Воспитание личности в процессе преподавания

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:28, реферат

Описание работы

Передача опыта старшими поколениями людей младшим существует с древнейших времен. Накопление человечеством знаний, развитие орудий и способов труда, их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей.
Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и, в-третьих, - передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам. Такой широкий взгляд соответствует задачам педагогической науки. Но в обществе существуют различные социальные институты, которые реализуют задачи педагоги в различных возрастных группах населения. Один из таких социальных институтов – институт образования.

Работа содержит 1 файл

Воспитание личности в процессе преподавания.docx

— 18.92 Кб (Скачать)

     Воспитание  личности в процессе преподавания  

     Передача  опыта старшими поколениями людей  младшим существует с древнейших времен. Накопление человечеством знаний, развитие орудий и способов труда, их усложнение исторически привели  к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей. 
Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и, в-третьих, - передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам. Такой широкий взгляд соответствует задачам педагогической науки. Но в обществе существуют различные социальные институты, которые реализуют задачи педагоги в различных возрастных группах населения. Один из таких социальных институтов – институт образования.

     Воспитание  в широком смысле представляет собой  целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком  смысле слова – систематическое  и целенаправленное воздействие  воспитателя на воспитуемых с  целью формирования у них желаемого  отношения к людям и явлениям окружающего мира.  
Образование процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе воспитания и обучения в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно.

     Обучение  – это целенаправленный процесс  двусторонней деятельности педагога и  учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при  этом называется преподаванием, а деятельность учащихся – учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение – это преподавание и учение, взятые в единстве. В свете вышеизложенного педагогика представлена как наука о воспитании; это наука, изучающая закономерности воспитания, образования и обучения.

     В результате развития науки, техники  и культуры происходят дифференциация знаний и специализация наук. В  педагогической науке  процесс специализации и дифференциации проявляется особенно заметно. Педагогика, зародившаяся в недрах философии как ее часть, имеет в настоящее время большое число ответвлений, которые развиваются как  ее отрасли. Эти отрасли определяются особенностями объекта воспитания: возрастом, профессией, психофизиологическими данными.

     Воспитательный  процесс в значительной степени  носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление  воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и  средства достижения этих целей. Цели же воспитания определяются идейными и ценностными установками, которые провозглашает то или иное сообщество.

     В мировой педагогической теории и  практике уже давно сложилось  мнение, что воспитательный процесс  не должен быть заложником каких-то конъюнктурных  ситуаций, находиться в зависимости  от того, какие взгляды и убеждения  исповедуют люди, стоящие ныне у  власти. Воспитание молодого поколения - это слишком серьезное дело. Оно должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной основы всей системы воспитания должны быть выработанные и проверенные многовековой практикой принципы гуманизма.

     Можно, таким образом, заключить, что педагогика – процесс воспитания личности, который осуществляется в течении всей жизни и не ограничен возрастными рамками. Педагогика востребована везде, где осуществляется образование, воспитание, обучение, развитие граждан (в специализированных педагогических учреждениях и в процессе труда, досуга, семейной жизни) независимо от их возраста и социального положения, где обнаруживаются проявления их результатов (положительные и негативные), а также влияние на эти процессы и результаты факторов иной природы (политики, экономики, права, культуры, искусства, досуга, труда). Везде, где это есть, педагогика в состоянии принять конструктивное участие в совершенствовании дела и улучшить его по вопросам своей компетенции.

     Что касается именно образования, то оно  реализует следующие общественные функции: социальные функции системы  образования – включение личности в общество; формирование профессионально-квалификационного  состава населения; воспроизводство  социальных типов культуры; формирование личности — один из жизненно важных интересов государства и групп, поэтому обязательным компонентом  образования являются правовые нормы и политические ценности, отражающие политические интересы групп, которые диктуют   направление развития в данном обществе и стремятся к контролю над школой.

Информация о работе Воспитание личности в процессе преподавания