Воспитание детей игрой

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:19, реферат

Описание работы

Цель исследования:
1. Выявить уровень подготовленности учащихся и качество усвоения знаний.
2. Провести занятия с использованием дидактических игр.
3. Выявить воспитательное влияние дидактических игр на учащихся.
4. Провести повторную диагностику выявления уровня подготовленности и качества усвоения знаний, сделать соответствующие выводы, подводящие итог исследования.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Использовать дидактические игры на этапе освоения знаний.
3. Проанализировать воспитательное влияние дидактических игр.

Содержание

Глава I. Роль игры в воспитании личности
1.1. Игра как первая заметная для взрослых деятельность ребенка
1.2. Дидактические игры
1.3. Воспитательные игры во внеурочной воспитательной
работе со школьниками
1.4. Условия эффективности игры как воспитательного средства
1.5. Воспитательный и обучающий потенциал игры
Глава II. Экспериментальное изучение влияния дидактической
игры на эффективность повторения знаний
Констатирующий эксперимент
Формирующий эксперимент
Контрольный эксперимент
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 111.06 Кб (Скачать)

Награждение команд

Команда, занявшая I место, награждается призами.  
Команда, занявшая II место, награждается поощрительными призами. 

Творческие поручения, выполняемые  учащимися экспериментальной группы

Знайки — друзья книги. Самые любознательные, читающие, эрудированные жители города. Знакомят товарищей с интересными книгами, новинками детской литературы, собирают, хранят и используют библиотечку своего класса, устраивают книжные выставки, держат связь со школьной библиотекой, готовят выпуски «Почемучек», «Это интересно», оформляют «Уголок любознательных», заботятся о сохранности учебников, организуют «книжную больничку», помогают одноклассникам хорошо учиться, организуют работу консультантов по предметам и т.п.  
Пилюльки — друзья чистоты и порядка. Заботятся о чистоте, порядке и уюте в своем классном и гимназическом доме; заботятся о своем внешнем виде и внешнем виде своих товарищей, проводят профилактическую работу против простудных заболеваний, учатся оказывать первую медицинскую помощь; обеспечивают комфорт и выполнение режима дня.  
Синеглазки и Кнопочки — друзья досуга и интересного отдыха. Находят или придумывают подвижные игры, организуют их на переменах, помогают создать игротеку класса, проводят интересные конкурсы, готовят поздравления с днем рождения, помогают учителю готовить интересные праздники и увлекательные дела.  
Гусли, Цветики и Тюбики — друзья творческих дел. Организуют хобби-центр, помогают организовать эстафету увлечений, участвуют в организации персональных выставок, вернисажей, концертов своих одноклассников, выпускают сборники стихотворений классных поэтов, организуют посещения вечеров, в которых участвуют товарищи по классу.  
Медуницы — друзья природы. Заботятся о природе, ухаживают за цветами в классе, ведут календарь природы, первыми участвуют в операциях по заботе о природе.  
Шпунтики и Винтики — друзья труда. Заботятся о том, чтобы в классе было уютно, обеспечивают порядок в хозяйстве класса, оказывают помощь в ремонте ученических парт и стульев, создают комфортные условия для учебы и перемен, организуют мастерские по изготовлению своими руками подарков для родных и друзей.  
Торопыжки — друзья спорта. Придумывают комплексы упражнений, по поручению учителя проводят физкультминутки, ведут рекламу здорового образа жизни, помогают проводить спортивные игры, эстафеты, праздники.  
Контрольный    эксперимент.     
Цель: Сравнить    результаты    среза    с    результатами,     полученными  в ходе констатирующего эксперимента.  
Содержание эксперимента:  
Контрольный срез проводился в форме диктанта по теме «Падежные окончания имен существительных»:  
«Елка  
Вечером большую пушистую елку внесли в комнату. В комнате хорошо запахло смолой.  Мама внесла коробки с игрушками.  На верхушке  елки  заблестела  большая  красная  звезда.  Красиво закачались бусы, хлопушки, звездочки, флажки. На каждой веточке висели блестящие нити дождя. В школе у нас тоже будет елка. На уроках труда мы делали игрушки для елки. Шили костюмы и маски для выступления на школьном празднике елки».                                              
Результаты экспериментов, их анализ. 

Класс/отметка

2 класс  
(до эксперимента)

2 класс  
(после эксперимента)

Количество учащихся

15

15

Получили отметку 5

4

5

Получили отметку 4

4

7

Получили отметку 3

7

3

Получили отметку 2

0

0

Средний балл

3,8

4,1


Форма и требования к проведению контрольного среза совпадают  с указанными для констатирующего эксперимента.  
  
Результаты констатирующего  эксперимента  во 2-м  классе  
Вывод.  
В ходе проведения эксперимента было установлено:  
- В  выбранных  классах  качество усвоения  темы  "Падежные окончания имен существительных" находится приблизительно на одном уровне;  
- Средняя оценка по проведенному срезу в обоих классах близка к 3,6 баллов;  
- Разброс   подготовленности   учащихся   вокруг   средней (дисперсия) достаточно велик и приблизительно одинаков в обоих классах.  
Результаты контрольного эксперимента во  2 –ом  классе  
  
Я пришла к выводу, что усвоенные во время игры знания намного лучше усвоили учащиеся экспериментальной группы, чем их ровесники, обучение которых проводилось по стандартным методикам.  
Дидактическая игра это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы.  
В игре воспитываются те физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности и др. Эти качества воспитываются в хорошей игре, в которой есть «рабочее усилие и усилие мысли», а «дидактическая игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра».  
 
Заключение  
Основываясь на проведенных исследованиях и разработав систему игр для актуализации этапа повторения знаний на уроках русского языка в 3-х классах, я провела опытно-экспериментальное исследование, с целью выявления эффективности применения указанных выше методик. Результаты и выводы опытно-экспериментального исследования приведены во второй главе данной работы. Они неоднозначно указывают на то, что применение дидактических игр на этапе повторения знаний не только обосновано, но и необходимо с целью стимулирования познавательного интереса младших школьников к изучаемой теме, и, как следствие этого, роста количественных и качественных показателей подготовленности учащихся, их успеваемости.  
Методики, использованные мною на практике, хорошо зарекомендовали себя даже при кратковременном применении (порядка 2-х недель). Есть основание полагать, что при постоянном их использовании на этапе повторения знаний, и в учебно-воспитательном процессе вообще, эти методики будут иметь еще большую эффективность, формируя устойчивый интерес учащихся к изучаемой теме и учебному процессу в целом.  
Я рекомендую использовать дидактические игры учителям начальных классов общеобразовательных школ.  
Также рекомендую литературу, использованную мною при проведении данной работы и указанную в списке литературы.  
 
Список литературы  
1.                 Дубровина И.В. и др. «Психология».- М., Академия, 2001.  
2.                 Зак А.З. «Различия в мыслительной деятельности младших школьников». Воронеж, 2000.  
3.                 Запорожец А.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста. М., 1988.  
4.                 Котова И.Б. «Психология». Феникс, 2003.  
5.                 Кузин В. «Психология». Агар. 2000.  
6.                 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 1982  
7.                 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 1992.  
8.                 Локалова Н.П.    «Как    помочь    слабоуспевающему    школьнику». – М., «Ось - 89», 2001.  
9.                 Маклаков А.Г. «Общая психология». Питер, 2002.  
10.            Манулейко З.В. Изменение моторики ребенка в зависимости от условий и мотивов. М., 1989.  
11.            Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение,1990  
12.            Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 1992.  
13.            Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1999г.  
14.            Мухина B.C. «Возрастная психология». - М., 2000.  
15.            Немов Р.С. «Психология». – М., Владос, 2001.  
16.            Немов Р.С. Психология. Учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995  
17.            ОвчароваР.В. «Практическая психология». ТЦ, «Сфера», 1996.  
18.            Останина Е.Е. «Обучение школьников классификация» //Начальная школа, №4, 2000.  
19.            Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М., 1996.  
20.            Полянцева О.И. «Психология». Р/Д., Феникс, 2003.  
21.            Попова Н.В. «Психология растущего человека». – М., Творческий центр, 2002.  
22.            Столяренко Л.Д. «Основы психологии». – М., 1999.  
23.            Столяренко Л.Д. «Психология». Р/Д., Феникс, 2003.  
24.            Хейзинка И. Человек играющий. М., 1992.  
25.            Шмаков С.А. Ее величество игра. М., 1992.  
26.            Штерн В. Психология раннего детства. М., 1993.  
27.            Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1989.  
28.            Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Просвещение,1991.  
29.            Эльконин Д.В. Психология игры. М., 1998.  
 
Приложение 1.  
Анкета для учителей.  
1. Используете ли вы игры в педагогическом процессе?  
2. Какие формы игры вы считаете наиболее успешными в учебном процессе?  
3. В каких случаях вы используете игру?  
4. На каких этапах урока предпочтительнее на ваш взгляд использовать игру или ее элементы?  
5. Какую цель вы чаще всего преследуете, используя дидактическую игру?  
6. Считаете ли вы целесообразным использовать игру на уроке?  
7. Каких результатов чаще всего вы хотите добиться и удается ли вам это сделать?  
8. Любят ли дети игру на уроках?  
9. Выполняют ли дети все правила игры?  
10. В каких случаях не нужно применять игры?  
11. Какие психологические качества ребенка развивает игра?  
12. Целесообразно ли использовать игру для развития качеств личности учащегося.  
 

Приложение 2

Анкета для учащихся!  
1. Нравится ли тебе, когда учитель использует на уроке игру?  
2. Как часто ты бы хотел, чтобы игра использовалась на уроке?  
3. Какую форму игры ты любишь больше: индивидуальную, групповую, парную?  
4. На каких уроках тебе нравится играть (перечисли)?  
5. Бывают ли случаи, когда тебе не нравится игра и почему?  
6. Зависит ли твое желание от учителя, использующего игры?  
7. Что тебе больше всего нравится в игре? 

 


Информация о работе Воспитание детей игрой