Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:30, реферат
Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему поколению, вынуждено было начинать сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.
Введение
История зарождения
Великие педагоги прошлого
Педагоги-современники
Развитие педагогической профессии в современном обществе
ТЕМА: Возникновение педагогической профессии, её развитие
План
Введение
История зарождения
Великие педагоги прошлого
Педагоги-современники
Развитие педагогической профессии в
современном обществе
Введение
Возникновение педагогической
профессии имеет объективные
основания. Общество не могло бы существовать
и развиваться, если бы молодое поколение,
приходящее на смену старшему поколению,
вынуждено было начинать сначала, без
творческого освоения и использования
того опыта, который оно получило
в наследство. С момента возникновения
педагогической профессии за учителями
закрепилась, прежде всего, воспитательная
функция. Учитель - это воспитатель,
наставник. В этом его гражданское,
человеческое предназначение.
По мере усложнения процессов общественного
производства, развития способов познания
и стремительного роста научных знаний
в обществе появилась потребность в специальной
передаче знаний, умений и навыков. Вот
почему из области "чистого" воспитания
в педагогической профессии выделилась
относительно самостоятельная функция
- обучающая. Воспитательная функция стала
поручаться другим лицам. Так, в семьях
привилегированных сословий для воспитания
детей приглашали домашних воспитателей.
В России это были, как правило, иностранцы
- гувернеры и гувернантки. В государственных
и частных образовательных учреждениях
наряду с учителями были классные надзиратели,
классные наставники, классные дамы и
т.п.
История зарождения
Практика воспитания своими
корнями уходит в глубинные пласты
человеческой цивилизации. Появилось
оно вместе с первыми людьми. Детей
воспитывали без всякой педагогики,
даже не подозревая о её существовании.
Известно, что первопричина возникновения
всех научных отраслей - потребность жизни.
Наступило время, когда образование стало
играть весьма заметную роль в жизни людей.
Обнаружилось, что общество прогрессирует
быстрее или медленнее в зависимости от
того, как в нем поставлено воспитание
подрастающих поколений. Появилась потребность
в обобщении опыта воспитания, в создании
специальных учебно-воспитательных учреждений
для подготовки молодежи к жизни.
Уже в наиболее развитых государствах
древнего мира - Китае, Индии, Египте, Греции
- были предприняты серьёзные попытки
обобщения опыта воспитания, вычленение
теоретических начал. Все знания о природе,
человеке, обществе накапливались тогда
в философии; в ней же были сделаны и первые
педагогические обобщения.
Во все времена существовала народная
педагогика, сыгравшая решающую роль в
духовном и физическом развитии людей.
Народ создал оригинальные и удивительно
жизнестойкие системы нравственного,
трудового воспитания.
Великие педагоги прошлого
Выдающиеся учителя были
у всех народов и во все времена.
Так, великим учителем китайцы называли
Конфуция (VI - V вв. до н. э). В одной
из легенд об этом мыслителе приводится
его разговор с учеником: "эта
страна обширна и густо населена.
Что же ей недостает, учитель?" - обращается
к нему ученик. "Обогати её",
- отвечает учитель. "Но она и так
богата. Чем же её обогатить?" - спрашивает
ученик. "Обучи её!" - восклицает
учитель.
Чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский
мечтал дать своему народу собранную воедино
мудрость мира. Он написал десятки учебников
для школы, свыше 260 педагогических произведений.
Он сравнивал учителя с садовником, любовно
выращивающим растение в саду, с архитектором,
который заботливо застраивает знаниями
все уголки человеческого существа, со
скульптором, тщательно обтесывающим
и шлифующим умы и души людей. Предложенные
им методы, принципы, формы обучения, как,
например классно-урочная система, стали
основой педагогической теории. Его главный
труд "Великая дидактика", вышедший
в Амстердаме в 1654г. - одна из первых научно-педагогических
книг.
В отличие от Я.А. Коменского английский
философ и педагог Джон Локк сосредоточил
главные усилия на теории воспитания.
В своем основном труде "Мысли о воспитании"
он излагает взгляды на воспитание джентльмена
- человека уверенного в себе, сочетающего
широкую образованность с деловыми качествами,
изящество манер с твердостью нравственных
убеждений.
Другим известным учителем был швейцарский
педагог И.Г. Песталоцци, потративший все
свои сбережения на создание детских приютов.
Он посвятил жизнь сиротам, пытаясь сделать
детство школой радости и творческого
труда. На его могиле стоит памятник с
надписью, которая заканчивается словами:
"Всё - для других, ничего - для себя".
И.Ф. Гербарт - крупная противоречивая
фигура в истории педагогики. Кроме значительных
теоретических обобщений в области психологии
обучения и дидактики известен работами,
ставшими теоретической базой для дискриминационных
ограничений в образовании широких масс
трудящихся.
Стремление служить будущему характеризовало
прогрессивных педагогов всех времен.
Так, известный педагог и деятель в области
образования середины XIX в. А.В. Дистервег,
которого называли учителем немецких
учителей, выдвигал общечеловеческую
цель воспитания: служение истине, добру,
красоте." В каждом индивидууме, в каждой
нации должен быть воспитан образ мыслей,
именуемый гуманностью: это стремление
к благородным общечеловеческим целям".
В реализации этой цели, считал он, особая
роль принадлежит учителю, который является
живым примером для ученика. Он занимался
исследованием важных проблем, но более
всего - изучением противоречий, внутренне
присущих всем педагогическим явлениям.
Его личность завоевывает ему уважение,
духовную силу и духовное влияние.
Воспитание во имя счастья ребенка - таков
гуманистический смысл педагогической
деятельности В.А. Сухомлинского. Без веры
в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая
премудрость, все методы и приемы обучения
и воспитания, по его мнению, несостоятельны.
Основой успеха учителя, считал он, являются
духовное богатство и щедрость его души,
воспитанность чувств и высокий уровень
общей эмоциональной культуры,
умение глубоко вникнуть в сущность педагогического
явления. Первоочередная задача учителя,
отмечал он, состоит в том, чтобы открыть
в каждом человеке творца, поставить его
на путь самобытно-творческого, интеллектуально-полнокровного
труда.
Мировую славу русской педагогике принёс
К.Д. Ушинский. Им было предложено сделать
труд полноценным воспитательным средством.
Созданные им учебники выдержали небывалый
в истории тираж. Например, "родное слово"
издавалось 187 раз. Его наследие составляет
11 томов, а педагогические произведения
имеют научную ценность и сегодня. В юношеском
дневнике Ушинского сформулирована цель
его жизни: "сделать как можно более
пользы моему отечеству". Он достиг
цели.
Педагоги-современники
"Бондаревская Е.В. (Ростов-на-Дону)
выдвигает общую цель: воспитание как
возрождение человека культуры и нравственности.
В концепции для реализации цели определены
содержательные базовые компоненты, которые
включают:
Интернализацию детьми универсальных
общечеловеческих ценностей, сохранение
совокупного духовного опыта человечества:
диалог между различными культурами и
народами; уважение к человеческой жизни,
осознание ее неприкосновенности; свобода
и ответственность;
Овладение детьми основными сферами жизнедеятельности
современного человека, гуманизирующими
личность и отношения между людьми; художественное
и техническое творчество; забота о здоровье
и жилье; охрана природы и среды обитания;
общение с родителями и друзьями; совместные
экскурсии и путешествия; оказание помощи
младшим и старшим и другое;
Освоение материальных и духовных ценностей
общечеловеческой и национальной культуры:
научных, художественных, технических
нравственных и воспроизводство в творческих
видах деятельности;
Формирование опыта гражданского поведения:
участие в гражданских делах, проявление
гражданских чувств, отстаивание прав
человека, противодействие аморальным
явлениям и другое;
Накопление опыта эмоционально-насыщенных
ситуаций гуманного поведения: организация
детьми актов милосердия, проявление заботы
о близких, уважение прав и достоинства
других людей и другое;
Овладение детьми ситуациями реальной
ответственности, самостоятельности:
принятия решений, свободный выбор поступков
и ответственности за них, выбор способов
саморегуляции поведения во всех сферах
жизнедеятельности, овладение способами
самовоспитания и совершенствования и
другое".
Реализация базового содержания воспитания
опирается на принципы гуманизации и теснейшим
образом связана с гуманитаризацией образования.
Важнейшими принципами реформирования
педагогического образования должны быть:
обращенность к общечеловеческим ценностям,
обращенность к педагогической культуре,
обращенность к детям, школе, обращенность
к индивидуальности, творческому потенциалу
учащегося.
Обращенность к общечеловеческим ценностям
означает возвращение педагогического
образования в лоно культуры, его гуманизацию,
гуманитаризацию, создание экологически
чистой культурно-образовательной среды,
отношение к учащемуся, как свободному
суверенному субъекту подготовки, ответственность
школы за качество его подготовки. Основное
содержание подготовки должна составлять
отечественная и мировая культура. Вуз
и школа должны иметь единое образовательное
пространство.
Овладение учащимися базовыми основами
культуры - фундаментальная задача общепедагогической
подготовки. Культура рассматривается
как динамическая система общечеловеческих
ценностей, творческих способов деятельности
и личностных достижений людей. Поэтому
основные задачи становления и развития
личности, как человека культуры состоят
в том, чтобы ввести учащегося в мир культурных
и общечеловеческих ценностей, оказать
помощь в овладении базовыми основами
культуры и развитии субъектных свойств
личности, как человека культуры.
В качестве основных ценностей определяющих
ориентации выделены:
человеческие: социальная защита личности,
помощь, поддержка его индивидуальности,
творческого потенциала;
духовные: совокупный опыт человечества,
отраженный в философских теориях и способах
мышления;
практические: способы практической деятельности,
проверенные практикой образовательно-воспитательной
системы;
личностные: способности, индивидуальные
особенности личности, собственного жизнетворчества.
Интернализация этих ценностей составляет
мировую культуру.
Базовые компоненты культуры: гуманистическая
позиция и личностные качества; философские
теории и творческое мышление; опыт творческой
деятельности, обоснование собственной
деятельности как системы (дидактической);
культура поведения, способы саморазвития
и саморегуляция личности.
Система дисциплин и уровни подготовки.
С учетом необходимости усвоения учащимися
обозначенных компонентов культуры определена
адекватная номенклатура дисциплин: основы
культуры; деятельность и общение.
Другой, интересный взгляд, изложен в концепции
руководителя авторского коллектива Газмана
О.С.
"Выдвинутая цель - обеспечить каждому
школьнику базовое образование и культуру
как основу для жизненного самоопределения.
Основные задачи педагогической работы
направлены на формирование способности
личности к культурной самореализации,
самоорганизации и самореабилитации.
Основные направления воспитательной
деятельности отражены в целевых программах.
"Здоровье";
"Учение";
"Общение";
"Досуг";
"Семья".
При этом реализация программ происходит
с обеспечением процессов самоопределения,
самореализации, самоорганизации, самореабилитации,
которые выступают важнейшими компонентами
саморазвития личности и становятся основными
направлениями педагогической работы".
"Много интересных идей несет в себе
оригинальная системно-социальная концепция
школьного воспитания (автор Таланчук
Н. М). В основу концепции положен системно-ролевой
подход к формированию личности. Отсюда
задачи воспитания в интегрированном
виде сводятся к подготовке подрастающего
поколения к выполнению семейных, профессионально-трудовых,
гражданских, геосоциальных и интерсоциальных
и само регулятивных ролей.
Система ролей включает в себя:
в сфере "Семья" - сыновне-дочернюю,
супружескую, отцовскую, отцовско-материнскую;
выдвигает задачи воспитания и самовоспитания
- формирование супружеской, педагогической
культуры, формирование чувства долга
и ответственности перед родителями;
в коллективе - профессионально-трудовой,
экономическую, организаторско-управленческую,
коммуникативную и другие задачи воспитания
- формирование профессиональных знаний,
умений, экономической, коммуникативной
культуры и организаторских способностей;
в сфере "Общества" - патриотическую,
национально-интернациональную, политическую,
правовую, нравственную и экологическую;
задачи воспитания - формирование основных
компонентов этих культур;
в сфере "Мир" - геосоциальную и интерсоциальную;
в сфере "Я - Сфера" - субъекта материальных
и духовных потребностей, учения, самовоспитания,
творчества, психорегулятивную; задачи
воспитания выражаются в формировании
здоровых потребностей, умении самообразования
и самовоспитания, развития творческих
способностей, умений ставить жизненные
цели, "саморегуляции".
Развитие педагогической
профессии в современном
Высшие учебные заведения
и педагогические училища готовят
будущих учителей по различным специальностям.
Кроме этого в рамках каждой специальности
вуз (педучилище) может открывать
несколько специализаций. Например,
педагогические специальности объединены
в профессиональную группу "образование".
Основанием разделения педагогических
специальностей являются различные
предметные области знаний. Второе
основание для разделения на специальности
- это возрастные периоды развития
личности, отличающиеся, в том числе
выраженной спецификой взаимодействия
педагога с ребенком. Третьим основанием
для разделения на специальности
педагогического профиля служат
нарушения в развитии детей.
В настоящее время государственным стандартом
профессионального образования предусмотрена
41 специальность высшего и 16 специальностей
среднего педагогического образования;
число квалификаций в связи с тем, что
имеются ещё и специализации, значительно
больше.
Информация о работе Возникновение педагогической профессии, её развитие