Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 21:58, реферат
процесс обучения призван осуществлять три функции — образовательную, воспитательную и развивающую
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ
Р Е Ф Е Р А Т
по дисциплине: «Педагогика»
на тему: «Характеристика воспитательной функции обучения»
Основные функции обучения
Всестороннее, гармоническое развитие личности предполагает единство ее образованности, воспитанности и общей развитости. Все эти компоненты всестороннего развития понимаются в их узком смысле, т. е. соответственно как сформированность знаний, умений и навыков, воспитанность личностных качеств и развитость психической сферы личности.
Исходя из общей цели школы, процесс обучения призван осуществлять три функции — образовательную, воспитательную и развивающую.
Современная дидактика подчеркивает, что задачи учебного процесса нельзя сводить лишь к формированию знаний, умений и навыков. Он призван комплексно влиять на личность, несмотря на то что образовательная функция является особенно специфичной для этого процесса. Заметим, что грани между образованием, воспитанием и развитием в их узком смысле весьма относительны и некоторые аспекты их взаимно перекрещиваются. Например, в понятие «образование» часто включают усвоение не только фактических и теоретических знаний, специальных умений, но и формирование общеучебных умений и навыков. В то же время интеллектуальные умения и навыки, входящие в общеучебные, часто относят к развитию личности. Термины «образование», «воспитание» и «развитие» употребляются еще и в широком смысле. Тогда воспитание (в широком смысле) включает в себя обучение, образование и воспитание (в узком смысле). Само образование в широком смысле предполагает уже не только формирование знаний и умений, но и формирование личностных качеств, мировоззрения, идейности, нравственности личности и др.
Условное выделение образовательной, воспитательной и развивающей функций полезно для практической деятельности учителей, особенно при планировании задач обучения на уроках.
Образовательная
функция (в ее узком смысле) предполагает
усвоение научных знаний, формирование
специальных и общеучебных
Кроме специальных умений и навыков, в процессе образования учащиеся овладевают общеучебными умениями и навыками, которые имеют отношение ко всем предметам, например навыками работы с книгой, справочниками, библиографическим аппаратом, навыками чтения и письма, рациональной организации домашнего труда, соблюдения режима дня и др.
Одновременно
с образовательной процесс
Обучение и воспитание способствуют развитию
личности. В таком случае, казалось бы,
нет необходимости говорить еще и о развивающей
функции обучения. Но жизнь показывает,
что обучение осуществляет развивающую
функцию более эффективно, если имеет
специальную развивающую направленность
и включает учеников в такие виды деятельности,
которые развивают у них сенсорные восприятия,
двигательную, интеллектуальную, волевую,
эмоциональную, мотивационную сферы. В
связи с этим в дидактике в 60-е гг. появился
специальный термин «развивающее обучение».
Он предполагает, что в ходе обучения помимо
формирования знаний и специальных умений
надо предпринимать специальные меры
по общему развитию школьников. Правда
надо особо подчеркнуть, что обучение
всегда было развивающим, но круг развиваемых
качеств вследствие недостаточной ориентированности
на это содержания и методов обучения
был несколько суженным. В этом смысле
переход к развивающему обучению означал
расширение сферы развивающих влияний,
усиление творческих элементов в учебной
деятельности.
В
работах, посвященных проблеме развивающего
обучения (Л. В Занков, Н. А. Менчинская,
Д Б Эльконин, В. В. Давыдов М А. Данилов.
М. Н. Скаткин и др.), выдвигались разнообразные
принципы и пути ее решения. Наиболее известными
являются положения Л. В. Занкова о том,
что для интенсивного развития мышления
в процессе обучения необходимо обеспечить
преподавание на высоком уровне трудности,
в быстром темпе обеспечить осознание
учащимися своих учебных действий.
Вместе с тем развитие нельзя свести к
формированию мышления. Как было указано
выше, оно должно охватить все сферы личности.
И поэтому современная дидактика ищет
пути расширения развивающего влияния
обучения Особенностью функции развития
является то, что она не существует самостоятельно,
а является следствием образовательной
и воспитательной функций обучения. Но
интенсивность, разносторонность широта
и углубленность развития зависят от того
как будут реализовываться образование
и воспитание.
Все три функции обучения нельзя представлять себе как три параллельно осуществляемые, неперекрещивающиеся линии в потоке влияний учебного процесса. Все они находятся в сложно переплетающихся связях: одна предшествует другой, является ее причиной, другая является ее следствием, но и одновременно условием активации первопричины. Две из них — образовательная и воспитательная — являются в единстве основой третьей, развивающей функции Последняя в свою очередь интенсифицирует в последующем образовательную и воспитательную функции обучения и т. д. Вот почему к взаимосвязи этих функций надо подходить, учитывая диалектический характер их единства.
Основные функции обучения реализуются на практике, во-первых, путем планирования комплекса задач урока, включающих в себя задачи образования, воспитания и развития школьников, во-вторых, путем подбора такого содержания деятельности учителя и школьников, которое бы обеспечило реализацию всех трех видов задач, имея в виду, что на каждом этапе урока какие-то из них будут решаться в большей или меньшей мере; в-третьих, единство этих функций осуществляется путем сочетания разнообразных методов, форм и средств обучения; в-четвертых, в процессе контроля и самоконтроля за ходом обучения и при анализе его результатов одновременно оценивается ход осуществления всех трех функций, а не одной из них.
Совокупность этих требований при построении учебного процесса поднимает его на качественно новый уровень, при котором комплексно осуществляются задачи, стоящие перед школой.
Под редакцией Ю. К. Бабанского. Педагогика.
– М.: Просвещение, 1983
http://www.detskiysad.ru