Волевые особенности лиц с нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 01:02, реферат

Описание работы

Ребенок не только познает мир, отражая его в ощущениях, восприятии, памяти, воображении, мышлении, но и изменяет его, приспосабливает к своим нуждам, потребностям. С помощью разума он определяет, когда, где и какое приложить усилие, как организовать свою деятельность, чтобы получить необходимый результат. В большинстве случаев результат достигается сложным поведением, в ходе которого необходимо преодолевать объективные и субъективные трудности.

Работа содержит 1 файл

Воля является одними из важнейших качеств личности человека.docx

— 31.43 Кб (Скачать)

О воле как механизме, направленном на преодоление препятствий, писали такие ученые - психологи, как К.Н. Корнилов, Б.Н. Смирнов, П.А. Рудик, П.В. Симонов и др. Действие волевого усилия означает внутреннее усиление влияния одних мотивов и затормаживание влияния других. «Воля - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то. Воля - не просто желание и его удовлетворение, но и желание и отказ одновременно».

Таким образом, воля проявляется  в осуществлении побудительной  и тормозной функций; иначе говоря, в психической деятельности воля выполняет две взаимосвязанные  функции - активизирующую и тормозящую. Побудительная функция определяется проявлениями активности человеческого  сознания; в единстве с побудительной  выступает тормозящая функция, состоящая в сдерживании нежелательных проявлений активности. На рассмотренных психологических категориях базируется теория внутренней сущности как действительных, так и недействительных сделок; воля на совершение последних формируется при недостаточной активности тормозящей функции. С.Л. Рубинштейн считал, что зачатки воли заключены в потребностях как исходных побуждениях человека к действию. На связь воли с потребностями обращал внимание и П.В. Симонов: «Для исследования психофизиологии воли чрезвычайно существенна ее обязательная приуроченность к какой-либо из многочисленных человеческих потребностей. Вот почему мы не продвинемся ни на шаг в разработке проблемы воли без уточнения вопроса о потребностях и мотивах: их количестве, качестве, классификации, иерархии, их «факториальном весе» в структуре данной личности».11

В психологии волю рассматривают  в ряду побудителей поведения, зачастую отождествляя ее с желаниями субъекта; нередко подчеркивается «внутреннее  родство воли с потребностями, мотивами, целями человека».12

Как отмечает В.А. Иванников, основным механизмом волевого поведения  «является изменение или создание дополнительного смысла действия, когда  действие выполняется уже не только ради мотива, по которому действие было принято к осуществлению, но и  ради личностных ценностей человека или других мотивов, привлеченных к  заданному действию».13

Г.И. Челпанов (1897, 1926) выделял  в волевом акте три элемента: желание, стремление и усилие. Он связывал волевое  действие с борьбой мотивов, наделяя  волю функцией выбора (принятия решения  о действии). К.Н. Корнилов (1948, 1957) подчеркивал, что в основе волевых действий всегда лежит мотив. О влечениях, желаниях и хотениях человека в связи с вопросом о воле и волевых актах рассуждал в своих работах и другой крупный отечественный психолог - Н.Н. Ланге (1883). В частности, он дал свое понимание отличия влечений от хотений, полагая, что последние - это влечения, переходящие в действия и сопровождаемые чувством активности этих действий. Для него хотение - это деятельная воля.

Л.С. Выготский выделяет в волевом действии два отдельных процесса: первый соответствует решению, замыканию новой мозговой связи, созданию особого функционального аппарата; второй - исполнительный - заключается в работе созданного аппарата, в действии по инструкции, в выполнении решения. Л.С. Выготский, как и Ж. Пиаже (1969), включает в структуру волевого акта операцию введения вспомогательного мотива для усиления побуждения к действию - необходимому, но слабо связанному с личным желанием человека. Л.С. Выготский утверждал, что свобода воли не есть свобода от мотивов. Свободный выбор человека из двух имеющихся возможностей определяется не извне, а изнутри, самим человеком.

 «Воля - способность  к планомерной, организованной  деятельности, направленной на достижение  сознательных целей», - утверждает  В.А. Жмуров.14 Произвольной следует считать лишь такую деятельность, которая регулируется представлениями о будущих результатах этой деятельности, утверждает он. Волевая активность свойственна только человеку, животные лишены этой способности, хотя у них и существуют ее зачатки в виде преднамеренных действий, детерминированных возможностью появления объектов актуальной потребности. Поведение насекомых, рыб, рептилий определяется главным образом инстинктами — врожденными механизмами, динамизирующими, направляющими и контролирующими это поведение. У птиц, млекопитающих и низших приматов контроль поведения с инстинктов смещается на механизмы научения. Поведение человека определяется в основном рассудочной деятельностью.

Волевой акт имеет своим  истоком актуализацию потребности, полагает В.А. Жмуров. Субъективно это переживается как смутное ощущение нехватки чего-то важного и необходимого. Объект потребности на данном этапе волевого процесса не осознан. Вторым этапом последнего волевого акта является формирование мотива — осознание содержания потребности, понимание того, что, собственно, нужно. На третьем этапе волевого акта происходит борьба мотивов. Из всех возможных в данный момент выбирается то направление деятельности, которое адекватно наиболее важной потребности. Кроме того, определяется такой способ достижения цели, который отвечает нормативным представлениям индивидуума. На четвертом этапе волевого процесса формируется план действий и принимается решение действовать (осуществляется волевое усилие). Наконец, пятым этапом является реализация намеченного плана, внешняя деятельность в направлении цели, сообразующаяся с реальными и изменчивыми обстоятельствами.15

Современная психиатрия рассматривает  волю  как  психический  процесс, заключающийся   в   способности   к   активной   планомерной   деятельности, направленной   на   удовлетворение   потребностей   человека.   Деятельность рассматривается  как  произвольная  и  целенаправленная  тогда,  когда   она осуществляется в соответствии с представлениями  о  конечных  результатах  и  контролируется на каждом из этапов.

 

 

 

3 Пристли Д., 1968; Коллинз А., 1967; Спенсер Г., 1897; Виндельбандт В., 1904 и др.

4 Ильин Е.П. Психология воли - СПб: Издательство «Питер», 2000. - С.11-12.

5 Спиноза Б. Избранные произведения: В 2-х томах. Т. 1. - М., 1957. - С. 433

6 Кант И. Сочинения. В 6-ти томах. Т. 4, ч. 1. - М„ 1964. - С. 300.

7 Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2-х томах. Т. 1. - М., 1955. - С. 580

8 Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. С. 264.

9 Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М.: Новый юрист, 1998. С. 163.

10Введение в психологию: Учебник / Под ред. А.В. Петровского. М.: Академия, 1995. С. 278.

11 Симонов П.В. Мотивированный мозг. М., 1987. С. 227.

12 Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: введение в психологию субъективности. М.: Школа - пресс, 1995. С. 262.

13 Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991. С. 85.

14 Жмуров, В.А.  Психопатология. - М.: Медицинская книга, 2002. С. 131-135.

15 Жмуров В.А.  Психопатология. - М.: Медицинская книга, 2002. С. 137.


Информация о работе Волевые особенности лиц с нарушением слуха