Возможности проектных технологий по формированию проектировоных умений обучающихся в профессиональном обучении

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 05:56, статья

Описание работы

В статье показаны преимущества использования метода проектов при применении компетентностного подхода в обучении. В качестве примера рассматривается процесс формирования проектировочных умений у будущих специалистов коммерческой деятельности.

Работа содержит 1 файл

Возможности метода проектов по формированию проектировочных умений в профессиональном обучении 1.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

      Информационная  функция позволяет расширить  информационное поле обучающихся через  содержательную наполняемость проекта, с помощью различных привлекаемых источников информации (СМИ, Интернет, результаты социальных опросов и др.).  В процессе работы над проектом обучающиеся осуществляют поиск дополнительных сведений (о новых профессиях, специальностях, востребованных современным рынком труда, об использовании ИКТ при проведении совещаний, собеседований, рекламных кампаний), проводят социальные опросы населения, делают сравнительный анализ явлений и процессов внешней и внутренней среды организации (SWOT – анализ, PEST– анализ). Зачастую проекты планируются таким образом, что для их реализации дополнительная информация должна обязательно быть получена в процессе самостоятельной работы обучающихся с различными источниками.

      Управленческая  функция проектных технологий реализуется через поэтапное развитие проектировочных умений, входящих в состав общих и профессиональных компетенций. Управляя учебным проектом преподаватель формирует проектировочные умения обучающихся, оттачивает те умения, которые необходимы в будущей профессиональной деятельности, а также через состав проектировочных умений всегда можно продиагностировать овладение обучающимися способами профессиональной деятельности на каждом этапе обучения. Таким образом, применяя соответствующие управленческие действия всегда можно корректировать ход реализации проекта и всего процесса обучения.

      Продуктивность  освоения профессиональной деятельности может быть задано проектировочной функцией проектных технологий. В процессе работы над проектом освоение знаниями становится не совокупностью приемов, а целостностью образования, определяемым логикой работы над проектом и получением реального продукта этой деятельности. Проектировочная функция проектных технологий позволяет формировать проектировочные умения обучающихся в ходе реализации проекта они осваиваются ими и становятся свойствами личности, способных выполнять определенные действия в заданных или новых условиях на основе сформированности проектировочных умений. Учебной проектирование – это процесс, имеющий цель, алгоритм, стандарт действий, это процесс изменения существующих объектов, систем с целью создания нового продукта.

      Реализация  диагностической функции проектных  технологий возможно при создании определенных условий, позволяющих отследить  уровень сформированности профессиональных компетенций будущего специалиста, сравнения данного уровня с нормативными требования, отраженных в стандарте по профессии или специальности. Эта функция позволяет увидеть пробелы или несоответствия в профессиональной подготовке обучающихся и спланировать мероприятия по их устранению. Оценивая и сравнение умений обучающихся с заданными в стандарте позволяет избежать субъективности в оценивании деятельности обучающихся реализующих проекты.

      Таким образом, развитие проектировочных  умений обучающихся средствами проектных технологий, использование метода проектов при изучении как общеобразовательных, так и профессиональных модулей должны обеспечить условия для формирования проектировочных умений обучающихся и овладения обобщенными способами профессиональной деятельности.

Библиографический список:

  1. Чернилова Н. Г. Система проектного обучения как инструмент развития самостоятельности старшеклассников. [Текст] / Н. Г. Чернилова. – Саратов, 1997. –130 с.
  2. Гузеев В. В. Проблемы, особенности и процедуры освоения новых образовательных технологий в педагогических коллективах. [Текст] / В. В. Гузеев // Школдьные технологии. – 200-0. – №1ё. – с. 169.
  3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] : учебное пособие / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 225с.
  4. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2008. – 365с.
  5. Метод проектов [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. Рус., англ.
  6. Современный словарь иностранных слов [Текст]: Ок.: 20 000 слов. – М.: Рус. Яз., 1992. – 740 с.
  7. Жайтапова А. А., Рудик Г. А., Белошниченко Е. В., Салтывайдиева А. С. Педагогика 21-го века на пороге школы [Текст]: информационно-методический дайджест/ А. А. Жайтапова, Г. А. Рудик, Е. В. Белошниченко, А. С. Салтывайдиева. – Алматы: ББЖ КБАРИ, 20090. – 304 с.
  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Ред. Е. С. Полат. – М.: АКАДЕМА, 2001. – с. 281.
  9. ФГОС СПО по специальности 100701 Коммерция (по отраслям) [Текст] / утв. приказом МОиН РФ от 05 апреля 2010 года.

Информация о работе Возможности проектных технологий по формированию проектировоных умений обучающихся в профессиональном обучении