Воспитание сознательной дисциплины

Автор: m*******@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 20:34, реферат

Описание работы

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова записано: «Дисциплина – обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилу». Соответственно, дисциплинированный – это человек, подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок, воспитанный.

Работа содержит 1 файл

vospitaniesoznatel-noydisciplinyi.doc

— 53.50 Кб (Скачать)

Тема: воспитание сознательной дисциплины

Ход собрания

   I. Организационная  часть.

   В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова  записано: «Дисциплина – обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилу». Соответственно, дисциплинированный – это человек, подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок, воспитанный.

   Если  обратиться за разъяснением смысла данного  понятия к мнению авторов «Энциклопедического  словаря», то можно прочитать, что  дисциплина – это «определенный  порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации». 

   Ребенок копирует поведение взрослых, подражает  им, берет с них пример. Поэтому  родители вольно или невольно воспитывают  его прежде всего своим собственным поведением, отношением с другими членами семьи и друг с другом.

   Дети  очень часто  видят и то, что  мы хотели бы скрыть от них.

   Часто родители, предъявляя требования ребенку, на его вопрос «Почему это надо делать?» говорят: «Не рассуждай!», «Так надо!», «Не твоего ума дело!» – и тем самым лишают его возможности активно включиться в процесс саморазвития. Но практика подобного воспитания постоянно убеждает нас в том, что ребенок не становится таким, каким его желает сделать такой «воспитатель».

   Запреты родителей – «не бери», «не  трогай», «не ходи», «не лезь», «не  мешай» – и наказания за их нарушение  оказываются серьезной помехой  на пути активного развития ребенка  и обретения им нравственного  опыта. Чтобы ребенок стал добрым, заботливым, нужно предоставить ему возможность проявлять доброту и заботу о других людях и непременно не только радоваться его добрым делам, щедрости, отзывчивости, но и самим всегда и везде поступать так же, никогда и ни в чем не допуская расхождения между словом и делом.

   В воспитании, пожалуй, самое трудное  – понять причины поведения ребенка. Вообще, сегодня проблема понимания  людьми друг друга – одна из основных. И недаром большинство подростков на вопрос исследователей «Что такое  счастье?» ответили: «Это когда тебя понимают!».

   Понять  человека – это и значит понять причины его поступков, поведения, объяснить мотивы, побудившие действовать  определенным образом. Понять другого  – это встать на его позицию, «влезть  в его шкуру». Но люди все такие  сложные, такие разные! А дети для нас – еще сложнее. Мы ведь забыли, какими были в их возрасте. 

   Чтобы ребенок выполнил вашу просьбу, соблюдайте следующие правила:

   • обращайтесь к ребенку доброжелательно, вежливо, исключите командный тон;

   • старайтесь вызвать у ребенка  ответственное отношение к выполнению вашего задания;

   • обращаясь к ребенку с просьбой, дайте ему инструкцию ее выполнения;

   • не просите ребенка выполнить  то, что ему сделать не по силам. Сначала научите;

   • выразите признательность за выполненную  работу.

   3. Наказание и поощрение.

   Когда ребенок не понимает смысла просьбы, требования, он не испытывает потребности  в добрых поступках, не сможет он обрести  и привычки нравственного поведения. Стремление родителей во что бы то ни стало добиться послушания вызывает в ребенке внутреннее сопротивление, а потом и активный протест. Видя следствие, а не причину, родители утверждаются в мысли, что «сейчас все дети трудные и без наказаний нельзя обойтись». Взрослые чаще всего виновниками конфликтных взаимоотношений считают детей, исходя из убеждения, что воспитатели всегда правы, что все, что они делают и говорят, справедливо, верно, так как «направлено на пользу ребенку». И если бы дети им беспрекословно подчинялись и выполняли их требования, не было бы ссор, конфликтов, трудностей.

   Очень удобная, но неверная позиция. Ведь в  этом случае происходит подмена целей  воспитания. Смыслом действий взрослых становится достижение послушания, а  не забота о развитии ребенка как  личности. Наказание обнажает не только воспитательное бессилие родителей, но и их неуважение к ребенку, неверие в его стремление стать лучше. Унижая наказаниями достоинство детей, подавляя их потребность в самовыражении, в свободе волеизъявления, родители, не желая этого, растят людей с рабской психологией, то есть действуют вопреки интересам ребенка, лишая его будущего.

   Это положение – одно из самых трудных  для осмысления. «Как же так?» –  возражают обычно родители. – «Ведь  мы его воспитывали и по-хорошему, а не только по-плохому?». Но в том-то и дело, что это была дрессировка, а не воспитание. Ведь это «хорошее» (имеются в виду беседы, нотации, поощрения), а тем более «плохое» не затронули сознания ребенка и не вызвали у него потребности меняться, не привели к другому поведению. Следовательно, эти меры не были методами воспитания.

   Но  бывает ведь так, что после беседы или наказания некоторое время  ребенок поступает в соответствии с требованиями родителей, а потом  опять возвращается к прежнему. Почему? Потому что это был минутный порыв (если не уловка избежать очередного наказания), не ставший осознанным мотивом поведения, «нравственным законом», лично для него значимым.

   Родителям, которые убеждены, что с ребенком «надо по-хорошему, а если не понимает, то по-плохому», мы объясняем, что они  не занимаются воспитанием, так как  не ищут причины тех или иных действий ребенка, не ищут ответа на вопрос «Почему он так поступил?» и пытаются устранять следствие, а не причину. 

   Игры  с правилами хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребенок вынужден подчиняться этим требованиям (то есть не нарушать правила), если он желает играть и не хочет разрушить игру.

   В играх-соревнованиях правила отличаются не только четкостью, понятностью, но и открытостью: выполняет ребенок правила игры или нарушает их – это сразу же замечают другие игроки, что создает наилучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил.

   Популярная  настольная игра лото – это пример игры с правилами и одновременно игры-соревнования. Элементарная на первый взгляд, она чрезвычайно полезна для недисциплинированных школьников. От ребенка здесь потребуется быть внимательным и собранным, чтобы не пропускать у себя на карточке называемые цифры; быть сдержанным и не выражать бурно свои эмоции, если объявленная цифра есть; быть терпеливым и не указывать другим игрокам на имеющиеся у них или пропущенные ими цифры; быть выдержанным и не обижаться до слез в случае проигрыша.

   2-я группа – коллективные дидактические игры как инструмент коррекции протестного поведения школьников.

   Школьникам  с протестным поведением присущи  упрямство и эгоизм, из-за которых  они не владеют в достаточной  степени навыками взаимодействия со сверстниками. Взаимодействие со сверстниками в игре заставляет ребенка учиться  выражать свое мнение, учитывать пожелания партнеров, координировать с ними свои действия.

   Игра  «Собери кораблик» проводится в парах (желательно, чтобы в паре с конфликтным ребенком играл уравновешенный сверстник). Играющим предлагается образец: вырезанный из цветной бумаги кораблик. Каждый ребенок должен составить такой же из выданного ему набора фрагментов – «деталей» кораблика. Причем набор составлен так, что только обменявшись с партнером недостающими деталями, каждый участник игры может точно воспроизвести кораблик. Для усиления игровой мотивации детей предупреждают, что это игра с секретом, который они должны разгадать, чтобы у них все получилось. То есть игра построена таким образом, что без обращения к партнеру и установления контактов с ним игровое задание не может быть выполнено. Постепенно, путем проб и ошибок, дети приходят к пониманию, что «мы должны с тобой обменяться деталями, и тогда у нас все получится».

   3-я группа – сюжетно-ролевые игры в коррекции демонстративного поведения детей.

   Коррекционно-развивающий  потенциал сюжетно-ролевой игры заключается в том, что в младшем  школьном возрасте на первом плане для ребенка стоит не функциональное исполнение роли, а ее личностные характеристики.

   Ребенку с демонстративным поведением целесообразно  предоставить возможность сопоставить  самого себя с двумя образцами  поведения: положительным и отрицательным.

   Например, любимая роль для девочки с демонстративным поведением – роль принцессы или королевы. В соответствии с сюжетом (и к своему удовольствию) девочка изображает принцессу капризной, эгоистичной, требовательной. То есть наделяет персонаж чертами, характерными для нее самой. В дальнейшем, подчиняясь логике игрового сюжета, девочка вынуждена изменить характер и поведение принцессы и вместе с ней стать иной: скромной, доброй, смелой.

   VII. Выступление школьного  психолога по теме  «Почему дети лгут?».

   Одним из качеств дисциплинированного ребенка является правдивость и честность. Так почему дети лгут?

   Ложь – это намеренное введение в заблуждение другого человека или сокрытие правды.

   Хвастовство и преувеличение – вид лжи, весьма характерный и для детей, и для взрослых. Мотив этой лжи очевиден – повысить свой социальный статус, завоевать признание и вызвать интерес у других людей, выглядеть в их глазах более важным, привлекательным, интересным. В преувеличении всегда присутствует доля правды, но правды приукрашенной. Дети (да и взрослые) способны сочинять истории гораздо более занимательные, чем те, что случаются с ними в реальной жизни.

   Трудно  удержаться от того, чтобы не развлечь компанию, если обладаешь прирожденным даром рассказчика. Большинство  людей неизбежную в таких случаях ложь считают нормальным явлением. «Она же никому не приносит вреда…» Другие люди считают, что если ребенок или взрослый приучится все время сочинять, преувеличивать, то в конце концов станет врать и в серьезных делах, когда ложь не безобидна. Надеемся, что это не так. Однако исследований по данному вопросу, как и по поводу многих других распространенных убеждений, касающихся лжи, не проводилось.

   Стремление  оградить свою личную жизнь от контроля родителей, чужого вмешательства –  еще один распространенный мотив детской лжи. Особенно это касается старших детей.

   Родителям и педагогам следовало бы научиться  не задавать детям-подросткам вопросов, которые вынуждают их в ответ  говорить неправду.

   Еще один мотив лжи, возникающий обычно в подростковом возрасте, но иногда и значительно раньше – стремление бросить вызов власти родителей или педагога, доказать свое превосходство над ними. Удачная ложь, когда родители или педагог подозревают обман, но не могут ничего доказать, утверждает ребенка в сознании своей силы. У маленьких детей это иногда принимает форму поддразнивания и розыгрыша.

   Иногда  солгать не означает поступить неправильно, а правда, наоборот, может нанести  вред. Не все с этим согласятся, но мы считаем, что хотя в большинстве  случаев ложь наносит ущерб, бывают и исключения. Иной раз, только солгав, можно отвести беду от другого человека. Ложь порой способна оградить личную жизнь от чужой навязчивости. Ложь часто порождается чувством преданности людям, и в таком случае групповая солидарность явно побеждает моральное требование «быть честным». Подчас ложь произносится потому, что ее хотят услышать, и такая ложь может не приводить к вредным последствиям. Впрочем, бывают ситуации, когда так думает только сам лжец.

   Иногда  сказать правду – невежливо или  жестоко. Порой просто необходима «ложь во спасение».

   Нередко дети лгут, чтобы избежать наказания, добиться или получить что-то, чего иначе не получишь; чтобы защитить себя или друзей от неприятностей, избежать стыда, не создавать неловкую ситуацию. Данные мотивы лжи наиболее распространены, судя по опросам родителей, учителей. Ни один из перечисленных мотивов не является исключительно детским, все они встречаются и у взрослых.

   Разнообразны  причины, по которым у отдельных  детей склонность ко лжи развивается  в большей степени. Причины коренятся либо в личности ребенка, либо в его окружении.

   В середине двадцатых годов ХХ столетия психологи доктор Хью Хартшорн и  доктор Марк Мэй провели уникальное исследование.

   Вот что показали результаты этого исследования:

   • Отличаются ли чем-нибудь дети, которые лгут, от правдивых детей?

   И да, и нет. Лжецы отличаются неблагополучием  в семейных отношениях, во взаимоотношениях с окружающими, да и их личностные характеристики менее благоприятны. Однако встречались лжецы, у которых  было не больше признаков неблагополучия, чем у правдивых детей.

Информация о работе Воспитание сознательной дисциплины