Введение в психологию

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 18:25, лекция

Описание работы

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку.

Содержание

Характеристика психологии как науки.
Отрасли современной психологии.
Взаимосвязь психологии и педагогики.
Методы исследования в психологии:

наблюдение,егоразновидности; типы и виды опроса; тестирование, виды тестов. экспериментальный метод в психологии.

Работа содержит 1 файл

1 семинар.ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА.docx

— 42.74 Кб (Скачать)

Вопросы для обсуждения.

  1. Характеристика психологии как науки.
  2. Отрасли современной психологии.
  3. Взаимосвязь психологии и педагогики.
  4. Методы исследования в психологии:

наблюдение,егоразновидности;                                                                                                         типы и виды опроса;                                                                                                                   тестирование, виды тестов.                                                                                   экспериментальный метод в психологии.

Вопросы для размышления.

  1. Какие трудности могут возникнуть при использовании метода наблюдения в естественных условиях?
  2. Верно ли утверждение о том, что использование тестов – испытанный метод, который в наши дни больше не подвергается сомнениям?
  3. К какой группе методов (субъективных или объективных) относится метод наблюдения. Обоснуйте свой ответ.

Практические  задания.

  1. Напишите несколько пословиц, несущих психологическое содержание. Дайте психологическую интерпретацию данным пословицам.
  2. Напишите, какие знания по психологии могут потребоваться в вашей будущей профессии.

1.ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА  
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдатьудругихлюдей. 
В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека1. 
В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениямсознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название. 
Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и Способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них. 
Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность. 
В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований. 
Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностьючеловека. 
Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой — в его индивидуальном опыте, с третьей — в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у дан- 
ного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует. 
Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах. 
Таблица 1  
Примеры общих понятий и частных явлений, изучаемых в современной психологии

Явления, изучаемые психологией

Понятия, характеризующие  эти явления

Процессы:  индивидуальные, внутренние (психические)

Воображение, воспоминание,восприятие, забывание, запоминание, идеомоторика, ин-сайт, интроспекция,мотивация, мышление,научение, обобщение,ощущение, память,персонализация, повторение, представление, привыкание,принятие решений, рефлексия,речь, самоактуализация,самовнушение, самонаблюдение, самоконтроль, самоопределение, творчество, узнавание, умозаключение, усвоение.

Состояния: индивидуальные, внутренние (психические)

Адаптация, аффект, влечение, внимание, возбуждение, галлюцинация,гипноз, деперсонализация, диспозиция, желание, интерес,любовь, меланхолия,мотивация, намерение, напряженность, настроение,образ, отчуждение, переживание, понимание,потребность, рассеянность, самоактуализация,самообладание, склонность,страсть, стремление, стресс, стыд,темперамент, тревож-'ностъ, убежденность,уровень притязаний,усталость, установка, утомление, фрустрация,чувство, эйфория, эмоция.

Свойства индивидуальные, внутренние (психические)

Иллюзии, константность,воля, задатки,индивидуальность, комплекс неполноценности, личность,одаренность, предрассудок,работоспособность,решительность, ригидность, совесть, упрямство,флегматичность, характер, эгоцентризм.

Процессы:  индивидуальные, внешние (поведенческие)

Действие, деятельность, жест,игра, имп-ринтинг, мимика, навык, подражание, поступок,реакция, упражнение.

Состояния: индивидуальные, внешние (поведенческие)

Готовность, интерес, установка.


 

Явления, изучаемые психологией

Понятия, характеризующие  эти явления

Свойства: индивидуальные, внешние (поведенческие)

Авторитетность, внушаемость, гениальность,настойчивость, обучаемость, одаренность, организованность, темперамент, трудолюбие,фанатизм, характер, честолюбие, эгоизм.

Процессы: групповые, внутренние

Идентификация, коммуникация, конформность,общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм.

Состояния: групповые, внутренние

Конфликт, сплоченность, групповая поляризация,психологический климат.

Свойства: групповые, внешние

Совместимость, стиль  лидерства, соперничество, сотрудничество, эффективность деятельности группы.

Процессы: групповые, внешние

Межгрупповые отношения.

Состояния: групповые, внешние

Паника, открытость группы, закрытость группы.

Свойства: групповые, внешние

Организованность.


2.ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ 
В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований.В настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4—5 лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук. 
Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология». 
Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные — выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений. 
Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии, связанные с образованием. 
Общая психология (рис. 2) исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это — эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля. 
Специальные отрасли психологии (рис. 3), тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию. 
Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования. В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой. Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются научной основой для понимания законов психического развития ребенка. 
Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания. 
Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.

Три следующие отрасли  психологии — медицинская и патопсихология, а также психотерапия — имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки — объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в психологической помощи. Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания. Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации. 
Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах курса. Однако то, что предлагается в первой книге учебника, не есть общая психология в чистом виде. Это, скорее, тематическая подборка материалов из различных областей психологической науки, имеющих значение для обучения и воспитания детей, хотя основу их, конечно, составляют общепсихологические знания.

3.ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА 
Взаимосвязь психологии и педагогики Важно отметить, что сближение психологии с педагогикой шло в различных направлениях. Считается, что первый проект построения единого отечественного психолого-педагогического знания на принципах естественно-научного подхода к обучению и воспитанию детей предложил П.Ф.Каптерев. С аналогичной позиции исследовал роль мышечной активности в формировании детского ума П.Ф.Лесгафт, которому также принадлежит исследование так называемых «школьных типов». В начале XX века уже зарождается идея создания специальной ком-плексной науки о детях - педологии. Применительно к детской психике, наряду с направлением, которое объясняло ее развитие исходя из принципов эволюции биологии, складываются концепции, ориенти-рующиеся на культурно-исторический подход и ставящие поведение ребенка в зависимость от социальных факторов (Н.Ланге, Т.Рибо, Дж.Мид). В то же время, изучение проблем развития (обучения и воспитания) детей побуждало опираться на объективные показатели строения, функций и развития психики ребенка. Глубокое воздействие на изменение облика педагогики также оказали достижения исторической и этнической психологии, изучаю-щей психику народов, стоящих на различных исторических ступенях культурного развития. Вслед за систематизацией этнографических фактов широкое развитие получили сопоставительные экспериментальные исследования восприятия, памяти, мышления у детей и взрослых, живущих в условиях различных культур.

Реализация этих и многих других подходов привела к формирова-нию  специфических психолого-педагогических отраслей в точке соприкосновения интересов психологии и педагогики (например, педагогической психологии). В результате иногда встречаются утверждения, что психология является теоретической основой педагогики. Однако в этом случае реальная грань, разделяющая предметы этих наук, стирается. В то же время она существует. Если психология изучает психические процессы, строго говоря, безотносительно к использованию соответствующих данных в процессах воспитания, то педагогику интересует именно инструментальная сторона. Например, общие закономер-ности внимания и его развития изучаются психологией, а педагогику интересует его целенаправленное использование в целях обучения и воспитания. Следовательно, она использует установленные психологией факты для исследования своего собственного предмета. Вот почему в английской и американской психолого-педагогической традиции соответствующая проблематика относиться к прикладной части общей, педагогической или социальной психологии.

И все же, несмотря на достаточную  самостоятельность психологии и  педагогики в практической деятельности результаты их исследований реализуются преимущественно совместно. Это обусловлено рядом причин:

во-первых, в самом общем  виде совпадает их объект изучения: личность и коллектив (группа людей);

во-вторых, главной целью  обеих наук выступает повышение эффективности обучения (профессиональной подготовки), воспитания и развития человека.

в-третьих, обе науки используют общие категории, опираются на единую методологическую и общенаучную  основу.

Следовательно, это две  взаимосвязанные, взаимодополняющие  науки. При этом психология дает в  руки педагога своеобразный инст-румент изучения и воздействия на личность и коллектив, который он использует в ходе их обучения, воспитания и  развития - процессов, рассматриваемых  педагогикой.

Однако включение психологии и педагогики в состав междисциплинарных исследований продуктивно лишь тогда, когда они обогащают их присущими только им понятиями, методами, объяснительными принципами. Вместе с тем в результате контактов с другими науками психология и педагогика сами обогащаются новыми идеями и подходами, развивающими их содержание и категориальный аппарат, обеспечивающий ее целостность как самостоятельной науки.

 

4.МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ  
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. наука во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира. 
Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это — методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук. 
Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики. 
Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения. Попытки количественной оценки психологических явлений предпринимаются начиная со второй половины XIX в. Одной из первых таких попыток было открытие и формулировка серии законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических 
величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера—Вебера, Вебера—Фехнера, Стивенса,представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений. 
Сюда же следует отнести и начальный этап развития дифференциально-психологических исследований (конец XIX в.), когда для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методыматематической статистики. 
Впоследствии, уже в XX в., тенденция использования математических моделей и расчетов получила широкое распространение в самых разных отраслях психологии. Без них сейчас не обходится ни одно серьезное научное психологическое исследование. 
С конца 80-х годов XIX в. в психологии стали создаваться и применяться специальные технические приборы и устройства для проведения лабораторных экспериментальных научных исследований. Пионером в этом отношении явился немецкий ученый В.Вундт, который в Лейпциге организовал работу первой психологической лаборатории. Технические приборы и устройства позволяли исследователю ставить и проводить контролируемый и управляемый научный эксперимент, дозировать воздействия физических стимулов, на которые должен реагировать человек, измерять его реакции. Сначала это были довольно простые технические устройства, в основном механические. В начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, а в наше время в психологических лабораторных исследованиях используются многие виды современной аппаратуры, в том числе радио-, видео- и электронной, включая ЭВМ. 
Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос. Причин сохранения их значения несколько. Первая состоит в том, что явления, изучаемые в психологии, сложны и уникальны, их не всегда можно изучить с помощью методов, заимствованных из других наук. Для исследования таких тонких явлений, которыми занимается психология, методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неопи- 
суемо с помощью точных математических формул. Самонаблюдение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт. 
Однако данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти всегда требуют проверки на достоверность и надежность. Там, где это возможно, эти данные необходимо контролировать при помощи иных, более объективных методов, в частности математических расчетов. 
Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных

Информация о работе Введение в психологию