Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 19:00, курсовая работа
Цель работы: изучить теорию воспитания гражданина в педагогической концепции В.А. Сухомлинского.
Задачи :
Рассмотреть педагогические взгляды В.А. Сухомлинского. Исследовать отношение к ребёнку по его взглядам.
Проанализировать эстетические понятия В.А.Сухомлинского.
Разобрать научные знания и знания человеческие по работам
Рассмотреть трудовое воспитание.
Проанализировать непосредственно теорию гражданского воспитания.
Труд,
люди и красота соединяются в
одно целое, и это доставляет детям
радость и потому, что оно красиво,
и потому, что их работа кому-то принесла
радость творение красоты, творение
добра входят в духовный мир ребенка:
только вместе – труд, ум, добро, красота.
По отдельности им в душу ребенка не проникнуть.
5. Гражданское воспитание.
Развитие вопросов гражданского воспитания мы находим в трудах В.А.Сухомлинского, который создал авторскую систему воспитательной работы школы, где гражданственность рассматривалась как отношение и качество личности. В.А.Сухомлинский писал, что гражданственность - это корень убеждений, мыслей, чувств, поступков человека. Настоящая коммунистическая гражданственность, с его точки зрения, представляет собой нравственную ответственность за все, что делается на родной земле. Он утверждал, что гражданственность слагается из чувства хозяина, наследника того, что создано старшими поколениями, и из чувства ответственности за отдельные недостатки, имеющиеся в нашей жизни. Выделение В.А.Сухомлинским в структуре гражданственности человека его нравственной ответственности перед обществом - это качественно новый подход к научной интерпретации, как содержания понятия «гражданственность», так и того положения, которое занимает формирующаяся личность в системе социальных связей и зависимостей. В.А.Сухомлинский, занимавшийся вопросами теории и методики воспитания в школьном и семейном коллективах, обозначил идеи гуманистической педагогики.
В. А. Сухомлинский писал, что «чувство гражданской значимости труда — это наряду с радостью познания, освоения мира очень сильный эмоциональный стимул, одухотворяющий нелёгкий труд... Один из тончайших секретов воспитания — суметь увидеть, найти, открыть гражданское начало труда».
Гражданская направленность трудолюбия определяет его высокую социальную значимость, помогает человеку осознать себя гражданином своей страны, осознать свои трудовые права и обязанности как человека и гражданина России, свою причастность к большой и малой Родине, её трудовым традициям и трудовой культуре.
Для
периода «оттепели» характерны зарождение
идеи гражданского воспитания на демократических
началах, обращение к идее трудовой
политехнической школы, способной
наиболее успешно формировать
Гражданская позиция Сухомлинского, как, впрочем, и все его педагогические взгляды и творчество, не оставались неизменными. Они существенным образом менялись по мере проникновения в сущность гуманистических идей, по мере роста его популярности и авторитета в научно-педагогическом обществе, по мере расширения его известности в обществе. Постепенно Василий Александрович отказывается от камуфляжа с помощью искусственно притянутых цитат, ссылок на авторитет политических деятелей и все более открыто и последовательно исповедует идеи гуманистической педагогики. Это особенно проявляется в работе последних лет его жизни «Как воспитать настоящего человека», «Рождение гражданина», последних статьях, письмах коллегам и друзьям. По своей сути Василий Александрович всегда был последовательным борцом против тоталитарной педагогики, стремящейся воспитывать послушных бессловесных «винтиков» тоталитарного государства. Он постоянно подчеркивал, что попытки руководить «приказом, требованием беспрекословного подчинения, организованной зависимостью не только обречены на провал, но и представляют собой источник лицемерия и двоедушия». «Там, где на таком фундаменте, — писал Василий Александрович, — пытаются строить коллектив, процветает ябедничество, наушничанье, обман».
Советская педагогика рассматривала вопросы гражданского воспитания в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности. В представленных книгах В.А.Сухомлинского в определенной мере обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт деятельности советской школы по гражданскому воспитанию.
Особое
место в этой работе уделялось
формированию гражданской позиции
ребенка, влиянию школы, семьи, детских
общественных организаций на воспитание
гражданственности. Содержание гражданского
воспитания в школе и семье составляет
работа учителей, воспитателей и родителей
по патриотическому воспитанию, по формированию
культуры межнационального общения, правовой
культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия.
В гражданском становлении личности важное
место занимает участие детей, подростков
и юношества в деятельности детских общественных
объединений и организаций.
Заключение.
Изучив теорию воспитания в педагогической концепции В.А.Сухомлинского, путем рассмотрения и анализа таких вопросов: его педагогических взглядов по отношению к ребенку дошкольного и младшего школьного возраста, эстетических понятий, научных знаний и знаний человеческих трудового воспитания, и, непосредственно самой теории гражданского воспитания.
С помощью произведений В.А.Сухомлинского, можно сделать выводы, что главная мысль заключается в том, что воспитанник имел возможность выпазить себя:
И наконец, и что, быть может, самое главное,
4. Как человек.
Восхищение величием и духовной красотой, высокой гражданственностью и беспримерным героизмом, благородством и преданностью коммунистическим идеалам в содержаниях уставов формировало у детей, в том числе младшего школьного возраста чувство ответственности, заставляло искать пути утверждения своего гражданского достоинства, продуктивно сказывалось на развитии их самосознания. Решая проблемы развития самосознания воспитанников, они довольно эффективно приводили в жизнь идею о гармонизации личных и общественных интересов. Одновременно особенности гражданского воспитания в этот период определялись пониманием сущности и предназначения человека, которое оно провозглашало, т.е. социальным идеалом. Идеал включает черты социального типа, характерные для господствующего в обществе мировоззрения, идейные и нравственные постулаты, ценности коммунистического образа жизни.
«На любви
к детям держится мир». Во все эпохи лучшие
педагоги именно эту мысль считали главной
в деле воспитания. Василий Александрович
Сухомлинский был из их числа. «Что самое
главное было в моей жизни? Без раздумий
отвечаю: любовь к детям» - так писал он
в главной книге своей жизни «Сердце отдаю
детям». И название ее вовсе не красивый
литературный оборот, а чистая правда.
Список
использованной литературы
1. Родчанин Е. Г., Зязюн И. А. Об идеалах
В.А. Сухомлинского [Текст]/ Е.Г.Родчанин
И.А. Зязюн. - М.- 1991.
2. Сухомлинский В. А. Не только разумом,
но и сердцем [Текст]/ В.А.Сухомлинский.
- М.- 1986.
3. Сухомлинский В. А. О воспитании [Текст]/
В.А.Сухомлинский. - М. - 1979.
4. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические
сочинения. Т.1. [Текст]/ В.А.Сухомлинский.
- М.: Педагогика, -1979г.
5. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям.
[Текст]/ В.А.Сухомлинский. – М.: Киев,
-1974г.
6. Караковский В. А. Воспитательная система школы [Текст]: Педагогические идеи и опыт формирования./ В.А.Караквский. - М.: 1992 г.
7. www.ronl.ru/obuchenie_
8. www.mirrabot.com/work/work_
Информация о работе Воспитание гражданина в педагогической концепции В.А. Сухомлинского