Воспитание и школа в древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:05, реферат

Описание работы

Воспитательная традиция Спарты. Философы древней Греции о воспитании. Воспитание и образование в эпоху эллинизма.

Работа содержит 1 файл

ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.docx

— 37.57 Кб (Скачать)

Ближайший ученик Платона Аристотель (384 - 322 до н. э.) в своих философских и педагогических воззрениях не только развил идеи учителя, но и пошел во многом вразрез этим идеям ("Платон мне друг, но истина дороже").

Аристотель ставил наставника на самую  высокую ступень в обществе: "Воспитатели  еще более достойны уважения, чем  родители, ибо последние дают нам  только жизнь, а первые - достойную  жизнь".

Вплоть до смерти Платона, около  двадцати лет, Аристотель провел в афинской Академии, затем три года был наставником

Александра Македонского - будущего основателя громадной империи.

Аристотель создал в Афинах учебное  заведение Ликей, которым руководил в течение двенадцати лет. Ликей - символ всей последующей деятельности Аристотеля. Написанные им в эти годы сочинения были конспектами бесед, которые он вел со своими учениками в Ликсе.

Аристотелю чужда Платонова  тоска по запредельному миру. Он полагал, что человек обладает одновременно душой растительной (она нуждается  в питании и обречена на разложение), душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной - чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. В  отличие от Платона Аристотель не трактовал бессмертие как проявление индивидуального, но как частицу  вселенского, всепроникающего разума. Вот почему при воспитании он не ставил во главу угла заботу о загробном  бессмертном бытии и настаивал  на том, чтобы в равной степени  заботиться о всех трех видах души человека.

Идеал счастья - блаженство Аристотель видел прежде всего в напряженной  работе по постижению основ мироздания.

Аристотель заложил важные предпосылки  теоретического осмысления бытия и  процесса воспитания и обучения как  части этого бытия. Так он пришел к заключению, что всякая идея является "внутренней-сущностью вещей". Не менее важна мысль Аристотеля о необходимости включения знания о единичном в систематическое  знание об общем.

Наиболее системно изложены взгляды  Аристотеля на воспитание и образование  в трактате "Политика".

Рассматривая извечную проблему соотношения  социальных и биологических детерминант  в воспитании, Аристотель занял гибкую позицию. С одной стороны, "от хороших  родителей может произойти лишь хорошее потомство", а с другой - "природа зачастую стремится  к этому, но достичь этого не может".

Аристотель придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию. Он полагал, что каждая форма государственности нуждается  в соответствующем воспитании как  первой необходимости. Утверждалась при  этом целесообразность равного ("однородного", "тождественного") воспитания для  свободного населения в идеальном  государстве.

Аристотель допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего  возраста под началом отца. Однако настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных  чиновников - педономов, а также отвергал самоустранение родителей от воспитания детей и традицию переда-ать их в руки рабов. В семье, с 5 до 7-летнего  возраста, он |редлагал проводить предварительное  обучение.

Мальчиков с 7 лет должно было воспитывать  государство. В круг предметов начального образования должны включаться грамматика, гимнастика, музыка и иногда - рисование.

Начинать воспитание школьника  предлагалось с "заботы о теле", а затем "заботиться о духе", чтобы "воспитание тела способствовало воспитанию духа". Гимнастика должна была привести организм ребенка в  готовность для трудного процесса освоения знаний. Придавая в воспитании особое значение гимнастике, Аристотель одновременно резко осуждал спартанскую традицию применения тяжелых и жестоких физических упражнений, в результате которых  дети превращаются в "диких животных". Гимнастика предназначена для формирования "прекрасного, а не дико-животного", писал в этой связи Аристотель. Особую роль в формировании прекрасного начала должна была играть музыка.

Аристотель оказал громадное влияние  на философскую и педагогическую мысль античности и средневековья. Трактаты Аристотеля служили учебными пособиями в течение многих столетий.  

 

2.3. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ  В ЭПОХУ ЭЛЛИНИЗМА

В Элладе и преимущественно на Ближнем  Востоке после распада империи  Александра Македонского (III -I вв. до н. э.) кулыура и просвещение развивались в тесной связи с традициями греческой образованности.

В этот период, получивший в науке  название эпохи эллинизма, система  греческого образования проникает  не только в Причерноморье, но и на Кавказ, в Среднюю Азию и Индию.

В самой Греции в эллинскую эпоху  произошли важные перемены в сфере  воспитания и образования.

Так, в Афинах видоизменилась система  школьного образования. Произошли  существенные подвижки в низшем образовании. Мусическая школа сократила свой курс до 5 лет и потеснила гимнастическое образование. Учителя вбивали знания кулаком и бичом. "За каждую ошибку я сполна всыплю", - говорит учитель  в стихах времен эллинизма.

По окончании мусического и  гимнастического образования учеников ждала новая ступень школьного  образования - грамматическая школа. Программой грамматической школы предусматривалось научить правильно писать, читать, говорить, дать понятие о музыке.

Поменялись уклад и программы гимнасий. Они превратились в государственные учреждения. Меньше внимания в них стали уделять физическому воспитанию, зато увеличился объем теоретического образования, элементы которого осваивались уже в грамматической школе.

Утратила свой военный характер эфебия. Она превратилась в своеобразное высшее учебное заведение. Здесь велись теоретические занятия по гораздо более углубленной программе, чем в гимнасий: грамматика, риторика, философия с элементами математики, физики, логики, этики и т. д. Учащиеся также занимались гимнастикой, воинскими упражнениями. Срок обучения в эфе-бии составлял год.

Вершиной образования считались философские школы, фактически превратившиеся в высшие учебные заведения. В Афинах действовали четыре философские школы. Помимо основанных Платоном Академии и Аристотелем - Ликея, были созданы еще две школы - стоиков и эпикурейцев.

При общей философской направленности образования в программах школ делались определенные акценты. В Академии поощрялся, например, интерес к математике, в Ликее - к естествознанию, истории, теории музыки.

Основатель стоической школы Зенон (335 - 262 до н. э.) полагал, что с помощью воспитания можно сделать человека добродетельным. В числе главных добродетелей назывались невозмутимость, спокойствие, самодостаточность. У Зенона молодежь обучалась философии, которая включала физику, этику, логику с риторикой и диалектику (под последней понималась наука "правильно спорить при помощи рассуждений в виде вопросов и ответов").

Эпикур (341 - 272 до н. э.) был предшественником сенсуали-стского подхода к познанию мира и, соответственно, к воспитанию и обучению.

Главной педагогической задачей он считал освободить человека от невежества и тем самым открыть ему  путь к счастью.

В Греции, как и во всем эллинском  мире, образование было в ведении  общественных, государственных организаций, что, впрочем, не исключало частной  инициативы.

В эллинскую эпоху возникают  новые центры просвещения. К ним  в первую очередь следует отнести  Александрию - египетскую столицу династии Птолемеев (305 - 30 до н. э.). Как и во всем эллинском мире, в Александрии  насаждалась греческая образованность, существовали школы низшего и  среднего типов.

С особым вниманием относились здесь  к высшему образованию. Птолемеем  II (308 - 246 до н. э.) был основан Мусеум. Сюда приглашали лучших ученых. Среди преподавателей и воспитанников Мусеума были имена, известные всему эллинскому миру: Архимед, Евклид, Эратосфен и др. При Мусеуме находилось громадное для своего времени хранилище рукописей (к 250 г. до н. э. - около 500 тыс.), здесь можно было изучать все науки того времени. Согласно эллинистической педагогической традиции, было обязательно изучение математики, астрономии, филологии, естествознания, медины, истории и др. Главной формой обучения были лекционные занятия.

Александрия служила своеобразным мостом между эллинистической образованностью  и Римом. По словам древнегреческого историка Страбона, в Риме было множество  александрийских учителей.


Информация о работе Воспитание и школа в древней Греции