Возникновение педагогики как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 21:04, реферат

Описание работы

История развития педагогики. Основные понятия педагогики. Место педагогики в системе наук о человеке. Связь с другими науками.

Содержание

Возникновение педагогики как науки.
2. Система педагогических наук.
3. Заключение.
4. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта педагогика.docx

— 32.17 Кб (Скачать)

1. общая педагогика, исследует  основные закономерности воспитания  человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества.

2. возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания  людей на различных этапах  возрастного развития;

3. специальная педагогика - дефектология, изучающая особенности  развития, обучения и воспитания  аномальных детей. Которая в  свою очередь распадается на  ряд отраслей: вопросами воспитания  и обучения глухонемых и глухих  детей занимается сурдопедагогика,  слепых и слабовидящих - тифлопедагогика,  умственно отсталых - олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи  при нормальном слухе - логопедия;

4.частная методика, исследующая  специфику применения общих закономерностей  обучения к преподаванию определённого  предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.);

5. история педагогики, изучающая  развитие педагогических идей  и практики воспитания в различные  исторические эпохи.

Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли  педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций, педагогика культурно-просветительной работы.

3. Связь с другими науками

 

Процесс разностороннего  взаимопроникновения наук, развитие комплексного изучения педагогических явлений объективно требуют органической связи педагогики с другими науками. Педагогика развивается, укрепляя и совершенствуя свои связи с философией, социологией, этикой, эстетикой, психологией, анатомией и физиологией человека, гигиеной, этнографией, математикой, кибернетикой и др.

В тесных взаимоотношениях педагогика находится с общей, возрастной и педагогической психологией. Психология вскрывает закономерности психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменений психики  под влиянием обучения и воспитания. Идеи её широко используются при разработке организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Развита  связь педагогики с социальной психологией, которая изучает взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты  характера и особенности психического склада людей, находящихся в разных социальных условиях.

Исключительно ценными знаниями о природе физического развития человека, педагогику вооружает общая  и возрастная физиология, составляющая естественнонаучную основу обучения и  воспитания. Изучение условно-рефлекторной деятельности помогают раскрывать научные  основы тех изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних  воздействий и связаны с формированием  умений, навыков и привычек.

Новые, дополнительные возможности  для исследования процессов обучения и воспитания перед педагогикой  открывает быстро развивающаяся  область знания, которая получила название теории управления. Возникнув  в системе общественных наук, она  использует достижения кибернетики, которая  раскрыла наиболее общие закономерности управления сложными динамическими  системами. При этом, однако, надо иметь  в виду, что кибернетика изучает  процессы управления безотносительно  к качественной природе самоуправляемых  систем; воспитание же представляет собой  систему, обладающую глубокой качественной спецификой, своими специфическими закономерностями, которые кибернетике недоступны.

Самостоятельность любой  науки состоит не в том, пользуется она или не пользуется данными  других наук. Отечественная педагогика использует материалы и данные смежных  наук для решения своих задач, на основе строгого отбора и выявления  границ их применения.

 

Заключение.

Завершая работу над рефератом, можно прийти к выводу, что педагогическая наука - это сгусток многовекового  опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука - это  результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне  и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

 

Давний спор о том, что  такое педагогика - наука или искусство, разбивается о практику. Испытание  практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Знание закономерностей обучения и  воспитания, овладение методами педагогического  процесса - основа учительского мастерства. К усвоению педагогики надо подходить  как к научно - познавательной деятельности, на базе которой может и должно развиваться педагогическое искусство  как неотъемлемый элемент педагогической деятельности. А педагогом может  быть далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это  его путь - путь поиска, постоянного  беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин Н.А. Педагогика: учебное пособие. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.

 

2. Ковалев Н.Е. и др. Введение в педагогику. - М.: Просвещение, 1995.

 

3. Педагогика. / Под ред.  С.П. Баранова и др. - М.: Просвещение, 1976. - 352 с.

 

4. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Высшая школа, 1990. - 576 с

 

5. Хрестоматия по педагогике. / Сост. С. Н. Полянский. - М., 1972.

 


Информация о работе Возникновение педагогики как науки