Возникновение и развитие педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2012 в 22:57, реферат

Описание работы

Педагогика – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации.
Слово «педагогика» происходит от греческого παιδαγωγική, что означает буквально «детоведение, детовождение». Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского

Содержание

Введение 2
2. Возникновение и развитие педагогики 4
2.1. Основные категории педагогики 7
3. Система педагогических наук 10
Заключение 12
Список использованной литературы 13

Работа содержит 1 файл

Педагогика.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

3. Система педагогических  наук

     Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук. Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных педагогических дисциплин:

     общая педагогика, исследует основные закономерности воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и  развитии личности, процесс образования и обучения.

     2. возрастная педагогика, изучающая  особенности воспитания людей  на различных этапах возрастного  развития;

     3. специальная педагогика – дефектология, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных  детей. Которая в свою очередь распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и обучения глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи при нормальном слухе – логопедия;

     4.частная  методика, исследующая специфику  применения общих закономерностей  обучения к преподаванию определённого  предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.);

     5. история педагогики, изучающая развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи.

     Интенсивно  развиваются, как самостоятельные, такие отрасли педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций, педагогика культурно-просветительной работы.

     Педагогика  — обширнейшая наука. Изучаемый  ею предмет настольно сложен, что отдельная, даже очень широкая наука не в состоянии охватить его сущность, все связи. Пройдя длительный путь развития, накопив информацию, педагогика превратилась в разветвленную систему научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой наук о воспитании.

     Систему педагогической науки, как и любую  другую сложную систему, можно анализировать  по разным признакам. Главные отрасли  по критерию последовательности связей педагогических отраслей, изучающих  воспитание человека на всем протяжении его развития и формирования.

     Фундаментом педагогики является философия, в частности, та ее часть, которая специально занимается проблемами воспитания и потому получила название философии воспитания. Эта  область знаний использует в воспитательной практике идеи различных философских систем. Одна из задач философии воспитания, как ее определяет английский философ А. Брент, состоит в том, чтобы определить критерий и разработать принципы, позволяющие выявить сущность предмета и методов воспитания.

     Давние  и прочные связи педагогики с  философией (вспомним, что педагогика еще совсем недавно была частью философии) обусловили особую роль последней. Философия  остается основой педагогики. Многие специалисты развивают философскую  базу педагогики. К их числу принадлежат видные зарубежные исследователи, а также известные отечественные ученые Б. С. Гершунский, Н. С. Розов, П. Г. Щедровицкий.

     Философия указывает педагогике общий подход к познанию, исследованию педагогических явлений и процессов. Поэтому  философию с ее идеями целостности и системности, методами структурного анализа принято считать методологической основой педагогики.

     Развитие  воспитания как общественного явления  исследует история педагогики. Принцип  историзма — важнейший для  развития любой науки: понимая прошлое, заглядываем в будущее. Исследование того, что уже было, сопоставление его с настоящим не только помогают лучше проследить основные этапы развития современных явлений, но и предостерегают от повторения ошибок прошлого, делают обоснованными прогностические предположения, устремленные в будущее.

     Общая педагогика — базовая научная  дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая  общие основы учебно-воспитательного  процесса в воспитательных учреждениях  всех типов. В общей педагогике выделяют два уровня: теоретический и прикладной (нормативный). Общая педагогика содержит четыре больших раздела: 1) общие основы; 2) дидактика (теория обучения); 3) теория воспитания и 4) школоведение.1 Названные разделы в последние десятилетия настолько разрослись, что стали большими самостоятельными отраслями знаний.

     Дошкольная  и школьная педагогики составляют подсистему возрастной педагогики. Здесь изучаются  закономерности воспитания подрастающего  человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп. Возрастная педагогика в настоящее время охватывает всю систему среднего образования. В ее компетенции — и закономерности учебно-воспитательного процесса в профессионально-технических учебных заведениях, и особенности воспитания в средних учебных заведениях всех типов, и вопросы воспитания молодежи, получающей среднее и высшее образование через систему вечерних (сменных, заочных) школ или с помощью сети Интернет (дистанционное обучение). Завершено или завершается оформление самостоятельных педагогических дисциплин, отражающих специфические особенности воспитания в отдельных возрастных группах или типах учебно-воспитательных учреждений — дошкольной педагогики, педагогики профтехшколы, производственной педагогики, педагогики дистанционного обучения и др.

     Среди отраслей, занимающихся педагогическими  проблемами взрослых, быстро прогрессирует  педагогика высшей школы. Ее предмет  — закономерности учебно-воспитательного  процесса, протекающего в высших учебных заведениях всех уровней аккредитации, специфические проблемы получения высшего образования в современных условиях, в том числе и по компьютерным сетям. Педагогика последипломного образования в тесном содружестве с педагогикой труда занимается проблемами повышения квалификации, а также очень острыми сейчас вопросами переквалификации работников различных отраслей народного хозяйства, освоения новых знаний, приобретения новой профессии в зрелом возрасте. Военная педагогика исследует особенности воспитательных процессов в специфических условиях.

     В подсистеме социальной педагогики выделяются такие отрасли, как семейная, пенитенциарная (перевоспитание правонарушителей), профилактическая педагогики и др.

     Люди  с разными нарушениями и отклонениями в развитии попадают в сферу действия специальной педагогики. Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика, слепых — тифлопедагогика, умственно отсталых — олигофренопедагогика. В последнее время активно развиваются новые отрасли педагогики — профилактическая (лечебная), реабилитационная, коррекционная, превентивная.

     Особую  группу педагогических наук составляют так называемые частные, или предметные, методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений. Методикой преподавания своего предмета должен превосходно владеть каждый педагог.

Заключение

 

     Педагогика  — одна из социальных наук, которая  исследует процесс воспитания человека, то есть ее предметом является воспитание, процесс целенаправленного формирования личности: как из ребёнка, существа почти исключительно биологического, формируется личность - существо социальное, сознательно относящееся к окружающему миру и преобразующее этот мир. Этот процесс протекает по свойственным ему законам, то есть в нем проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определенные изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика.

     Итак, педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

     Давний  спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается  о практику. Испытание практикой  подтверждает многократно: без глубокого  знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса – основа учительского мастерства.

     К усвоению педагогики надо подходить  как к научно – познавательной деятельности, на базе которой может  и должно развиваться педагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагогической деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда.

Список  использованной литературы

 

     Болдырев  Н. И., Гончаров Н. К., Есипов Б. П. и др. Педагогика. - М.: Наука, 1998.

     Журавлев  В. И. Педагогика в системе наук о человеке. — М.: ЮНИТИ, 1990.

     Ильина  Т. А. Педагогика. Учебное пособие  для пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1999.

     Константинов  Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История  педагогики - М.: Просвещение, 2004.

     Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2003.

     Педагогика. Учебное пособие. Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агентство, 1995.

     Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: «Просвещение», 1999.

     В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко  и др. Педагогика. Учебное пособие  для студентов педагогических учебных  заведений. — М.: «Школа-Пресс», 1997.

     Подласый  И. П. Педагогика. — М.: Просвещение, 1996.

     Прокопьев И. И. Педагогика. — Гродно: Изд-во ГрГУ, 1997.

     Федеральный закон от 13.01. 1996 г. №12-ФЗ «Об образовании» (ред. от 28.02.2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. №3.

     Харламов  И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1990.

     1 Педагогика. Учебное пособие. Под  ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1995. С.125.

     1 Ильина Т. А. Педагогика. Учебное  пособие для пед. ин-тов. - М., 1999. С. 239.

     1 Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История педагогики - М., 2004.С. 175.

     1 Педагогика. Учеб. пособие для студентов  пед. институтов. Под ред. Ю. К. Бабанского. — М., 1999. С. 236.

     1 Федеральный закон от 13.01. 1996 г.  №12-ФЗ «Об образовании» (ред. от 28.02.2008 г.) // Собрание законодательства  Российской Федерации. 2008. №3.

     1 Краевский В. В. Общие основы  педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., 2003.С. 241. 

Информация о работе Возникновение и развитие педагогики