Воля, как основополагающее понятие волевой сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:48, реферат

Описание работы

Воля – это свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.
К основным волевым качествам человека можно отнести целеустремленность, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, энергичность, инициативность, исполнительность.
Целеустремленность – это способность человека подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть, это мобилизация сил на то, чтобы правильно определить пути, средства, способы и приемы своей деятельности, это целевая направленность принимаемых решений и их исполнения.

Содержание

Воля , как основополагающее понятие волевой сферы……………..1
Возрастные особенности волевой сферы младших школьников…..3
Условия развития воли………………………………………………...5
Вывод…………………………………………………………………...6
Методы изучения волевой сферы младших школьников…………...7
Литература……………………………………………………………...9

Работа содержит 1 файл

+волевая сфера(лоп).docx

— 33.09 Кб (Скачать)

Произвольность, внутренний план действия и рефлексия - основные новообразования ребенка  младшего школьного возраста. Благодаря  ним психика младшего школьника  достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней  школе.(4)

 

Методы  изучения волевой сферы младших школьников. 

При работе с  детьми младшего школьного возраста социальный педагог и психолог используют такие методы, как: метод наблюдения, метод беседы, метод анкетирования. 

Методика  Высоцкого А.И.

Примером использования  метода наблюдения для оценки волевых  качеств младших школьников является методика Высоцкого А.И. Психологом дается довольно полная характеристика волевой активности субъекта, которую можно получить лишь при наблюдении за настойчивостью, инициативностью, решительностью, самостоятельностью, выдержкой, организованностью, дисциплинированностью проявляемых в каком-нибудь виде деятельности. Эти волевые качества, отражающие активирующую и сдерживающую функции воли наиболее ярко проявляются в действиях и поступках как субъектов, удобны для наблюдения, характерны для всех видов деятельности (учение, труд, спорт, общественная работа). Что касается целеустремленности, то о ней можно судить по проявлению указанных выше качеств.

Признаки волевых  качеств школьников:

  • Признаки дисциплинированности
  • Признаки самостоятельности
  • Признаки настойчивости
  • Признаки выдержки
  • Признаки организованности
  • Признаки решительности
  • Признаки инициативности

Также далее  дается оценка силы волевых качеств.

Оценка силы волевых качеств производится по пятибалльной системе. 5-волевое качество очень сильно развито, 4-сильно развито, 3-развито, 2-очень слабо развито, 1-волевое качество не присуще данному субъекту.

Общая оценка каждого  волевого качества определяется, как  среднеарифметическое, полученное от деления суммы оценок данного  качества на число оценивающих. Если среднеарифметическое равно 4, и выше, данное качество проявляется сильно, в остальных случаях - волевое качество считается слабо проявляющимся.

Таким образом, если волевое качество определенной силы проявляется только в одном  виде деятельности (учение, труд, спорт, общественная работа), можно считать, что это влияние мотива, интереса к данной деятельности, если в двух и более видах деятельности - то это качество личности. 
 

Методика  выявления уровня смелости Г. А. Калашникова.

Методика основана на снижении эффективности деятельности при возникновении чувства опасности.

Для проведения исследования необходима платформа  размером 50 х 50 см, которая поднимается последовательно на 50, 100 и 150 см над полом. Испытуемый, стоя на платформе, совершает с максимальным усилием подпрыгивание вверх, толкаясь двумя ногами. У одних испытуемых (трусливых) при увеличении высоты платформы высота прыжка начинает снижаться тем больше, чем выше поднимается платформа (при 50 см — в среднем на 25%, при 100 см — на 32%, при 150 см — на 52%); у других испытуемых (смелых) высота прыжка мало зависит от высоты платформы (снижение соответственно на 8,13 и 16%; данные А. С. Зобова).

Методика  для выявления  уровня упорства «Неразрешимая  задача».

Смысл методики состоит в том, что испытуемому  предлагается решить задачу, которая  не имеет решения, но об этом испытуемый не знает. Можно использовать различные  варианты методики: кубики Коса, кубики с картинками (для детей), игра «в пятнадцать», «перепутанные линии» или прохождение сложного лабиринта, в которых нет выхода,

Опишем для  примера вариант с составлением картинки, фигуры, предмета из кубиков   (Н. И. Александрова, Т, И. Шульга).

Инструкция для  детей младшего школьного возраста:

Экспериментатор предлагает ребенку поиграть в кубики: «Хочешь поиграть в кубики? Давай  поиграем так: я тебе показываю картинку, а ты мне ее должен быстро собрать, Время я засекаю по секундомеру. Садись удобно. Посмотри на эту картинку. Теперь собирай ее!» Экспериментатор  кладет решаемую картинку на стол перед  ребенком и включает секундомер. После выполнения ребенком задания секундомер выключается, и экспериментатор хвалит ребенка: «Молодец, быстро собрал». Затем предлагает собрать вторую (нерешаемую) картинку и тоже засекает время от начала сбора картинки до отказа ребенка выполнять задание.

С учащимися  среднего и старшего возраста можно  использовать поиск на географической карте города, которого не существует вообще, придумав ему название, сходное  по созвучию фонем с названиями городов, имеющимися на карте.(1,4)  
 

 

Литература: 
 
 

  1. http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00012808_0.html
 
  1. http://works.tarefer.ru/70/100418/index.html
 
  1. Веденов А. В. Воспитание воли школьников в процессе учебной деятельности. - М.: Академия пед. наук РСФСР, 1957.
 
  1. Ильина  М. Н. «Воля в возрастной психологии» - М., 2003
 
  1. М.Я.Басов. «Методика психологического наблюдения над детьми//Избранные психологические  произведения» - М., 1975
 
 
  1. Немов Р. С. Психология: Словарь-справочник в 2 частях. – М., 2002.
 
  1. С.Л.Рубинштейн. Основы общей психологии. Издательство "Питер", 2000. - 608 с.
 
 
 

 

Оглавление: 

Воля , как основополагающее понятие волевой сферы……………..1

Возрастные особенности  волевой сферы младших школьников…..3

Условия развития воли………………………………………………...5

Вывод…………………………………………………………………...6

Методы  изучения волевой сферы младших  школьников…………...7

Литература……………………………………………………………...9 

Информация о работе Воля, как основополагающее понятие волевой сферы