Воспитание детей в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 19:57, контрольная работа

Описание работы

Воспитание детей в семье — определяющий фактор, это закладывание фундамента, основы личности ребенка, на которой потом уже зиждется все остальное. На родителях лежит ответственность не только за нравственное воспитание детей, но и за физическое воспитание детей. Но обучение и воспитание детей включает в себя не только воспитание детей родителями и дошкольное воспитание детей, но также и воспитание и развитие детей в школах, развивающих секциях, высших учебных заведениях.

Содержание

Введение……………………………………………………………..……………3

1. Основные задачи и принципы семейного воспитания…………..…………..4

2. Воспитание детей в различных по структуре семьях………………………..6

2.1. Особенности воспитания единственного ребенка в семье………...………6

2.2. Специфика воспитания в многодетной семье…………………….……….. 9

2.3. Воспитание ребенка в неполной семье………………………………...….11

3. Несколько простых правил семейного воспитания……………...…………14

4. Негативные факторы и проблемы семейного воспитания………...……….15

Заключение……………………………………………………………………….17

Список литературы………………………………………………………………18

Работа содержит 1 файл

педагогика.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

      Многодетная семья имеет меньше возможностей для удовлетворения потребностей и  интересов ребенка, которому и так  уделяется значительно меньше времени, чем в однодетной, что, естественно, не может не сказаться на его развитии. В этом контексте уровень материальной обеспеченности многодетной семьи имеет весьма существенное значение. Мониторинг социально - экономического потенциала семей показал, что большинство многодетных семей живет ниже порога бедности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.3. Воспитание ребенка  в неполной семье

      Ребенок всегда глубоко страдает, если рушится  семейный очаг. Разделение семьи или  развод, даже когда все происходит в высшей степени вежливо и учтиво, неизменно вызывает у детей психический надлом и сильные переживания. Конечно, можно помочь ребенку справиться с трудностями роста и в разделенной семье, но это потребует очень больших усилий от того родителя, с которым останется ребенок. Если же разделение семьи происходит, когда ребенок находится в возрасте от 3 до 12 лет, последствия ощущаются особенно остро.

      Разделению  семьи или разводу супругов нередко  предшествуют многие месяцы разногласий  и семейных ссор, которые трудно скрыть от ребенка и которые сильно волнуют его. Мало того, родители, занятые своими ссорами, с ним тоже обращаются плохо, даже если полны благих намерений уберечь его от разрешения собственных проблем.

      Ребенок ощущает отсутствие отца, даже если не выражает открыто  свои чувства. Кроме того, он воспринимает уход отца как отказ от него. Ребенок может сохранять эти чувства многие годы.

      Очень часто после разделения семьи  или развода мать вновь вынуждена  пойти на хорошо оплачиваемую работу и в результате может уделять  ребенку меньше времени, чем прежде. Поэтому тот чувствует себя отвергнутым и матерью.

      Какое - то время после разделения семьи  или развода отец регулярно навещает ребенка. Во всех случаях это очень  глубоко волнует малыша. Если отец проявляет к нему любовь и великодушие, развод окажется для ребенка еще мучительнее и необъяснимее. Кроме того, он с недоверием и обидой будет смотреть на мать. Если же отец держится сухо и отчужденно, ребенок начнет спрашивать себя, почему, собственно, он должен с ним видеться, и в результате у него может зародиться комплекс вины. Если родители охвачены вдобавок желанием мстить один другому, они заполняют сознание ребенка вредным вздором, ругая друг друга и подрывая тем самым психологическую опору, которую обычно ребенок получает в нормальной семье.

      В этот период ребенок может, воспользовавшись расколом семьи, сталкивать родителей  друг с другом и извлекать нездоровые преимущества. Заставляя их оспаривать свою любовь к нему, ребенок будет  вынуждать их баловать себя, а его  интриги и агрессивность со временем могут даже вызвать их одобрение. Отношения ребенка с товарищами нередко портятся из - за нескромных вопросов, сплетен и его нежелания отвечать на расспросы об отце. На ребенке, так или иначе, отражаются страдания и переживания матери. В новом положении женщине, конечно, гораздо труднее выполнять свои материнские обязанности.

      Что можно сделать, чтобы помочь ребенку  в разбитой семье? Объяснить ему, что произошло, причем сделать это просто, никого не обвиняя. Сказать, что так бывает с очень многими людьми и поэтому пусть лучше будет так, как есть. Ребенка можно уберечь от излишних волнений, когда разделение семьи происходит для него так же окончательно, как и для родителей. Визиты отца, особенно если они со временем становятся все реже, каждый раз вновь и вновь вызывают у малыша ощущение, что его отвергли. Чем меньше ребенок в момент разделения семьи или развода, тем проще отцу расстаться с ним. Ребенка непременно нужно подготовить к уходу отца. Помогать ребенку взрослеть и становиться самостоятельным, чтобы у него не сложилась чрезмерная и нездоровая зависимость от вас. Одна из наиболее распространенных ошибок - чрезмерная опека матери над сыном.

      Казалось  бы, мать все делает из лучших побуждений: хочет дать сыну больше внимания, окружить большей заботой, хочет повкусней накормить, получше одеть и т.д. Но, предпринимая эти усилия, нередко героические, жертвуя собой, своими интересами, желаниями, здоровьем, мать буквально выхолащивает все мужское в характере мальчика, делая его вялым, безынициативным, не способным на решительные мужские поступки.

      Если  родители не живут вместе, если они  разошлись, то очень болезненно отражается на воспитании ребенка. Часто дети становятся предметом распри между родителями, которые открыто ненавидят друг друга и не скрывают этого от детей.

      Необходимо  рекомендовать тем родителям, которые  почему - либо оставляют один другого, чтобы в своей ссоре, в своем  расхождении они больше думали о  детях. Какие угодно несогласия можно  разрешить более деликатно. Можно  скрыть от детей и свою неприязнь и свою ненависть к бывшему супругу. Трудно, разумеется, мужу, оставившему семью, как - нибудь продолжать воспитание детей. И если он уже не может благотворно влиять на свою старую семью, то уже лучше постараться, чтобы она совсем его забыла, это будет более честно. Хотя, разумеется, свои материальные обязательства по отношению к покинутым детям он должен нести по - прежнему.

      Вопрос  о структуре семьи - вопрос очень  важный, и к нему нужно относиться вполне сознательно.

      Если  родители по - настоящему любят своих детей и хотят их воспитывать как можно лучше, они будут стараться, и свои взаимные несогласия не доводить до разрыва  и тем не ставить детей в самое трудное положение.

3. Несколько простых правил семейного воспитания

 

     В каждой семье свои особенности, приемы и традиции семейного воспитания. Нельзя дать универсальные советы всем-всем-всем, не учитывая возрастной и количественный состав и социальный уровень. Тем не менее, некие общие правила существуют. Они просты и банальны, но, как и многие очевидные вещи, иногда забываются нами.

– Семейное воспитание предполагает атмосферу любви, счастья, тепла и доброжелательности.

– Родители принимают ребенка таким, какой  он есть, стараются развить его  способности, все лучшее, что в  нем есть.

– Семейное воспитание учитывает особенности (возрастные, гендерные, личностные) ребенка  и строится на основе этих особенностей.

– Воспитание детей в семье строится на взаимном уважении, из которого и берут начало высокие предъявляемые требования.

– Проблемы семейного воспитания часто коренятся не в ребенке, а в личности родителей, чью модель поведения дети неосознанно копируют.

– Воспитание в семье строится на том положительном, что есть в маленьком человеке. Нельзя акцентировать внимание исключительно на недостатках. Такой подход ошибочен и приводит к развитию комплексов.

– В  семейном воспитании достаточно просто соблюсти следующий принцип, на котором  настаивают специалисты по детской  психологии: любое обучение, любые  мероприятия, направленные на развитие ребенка, должны строиться в форме игры.

– Общий  тон воспитания в семье должен быть позитивным и оптимистичным. 
 
 

     4. Негативные факторы и проблемы семейного воспитания

     Также существуют и недостатки семейного  воспитания, которые могут сыграть  негативную роль в жизни человека.

Таким отрицательным особенностям семейного воспитания стоит уделить особое внимание, поскольку именно они заставляют некоторых педагогов говорить о целесообразности системы интернатов, то есть всеобщего образования в отрыве от семьи. Назовем наиболее распространенные негативные факторы воспитания детей в семье.

– Материальные факторы можно считать наиболее влиятельными в благополучных семьях. Семейное воспитание как в более  обеспеченных семьях, так и в семьях с небольшим достатком часто основаны на культивировании идеи превалирования материальных ценностей над духовными.

– Ценность семейного воспитания падает, если родители не просто являются людьми бездуховными, но и настроены агрессивно противодействовать развитию духовного начала в ребенке.

– Две  стороны одной медали — безнаказанность и авторитаризм — также не идут на пользу воспитанию детей в семье. У ребенка складывается превратная картина мира, что провоцирует последующее неадекватное поведение и развитие скрытых комплексов.

– Совершенно недопустимо воспитание в семье в атмосфере безнравственности, внушение ребенку аморальных представлений о поведении людей.

– Тяжелый  психологический климат в семье — к сожалению, явление настолько распространенное, что этот фактор даже не считают нужным упоминать. Тем не менее, воспитание в неблагополучных семьях в атмосфере скандалов, рукоприкладства, ссор родителей оказывает на ребенка крайне негативное влияние и может стать источником последующих психологических проблем.

– Часто  воспитание в, казалось бы, благополучной семье приносит совершенно не те плоды, которые должно приносить. Так бывает, если родители уверены в своей психологическо-педагогической доктрине (обычно устаревшей или ошибочной), применяя в семейном воспитании психологическое давление, физические наказания, причиняя детям не только телесные, но и душевные страдания.

К счастью, сегодня существуют службы психологической  помощи и правовые службы, куда ребенок  может обратиться, если его здоровью, рассудку или жизни угрожает опасность.

Однако, несмотря на все подводные камни, семья остается важнейшим условием правильного развития детей. Тенденция, которая наметилась в семьях, не может не радовать. Родители, особенно молодые, воспринимают и анализируют  информацию о воспитании и методиках  развития ребенка, применяют полученные знания на практике и стараются уделять своим детям больше внимания, чем им самим доставалось в детстве. Помните, что знания, представления о мире, привычки, заложенные семьей, останутся с человеком на всю жизнь и во многом станут определяющими условиями его поведения и успешной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Воспитывать - не значит говорить детям хорошие  слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них о себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя.

      Воспитание  детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. В этих трех качествах должна заключаться предельная правда жизни.

      Цель  воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью  и любовью. Необходимо помнить, что  нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

      Вся тайна семейного воспитания в  том и состоит, чтобы дать ребенку  возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для  своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности. 
 
 
 
 
 
 

      Список  литературы

  1. Аллан Фромм "Азбука для родителей" - Лениздат, 1999.
  2. "Внешняя среда и психическое развитие ребенка" под ред.Р.В.Тонковой-Ямпольской. Москва. Медицина. 1999.
  3. Гарбузов В.И. "От младенца до подростка" - С. - Петербург, 1999.
  4. Ковалева Л.Е. Микроклимат в семье.-М., 1999.
  5. "Советы родителям о воспитании детей" под ред А.П.Усовой Изд.АПН Москва
  6. "Новая газета", №2, 8.06.1999, “Нарушаются права детей”.

Информация о работе Воспитание детей в семье