Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 08:29, курсовая работа
Современная методика преподавания русского языка характеризуется активным поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка. Особенное значение приобретает такая деятельность в теперешней социальной обстановке и все большей ориентации на изучение других иностранных языков.
Введение
1. Обучение русскому языку в армянских школах с учетом использования компонента местности.
2. Цели, задачи и методы обучения русскому языку в армянской школе с учетом особенностей края.
3.Использование дидактического материала из художественных произведений местных писателей на уроках русского языка.
4. Игры и другие интерактивные занятия с целью воспитания интереса к изучению в армянской школе русского языка.
Заключение
Список используемой литературы
4. Игры и другие интерактивные занятия с целью воспитания интереса к изучению в армянской школе русского языка.
Это прежде всего, предполагает целенаправленное наблюдение за особенностями использования языковых средств не только в разных стилистических проявлениях литературного языка, но и в специфическом, региональном аспекте, характеризующем языковые особенности той или иной местности, в частности в столице и в других районах и селах.
Но по-моему, методические идеи использования в процессе обучения региональных языковых средств еще не нашли полноценной разработки и внедрения в современную практику преподавания русского языка в армянских школах.
В данной работе предпринята попытка разработать методику обучения русскому языку с учетом регионального компонента, в частности, в Республике Армения.
Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о русском языке и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к нему и оказывает влияние на формирование личности учащихся.
Актуальность данной работы определяется необходимостью усилить обучающий и воспитательный эффект при обучении русскому языку с учетом регионального компонента.
В частности, в ходе исследования, я поняла, что в главную очередь, надо учебники русского языка, которые издаются в Армении, создавать с учетом, хотя бы, главных особенностей данного района, особенно, если учесть, что Армения имеет деление на всего лишь 11 отдельных частей. Думаю, что финансирование этого проекта будет намного меньше, чем бесплодное создавание иностранных /чисто-английских/ школ.
Проблемы обучения русскому языку в Армении связаны с вопросами формирования сознания учащихся в отношении того, что это является важным и полезным занятием, особенно, что телевидение, радио и Интернет пестрят русским, а это говорит о ее важной роли в деле становления личности как образованного в этом плане будущего полезного специалиста. Необходимость их решения не может не повлиять на характер наших сегодняшних уроков.
Традиционная основа школьного курса - структурно-семантическое описание языка, необходимое для овладения языковыми нормами, дополняется за счет коммуникативного и культурологического аспектов.
В последнее время в образовательную практику Армении вводится национально-местный компонент в структуре государственного образовательного стандарта. В учебниках русского языка в армянских школах можно увидеть тексты об Армении, ее достопримечательностях и истории.
До настоящего времени вопрос о соотнесенности государственного образовательного стандарта и национально-местного компонента не имеет однозначного решения, как в теории, так и в практике обучения у нас русскому языку.
В государственном стандарте представлено базовое содержание школьного курса русского языка для всех видов и типов учебных заведений, обязательное для основной общеобразовательной школы.
Национально-местный компонент государственного образовательного стандарта по русскому языку включает в себя два аспекта:
1. национально-культурный аспект, который является обязательной частью курса русского языка и который должен обеспечить приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, осмысление школьниками национального своеобразия родного языка;
2. местный /региональный аспект/, который обеспечивает осмысление учащимися языковых фактов, специфичных для того или иного региона нашего государства.
Национально-культурный аспект реализует государственный и частично региональный компоненты образовательного стандарта.
Местный /региональный/ компонент реализуется в региональном аспекте, который отражает региональные особенности конкретного субъекта РА /Ширак, Лори, Тавуш/.
Под местным компонентом школьного лингвистического курса в современной лингводидактике надо понимать «систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала, как в тематическом отношении, так и в отношении сугубо лингвистическом». [Благова,1993:17]. Методисты предлагают рассматривать региональный компонент в преподавании русского языка как углубленную лингвокраеведческую работу и использовать местный языковой материал не только на уроках русского языка, но и для внеклассной работы. Ведь «живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о ее истории и сегодняшнем дне, что, в конечном счете, способствует общей оптимизации школьного образования»[1].
Было предложено следующее содержание регионального компонента курса русского языка.
Во-первых, он включает словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру края, и, во-вторых, языковой материал, составляющий лингвистическую специфику области: слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей определенной местности, историческую ономастику, топо- и микротопонимику региона, живую речь и фольклор, специальную лексику профессий, наиболее характерных для региона, городское просторечие, молодежный жаргон, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, журналистов, ученых и т.п.
Определяя место местно-регионального компонента в лингвистическом образовании современных школьников в армянских школах, предлагаемая концепция не предполагает коренной перестройки традиционного содержания обучения русскому языку или введения новых самостоятельных разделов курса. Языковый материал последовательно и систематически включается как в базовое, так и в дополнительное образование по русскому языку, находит место в урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Работа с местными факторами является только компонентом сложной, многогранной деятельности учителя русского языка в школе, она не должна и не может вытеснить с урока тематически разнообразные материалы, иллюстрирующие вечные общечеловеческие ценности вне их этногеографической определенности. Разумное включение регионального компонента в базовую и дополнительную части лингвистического образования школьников - дело общественно значимое, а главное - актуальное.
В настоящее время лингвисты, методисты, школьные и вузовские преподаватели, рассматривая язык как культурно историческую среду, расширяют традиционные границы объекта изучения, а также активизируют языковые черты, отражающие специфику национального менталитета, что возможно лишь при усвоении обязательного соблюдения принципа межъязыковых связей.
Они считают, что введение регионального компонента, особенно иностранного языка, имеет целью воспитания интереса и бережного отношения к культуре родного края. Дополняется и перечень традиционных задач преподавания русского языка в школе.
Отсюда основные культурологические задачи дисциплины:
- обеспечить свободное владение русским в разных ситуациях общения;
- обеспечить формирование познавательной, нравственной культуры учащихся;
- обеспечить активное участие в общественной жизни страны, успешную организацию своей собственной личной и деловой жизни;
- воспитание культуры общения, культуры поведения учащихся.
- Н. Г. Благова и др. предлагают следующее дополнение к перечню традиционных задач преподавания русского языка в школе в связи с введением систематического включения регионального компонента:
- «познакомить учащихся со структурными и функциональными особенностями русского языка (в определенном регионе);
- обогатить словарный запас школьников за счет языкового материала, связанного с местом рождения или проживания основной части школьников, ценного с точки зрения познавательной и эстетической;
- на основе погружения в язык расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях местных жителей;
- показать феноменальность русского языка, раскрыть пути языкового обогащения.
На основе решения перечисленных задач формируется следующий минимум знаний и умений школьников:
1. Иметь представление о языке, как культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края.
2. Уметь анализировать окружающую речевую среду, оценивать факты речи земляков, способствовать повышению их речевой культуры.
3. Уметь связно изложить свои мысли на региональные темы (природа, культура, в том числе языковая (определенного края).
4. Уметь анализировать (в том числе языковой анализ) художественных произведений местных писателей, журналистов и т.п.[2].
5. Изучение языка (местной) прессы (радио и телевидения, периодической печати).
6. Вопросы речевого этикета (определенного города, области)[3].
Для реализации регионального компонента в преподавании русского языка указанные выше методисты предлагают следующие методы:
репродуктивный (воспроизводящий материал в готовом виде в слове учителя, беседах с учащимися, упражнениях и текстах учебника, в наглядных пособиях, магнитофонных и видеозаписях, словарях и т.д.);
проблемно-поисковый (как ведущий);
коммуникативный, опирающийся на живое общение, и др.
Изложенные выше цели, задачи, методы и формы работы обучения русскому языку с учетом региональных особенностей края, в определенной мере реализуются в армянских школах только в общих чертах, что и не позволяет в полной мере ощутить результат преподавания русского языка именно в этом направлении[4].
На мой взгляд, обучение школьников с учетом своих региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного материала и имен местной культуры в обучении русскому языку важно не только с образовательной, но и с воспитательной стороны. Для ребенка одинаково важно и научиться свободно, владеть языком, и найти свое место в мире, осознать себя, начиная с родной земли, с окружающей их «малой» родины. Главное – вызвать интерес к родной земле, а к русскому любовь появиться если не сразу, то со временем различных формах его проявления.
Еще одним источником изучения лингвокраеведческого материала в обучении родному языку может стать использование на уроках русского языка художественных произведений армянских писателей и поэтов.
Обучение русскому языку в настоящее время в связи с демократизацией общества позволило преподавателю получить большую свободу в выборе методов, приемов и средств обучения, что дает ему возможность освободиться от некоторых условностей и стимулирует творческий поиск. Вместе с тем, это не освобождает его от систематического пополнения своих знаний и использования их на уроках. Особенно эти действия регулируются кредитной системой, систематическими экзаменами на квалификацию, и требованиями, представленными Министерством образования и наук РА.