Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:42, реферат
Марксизм как идеология пролетариата, как научное выражение его коренных интересов возник в 40-х годах XIX века, в то время, когда в Западной Европе сложился капиталистический строй, обострились классовые противоречия между буржуазией и пролетариатом и пролетариат выступил на арену борьбы как самостоятельная сила.
Основоположниками учения научного коммунизма были Карл Маркс (1818—1883) и Фридрих Энгельс (1820—1895). Они создали философию революционного пролетариата — диалектический и исторический материализм.
К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что люди являются производителями своих представлений, идей и т. д., «но речь идет о действительных, действующих людях, обусловленных определенным развитием их производительных сил и — соответствующим этому развитию — общением...». Установив, что «обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства», они выдвинули положение о том, что люди в процессе своего активного воздействия на природу и общество одновременно изменяют свою собственную природу.
В третьем тезисе
о Фейербахе К. Маркс писал: «Совпадение
изменения обстоятельств и
К. Маркс также
показал несостоятельность
Социалисты-утописты
считали, что посредством правильного
воспитания можно выработать у людей
«рациональные характеры» в рамках
порочного капиталистического общества.
Основоположники марксизма
Отмечая положительное
влияние социалистической общественной
среды на людей, Маркс и Энгельс
считали решающим фактором формирования
новой личности планомерно организованную
в новом обществе систему воспитания
всесторонне развитых людей. Они
выявили огромное значение и историческую
необходимость всестороннего
Основоположники марксизма
указали на глубокое противоречие,
которое имеется между
Требования пролетариата в области народного образования.
Марксизм вооружил
пролетариат программными требованиями
борьбы за народное образование при
капитализме и наметил
Основоположники марксизма считали, что в условиях буржуазного общества пролетариат должен организованно бороться за знания. Все начинания рабочих, направленные на создание пролетарских просветительных учреждений, они высоко ценили и считали необходимым, чтобы пролетариат добивался издания законов, обеспечивающих молодежи, работающей на фабриках, заводах и других капиталистических предприятиях, возможность получения образования.
Фабричное законодательство в Англии Маркс рассматривал как первую скудную уступку, вырванную у капитала. Он указывал на положительное значение закона 1834 года, который ограничивал рабочий день детей в возрасте от 9 до 13 лет восемью-девятью часами физического труда и вводил для них обучение в течение двух часов в день. «Как ни жалки, — писал он, — в общем статьи фабричного акта относительно воспитания, они объявили начальное обучение обязательным условием труда. Их успех впервые доказал возможность соединения обучения и гимнастики с физическим трудом, а следовательно, и физического труда с обучением и гимнастикой».
Вовлечение детей
в общественное производство Маркс
рассматривал как прогрессивное
явление, но считал необходимым решительно
бороться с теми недопустимыми формами,
которые оно приняло при
К. Маркс не мог
лично присутствовать на конгрессе
I Интернационала, который состоялся
3—8 сентября 1866 года в Женеве, и составил
для лондонских его участников «Инструкцию
делегатам Временного Центрального
Совета по отдельным вопросам». В
этой Инструкции Маркс подчеркивал,
что при разумном общественном строе
дети с девятилетнего возраста могут
принимать участие в
Маркс писал, что родителям и предпринимателям ни в коем случае не может быть разрешено применять труд детей и подростков, если он не сочетается с их воспитанием.
Под воспитанием, говорил К. Маркс, следует понимать три вещи:
«Во-первых: умственное воспитание.
Во-вторых: физическое воспитание, такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями.
В-третьих: техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств».
Распределению детей
и рабочих-подростков по возрастным
группам должен соответствовать
постепенно усложняющийся курс умственного
и физического воспитания и технического
обучения. К. Маркс указывал, что
«сочетание оплачиваемого
Борясь за право
на образование для всех работающих
детей и подростков, основоположники
марксизма выступали как
В «Манифесте Коммунистической
партии» К. Маркс и Ф. Энгельс
пишут, что представители буржуазии
утверждают, будто бы коммунисты, заменяя
домашнее воспитание общественным, хотят
уничтожить самые дорогие для
человека отношения. «Буржуазные
Ряд положений по вопросам народного образования был высказан Марксом при критике Готской, а Энгельсом — Эрфуртской партийной программы германской социал-демократии.
В проекте Готской программы германской социал-демократической партии (1875) выдвигалась идея всеобщего равного народного образования, находящегося в зависимости от прусской монархии. К. Маркс назвал эти требования «демократической трескотней». Указывая, что функции этого государства следует ограничить отпуском средств на народное образование, определением квалификации учителей, установлением программы обучения, он в то же время стремился устранить идеологическое воздействие буржуазного государства и церкви на школу. Он решительно выступал также против положения Готской программы о бесплатности повышенного образования в буржуазном государстве, подчеркивал, что это будет подарком имущим классам, дети которых только и могут получать при буржуазном строе повышенное образование; фактически это образование стало бы осуществляться за счет народных средств.
В Готской программе было выдвинуто требование — запретить детский труд. Это требование Маркс признал невыполнимым на практике и реакционным, так как в привлечении детей к труду, при регулировании их рабочего времени в соответствии с возрастом и соблюдении предупредительных мер для их защиты от капиталистической эксплуатации, видел одно из могущественнейших средств для переустройства современного ему общества.
Так же последовательно, как Маркс, Энгельс подверг критике проект Эрфуртской программы германской социал-демократии, составленный в 1891 году Карлом Каутским. В частности, он протестовал против оппортунистической формулировки о том, что религия есть частное дело, и требовал полного отделения церкви от государства и школы от церкви.
Основоположники марксизма
подвергли острой критике и взгляды
на воспитание входивших в I Интернационал
анархистов, которые снижали роль
науки в образовании и
В «Манифесте Коммунистической
партии» основоположники
В новом обществе
человек будет всесторонне
Умственное воспитание.
К. Маркс, говоря о
том, что он понимает под воспитанием,
на первое место поставил умственное
воспитание. Овладению теорией, науке,
образованию основоположники
В произведении «Анти-Дюринг» Ф. Энгельс раскрывает свои взгляды на содержание образования и методы учебной работы. Критикуя взгляды Дюринга, считавшего, что народная школа будущего общества будет давать своим ученикам все, что «может обладать привлекательностью само по себе и принципиально важно для человека», он определил содержание и вопросы методики обучения в школе.
Анализируя туманные высказывания Дюринга о том, что в школе будут учить детей «главным выводам наук относительно миро- и жизнепонимания», Энгельс выдвинул требование последовательного, систематического обучения. Невозможно обучать детей, писал он, только тому, что может обладать привлекательностью «само по себе», как хотел Дюринг. Каждый предмет имеет свою логику и последовательность, свои трудности, которые необходимо научиться преодолевать.
По мнению Дюринга,
в народной школе будущего детей
должны обучать некоей «математике
в целом». Такое предложение Энгельс
считает совершенно неприемлемым, справедливо
полагая, что дети при таком обучении
ничему не научатся. Он подчеркивает, что,
кроме математики, в системе общего
образования большое внимание должно
быть уделено физике, механике, астрономии
и химии. Совершенно недопустимым считает
Энгельс то, что Дюринг исключил
из курса школы химию. Он протестует
и против того, что ботаника и
зоология должны преподаваться только
в описательной форме и служить
предметом легкого
Информация о работе Возникновение марксизма и его роль в развитии педагогической науки