Возрастные, психологические и лингвистические особенности обучения иноязычной письменной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:20, реферат

Описание работы

Цель исследования заключается в поиске возрастных, психологических и лингвометодических предпосылок для эффективного обучения письменной речи как виду речевой деятельности на среднем этапе.
Поставленная цель требует решения некоторых задач:
необходимо выявить возрастные особенности обучения средних школьников иноязычной письменной речи как виду речевой деятельности;
определить психологические особенности обучения средних школьников иноязычной письменной речи как виду речевой деятельности;

Содержание

Введение
Раздел 1. Возрастные, психологические и лингвистические особенности обучения иноязычной письменной речи
1.1 Возрастная периодизация и возрастные особенности средних школьников
1.2 Психологическая организация письменной речи. Особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и волевые составляющие при изучении иноязычной письменной речи на среднем этапе
1.3 Лингвистические особенности устной и письменной коммуникации
1.4 Краткие выводы к первому разделу
Раздел 2. Методические особенности обучения иноязычной письменной речи как виду речевой деятельности
2.1 Упражнения как средство обучения иноязычной речи
2.2 Классификация упражнений
2.3 Система упражнений
2.4 Краткие выводы ко второму разде

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 46.37 Кб (Скачать)

Система упражнений обеспечивает:

1) подбор необходимых упражнений, соответствующих характеру того или иного навыка или умения;

2) определение необходимой последовательности упражнений;

3) правильное расположение материала и его соотношение;

4) систематичность (регулярность) употребления определенного материала и определенных упражнений;

5) правильную взаимосвязь (соотношение и взаимодействие) разных видов речевой деятельности между собой и внутри себя.

Тесное взаимодействие упражнений между собой, как указывает И.Л. Бим [2], и их межуровневые переходы, то есть их система, обеспечивает комплекс целенаправленных действий по достижению конкретных целей обучения основным видам речевой деятельности.

Одним из возможных путей  решения проблемы системы упражнений в методике преподавания иностранных  языков и культур, как в средней  школе, так и в высшей школе  является подход, который предложил  в свое время Е.И. Пассов [30]. Он выделяет четыре уровня усвоения иноязычного материала.

Рассмотрим эти уровни: 1-й уровень - это уровень усвоения частного языкового материала (фонетического, лексического и грамматического).

2-й уровень - уровень усвоения какой-либо стороны речевой деятельности, например, произносительной, грамматической или лексической в говорении.

3-й уровень - это уровень применения языкового материала в каком-либо виде речевой деятельности (в аудировании, говорении, чтении или письме).

4-й уровень предусматривает усвоение иностранных языков в целом (одновременное использование всех видов речевой деятельности).

Комплекс упражнений предусматривает автоматизацию частного языкового материала (лексического, грамматического, фонетического), совершенствование навыков с опорой на текст, развитие речевого умения на основе одной темы.

Подсистема упражнений предусматривает усвоение одной из сторон речевой деятельности. Обучение, например, говорению включает три подсистемы упражнений для усвоения произносительной, лексической и грамматической сторон речи. Каждая подсистема включает комплексы упражнений.

Частная система упражнений предусматривает усвоение какого-либо вида речевой деятельности: говорения, аудирования, чтения и письма. Частная система упражнений состоит из определенных подсистем.

Общая система упражнений предусматривает усвоение языка в целом. Состав общей системы упражнений зависит от цели обучения. Общий подход Е.И. Пассова в построении системы упражнений для обучения языку в целом не лишен логики и убедительности. Вместе с тем предложенная им модель частной системы упражнений для обучения говорению не отражает этапов формирования навыков. Существенным признаком системы упражнений, считает И.В. Рахманов [33], является выделение типов упражнений последовательность их выполнения. В составе компонентов системы упражнений Н.И. Гез [9] выделяет постоянные и вариативные признаки. К постоянным признакам она относит: последовательность выполнения упражнений, этапы формирования навыков. Среди вариативных признаков она называет набор и характер речевых операций, зависящих от языкового материала, этапа обучения и вида речевой деятельности.

С.Ф. Шатилов [40] определяет систему упражнений как оптимальный набор необходимых типов упражнений, выполняемых в таком количестве и в такой последовательности, которые обеспечивают наиболее успешное овладение учащимися данным видом речевой деятельности в конкретных условиях при наименьшей затрате труда и времени для данной ступени обучения или данного класса, с учетом общедидактических и психологических закономерностей овладения этим видом речевой деятельности.

В системе упражнений, по мнению многих авторов, должен быть отражен  конкретный вид речевой деятельности. Это связано с тем, что навыки, обслуживающие различные виды речевой  деятельности, имеют свою специфику, развиваются по своим закономерностям.

Надо отметить, что письменных упражнений в целом немного. Следовательно, проблема разработки письменных упражнений, создание целостной системы таких  упражнений взаимодействующих с  теми или иными устными упражнениями, является в настоящее время весьма важной и актуальной.

В целом, обучение письму строится на трех сериях упражнений:

1. Упражнения, направленные  на формирование графических  и орфографических навыков, ориентирующих  в письме как деятельности:

списывание прописей букв, буквосочетаний, слов и их печатных эквивалентов;

списывание или выписывание  слов, на основе их группировки по выделенному  графическому или орфографическому признаку.

2. Упражнения, направленные  на формирование лексических  и грамматических знаний и  навыков и осуществляемые с  помощью письма (письмо здесь средство обучения);

письменное выполнение лексических  и грамматических тренировочных  упражнений на подстановку, на завершение предложений и т.д.;

постановка вопросов с  использованием определенного лексического и грамматического материала.

3. Письменные упражнения, служащие средством развития  других видов речевой деятельности.

выписывание цитат из текста к данным или самостоятельно составленным тезисам;

краткая письменная передача содержания текста, например: в виде развернутого ответа на данный вопрос и т.д.

Для обучения письму используются также упражнения двух видов: неспециальные  и специальные.

Если целью специальных  упражнений является развития умений писать или формирование любого навыка письма, то неспециальные упражнения предполагают выполнение задания с  какой-либо другой целью в письменной форме и поэтому совершенствуют навыки письма попутно. К последним  относится большинство домашних заданий, выполняемых письменно  и последующим устным воспроизведением.

При обучении письму исключаются  задания в механическом списывании. С целью активизации мыслительной деятельности учащихся применяются  следующие упражнения: упражнение - игра (кроссворды, загадки и т.п.); изготовление объявлений по образцу [11].

2.4 Краткие выводы ко второму разделу

 

Упражнение как средство обучения иноязычной речи всегда имеет  цель, ему присуща специальная  организация и оно всегда направлено на совершенствование способа выполнения действия. Каждое упражнение обладает определенными качествами. Его можно  характеризовать и с психологической, и с педагогической, и с других сторон. Упражнения реализуют самые  разнообразные приемы обучения, создают  благоприятные условия для развития речевых навыков и умений на иностранном  языке.

Упражнения классифицируются на основе учета процессов памяти, узнавания, осмысления и воспроизведения  языкового материала; на основе различения языка и речи; и на основе этапов процесса овладения иноязычной речью.

Важность системы упражнений состоит в том, что она обеспечивает организацию процесса усвоения и  организацию процесса обучения. Мало знать методическую характеристику упражнений и уметь подбирать  наиболее адекватные из них.

 

Заключение

 

В работе была рассмотрена  проблема обучения иноязычной письменной речи как виду речевой деятельности на среднем этапе.

Исследования показали, что  психофизиологические особенности  учащихся играют важную роль в процессе обучения и усвоения иноязычной письменной речи на разных этапах.

Возрастные особенности  средних школьников являются особо  важными, так как подростковый период один из самых сложных периодов в жизни человека и центр тяжести в работе над письмом переносится на орфографию. Средние школьники отличаются готовностью и способностью ко многим различным видам обучения, причем как в практическом плане, так и в теоретическом.

Также, не менее важным являются психологические и лингвистические  особенности обучения иноязычной письменной речи. Психологическим содержанием  обучения письму является формирование графических и орфографических  навыков и умения ими пользоваться.

Очень важную роль при усвоении иноязычной письменной речи играет целый  комплекс психических факторов, таких  как восприятие, память, внимание и  мышление.

Процессы устной и письменной речи неразделимы и взаимосвязаны. Однако по своему возникновению и  пути развития, по своему психологическому содержанию процесс письма резко  отличается от процесса устной речи. Исследования показали, что при осуществлении  письменной речи отсутствует единая ситуация для пишущего и читающего, поэтому при формировании письменной речи нельзя опереться на вспомогательные  средства.

Классификация упражнений необходима как в теоретическом, так и  в практическом плане. Для методической науки наличие обоснованной классификации  упражнений важно - она определяет состояние  методики как науки и уровень ее развития. На практике система упражнений позволяет эффективно строить процесс обучения иностранному языку.

Важность системы упражнений состоит в том, что она обеспечивает организацию процесса усвоения и  организацию процесса обучения. Мало знать методическую характеристику упражнений и уметь подбирать  наиболее адекватные из них. В плане  организации процесса усвоения система  упражнений должна обеспечить: а) подбор необходимых упражнений, соответствующих  характеру того или иного навыка; б) определение необходимости последовательности упражнений: усвоение не бессистемно, не беспорядочно, оно проходит последовательные стадии и проходит на основе определенных методических принципов; в) расположение материала и его соотношение; г) регулярность определенного материала  и упражнений; д) правильную взаимосвязь  разных видов речевой деятельности между собой и внутри себя.

 

Список литературы

 

  1. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М., 1969. - 279с.
  2. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. - М., 1977.
  3. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии, М.; Просвещение, 1966. - 308с.
  4. Бубнова Г.И., Гарбовский Н., Письменная и устная коммуникация: Синтаксис и просодия. - М.: Изд. МГУ, 1991.
  5. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://medbookaide.ru/books/fold9001/book2008/content/php. - Заголовок с экрана.
  6. Вопросы порождения речи и обучения языку (сб. статей) / Под ред. Леонтьева и Рябовой. - М.: изд. Моск. Университета, 1967.
  7. Выготский Н.В. Психологические особенности обучения письму детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии, 1998, №6
  8. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. М., 2000.
  9. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М., 1982.
  10. Грузинская И.А. Методика преподавания английского языка в средней школе. М, 1947.
  11. Гуманитарное образование в школе: теория и практика - Авторские программы и методические разработки педагогов гимназии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://image. websib.ru/05/text_article_point1. htm? 131. - Заголовок с экрана.
  12. Демьяненко М.Я., Лазаренко К.А., Мельник С.В. Основы общей методики обучения иностранным языкам: Теоретический курс. - 2-е изд., доп. и перераб. - Киев.: Вища школа, 1984. - 256с.
  13. Деятельностный подход в обучении иноязычной речи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pedsovet.org/mtree/task,viewlink/ link_id,4156/Itemid,118/ - 44k. - Заголовок с экрана.
  14. Добрынин Н.Ф. Психологический анализ урока // Учен. зал. МГПИ им.В.П. Потемкина. - М., 1952, Т.17.
  15. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение. - 1991. - 222с.
  16. Ильин М.С. Основы теории упражнений по иностранному языку. М, 1975.
  17. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. Минск, 2000.
  18. Каменский А.И. Основы интенсификации обучения иностранным языкам: Лекционно-практический курс для студентов второго курса дневной, заочной форм обучения и экстерната специальности 6.030500 "Английский язык и литература". - Симф.: ТНУ, 2004.
  19. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. - М., 1982. - Т.1. - С.329.
  20. Кузьмина Л.Г. К вопросу о содержании обучения иноязычной письменной речи // Вестник ВГУ, СЕРИЯ ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. - 2001. - В.1. - С.97-99
  21. Культура речи. - Учебный материал Российской коллекции рефератов. - 1996 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://referats.net/pages/referats/rkr/page/phpid=28499. - Заголовок с титула.
  22. Лапидус Б.А. Проблемы содержания обучения в языковом вузе.М., 1986.
  23. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М: Изд-во АН СССР. - 1950. - 250с.
  24. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. - М.: Высшая школа, 1982. - 373с.
  25. Назарова Т.С., Полат Е.С. Средства обучения. Технология создания и использования: Учебное пособие. М, 1998.
  26. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. - Минск, 1996. - 522с.
  27. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведе-ний: В 3 кн. - 3-е изд. - . М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн.1. Общие основы психологии. - 688с.
  28. Пальмер Г. Устный метод обучения иностранным языкам. Сокр. пер. с англ.2-е изд. М" 1961.
  29. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению, М.: Русский язык, 1989. - 198с.
  30. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. - М., 1977.
  31. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе.2-е изд. дораб.М., - 1988.
  32. Психические процессы - Внимание [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.azps.ru/articles/proc/indexvn.html. - Заголовок с экрана.
  33. Рахманов, И.В. Обучение устной речи на иностранном языке, М.: Высш. школа, 1980. - 120с.
  34. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. - М. Просвещение, 1998. - 224с.
  35. Роман Айзман "Память и внимание - компоненты психического здоровья". - Новосибирский государственный педагогический университет, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zdd.1september.ru/articlef. phpID=200601906. - Заголовок с титула.]
  36. Скалкин В.Л. "Коммуникативные упражнения на английском языке" М., 2003.
  37. Сосенко Э.Ю. Коммуникативные подготовительные упражнения. - М., 1979.
  38. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе / под ред.А.Д. Климентенко, А.А. Миролюбова; Науч. - исслед. ин-т содержания и методов обучения Акад. пед. Наук СССР. - М.: Педогогика, 1981. - 456с.
  39. Фридман Л.М. "Мотивация учения и её воспитание у школьников" // М.: Педагогика, 1983. - 64с.
  40. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учеб. пособие / С.Ф. Шатилов. - М.: Просвещение, 1986. - С.144-147.
  41. Шубин Э.П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам / Э.П. Шубин. - М.: Просвещение, 1972. - 350с.
  42. Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в школе. Общие вопросы теории: Учебное пособие для студентов филологических факультетов.3-е изд., испр. и дол. М., 2002.
  43. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника // Педагогика и психология, 1974, № 10

Информация о работе Возрастные, психологические и лингвистические особенности обучения иноязычной письменной речи