. Одной из первых таких попыток
было открытие и формулировка серии законов,
связывающих силу ощущений человека с
выраженными в физических
величинах стимулами, воздействующими
на организм. К ним относятся законы Бугера—Вебера,
Вебера—Фехнера, Стивенса,представляющие
собой математические формулы, при помощи
которых определяется связь между физическими
стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный
пороги ощущений.
Сюда же следует отнести и начальный этап
развития дифференциально-
Впоследствии, уже в XX в., тенденция использования
математических моделей и расчетов получила
широкое распространение в самых разных
отраслях психологии. Без них сейчас не
обходится ни одно серьезное научное психологическое
исследование.
С конца 80-х годов XIX в. в психологии стали
создаваться и применяться специальные
технические приборы и устройства для
проведения лабораторных экспериментальных
научных исследований. Пионером в этом
отношении явился немецкий ученый В.Вундт,
который в Лейпциге организовал работу
первой психологической лаборатории.
Технические приборы и устройства позволяли
исследователю ставить и проводить контролируемый
и управляемый научный эксперимент, дозировать
воздействия физических стимулов, на которые
должен реагировать человек, измерять
его реакции. Сначала это были довольно
простые технические устройства, в основном
механические. В начале XX в. к ним присоединились
электрические приборы, а в наше время
в психологических лабораторных исследованиях
используются многие виды современной
аппаратуры, в том числе радио-, видео-
и электронной, включая ЭВМ.
Наряду с математизацией и технизацией
исследований в психологии до сих пор
не утратили своего значения традиционные
методы сбора научной информации, в том
числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос. Причин
сохранения их значения несколько. Первая
состоит в том, что явления, изучаемые
в психологии, сложны и уникальны, их не
всегда можно изучить с помощью методов,
заимствованных из других наук. Для исследования
таких тонких явлений, которыми занимается
психология, методы естественных и точных
наук во многих случаях не годятся. Наблюдение
и самонаблюдение позволяют уловить многое
из того, что практически недоступно приборам,
неопи-
суемо с помощью точных математических
формул. Самонаблюдение нередко применяется
в тех случаях, когда исследователь хочет
непосредственно сам, а не со слов других
лиц или по показаниям бездушных приборов
получить сведения об ощущениях, эмоциональных
переживаниях, образах, представлениях,
мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий
акт.
Однако данные наблюдения, и особенно
самонаблюдения, почти всегда требуют
проверки на достоверность и надежность.
Там, где это возможно, эти данные необходимо
контролировать при помощи иных, более
объективных методов, в частности математических
расчетов.
Основные методы
психологических исследований и их варианты,
применяемые для сбора первичных данных