Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 10:04, статья
В статье представлены основные методологические принципы построения систем внутрифирменного обучения в организации. Приведен сравнительный анализ основных отечественных и зарубежных подходов к корпоративному обучению.
Проблема формирования и постановки системы внутрифирменного обучения персонала является на современном этапе актуальной для большинства руководителей организаций малого и среднего бизнеса. Это обстоятельство обусловлено, прежде всего, высокой степенью динами
Внутрифименное обучение как ресурс организационного развития
В статье представлены основные
методологические принципы построения систем внутрифирменного обучения в
организации. Приведен сравнительный
анализ основных отечественных и зарубежных
подходов к корпоративному обучению.
Проблема формирования и постановки системы внутрифирменного
обучения персонала является на современном
этапе актуальной для большинства руководителей
организаций малого и среднего бизнеса.
Это обстоятельство обусловлено, прежде
всего, высокой степенью динамичности
и неопределенности окружающей среды,
требующей от сотрудников постоянного
прироста компетенций. В рамках данной
статьи, открывающей цикл публикаций,
посвященных теоретическим и прикладным
аспектам внутрифирменного обучения,
сформулированы общие методологические
принципы, на которых базируется стратегия
формирования системы ВФО в организации.
Исследования, представленные в цикле
статей, выполнены в рамках гранта Министерства
образования РФ «Разработка методологических
основ формирования внутрифирменного
обучения персонала».
Как уже отмечалось, необходимым
условием повышения конкурентоспособности
предприятий и организаций является высоко
эффективная система внутрифирменного
обучения (ВФО) персонала. Для того
чтобы обеспечить должное качество образования,
система внутрифирменного обучения должна
быть открытой, динамичной, проектно-ориентированной
(реагирующей на изменения среды и запросы
потребителя образовательных услуг), восприимчивой
к инновациям, управляемой и экономически
целесообразной. Кроме того, данная система
должна эффективно функционировать в
специфических российских условиях. В
связи с этим не менее актуальной становится
проблема применимости зарубежных теоретических
и прикладных разработок в работе с отечественными
организациями.
Оценка уровня эффективности
представленных в различных информационных
источниках программ и методик внутрифирменного
обучения показывает, что круг специфических
задач, решаемый в рамках внутрифирменного
обучения, на современном этапе является
достаточно узким, локальным. Это, прежде
всего, задачи повышения профессиональной
компетентности сотрудников различных
уровней и специализаций, индивидуальное
тренерство руководителей и менеджеров
высшего звена (коучинг), создание эффективной
команды, обучение в рамках реинжиниринга
организаций, внедрения новых технологий
и т.п..
Как правило, программы внутрифирменной
подготовки создаются специально для
конкретного предприятия и ориентированы
на развитие персонала и подготовку его
к изменениям в организации. Представления
о технологии организационных изменений
в общем виде зафиксированы в представлениях
о консультационных технологиях. Можно
выделить два основных подхода к организации
обучающей и консультационной работы
в организации.
Первый, условно его можно назвать
экспертным, предполагает возможность
подготовки программы развития организации,
решения каких либо проблем, подготовки
управленческого решения на базе знаний
и опыта приглашенного консультанта. Задача
перед консультантом, работающим в рамках
подобного подхода, ставится следующим
образом – провести диагностику и подготовить
план изменения ситуации. В соответствии
с этим подходом программа обучения должна
снабдить слушателей знаниями о типичных
проблемах, с которыми они могут столкнуться
в профессиональной деятельности, нормах
их решения и внешней ситуации. То есть
в данном случае целью программ ВФО является
передача знаний.
Второй, условно его можно назвать
процессным, предполагает возможность
подготовки программы развития организации,
только в процессе совместной работы с
персоналом организации. В рамках данного
подхода, проект предполагаемых действий,
может быть создан, и главное, реализован
только при участии управленческого персонала
организации. В этом случае у обучающихся,
кроме набора профессиональных знаний,
должна быть сформирована установка на
изменение, овладение новыми формами индивидуального
поведения и развиты способы групповой
деятельности. То есть целью программы внутрифирменного обученияявляется
не столько передача знаний, сколько формирование
ориентации на изменение индивидуального
и группового поведения.
На современном этапе программы
внутрифирменного обучения персонала
организации разрабатываются следующими
структурами: коммерческими и некоммерческими
центрами делового образования, ВУЗами
и учреждениями повышения квалификации,
частными бизнес школами и тренинговыми
центрами. Несмотря на то, что модели построения
и формы организации обучения очень широко
варьируются, можно выделить основные
общие методологические принципы, на которых
построены программы внутрифирменного
обучения:
1. Нацеленность на решение стратегических
и тактических задач, стоящих перед компанией-заказчиком:
программа разрабатывается на основе
пожеланий компании-заказчика, ориентирована
на ее стратегические цели и приоритетные
задачи.
2. Обучение на внутрифирменных
программах может проводиться не только
в формате семинаров и тренингов, но и
как обучающий консалтинг: результатом
является разработка новых принципов
работы компании, формирование регламентов,
процедур взаимодействия и стандартов
предприятия).
3. Корпоративное знание: участие
в программе обучения сотрудников различных
подразделений позволяет сформировать
единые корпоративные принципы работы
и взаимодействия, развить корпоративную
культуру компании-заказчика.
4. Обратная связь: по итогам обучения
представляется отчет тренера по обучающимся,
соответственно, тренер также получает
обратную связь, позволяющую оценить эффективность
программы внутрифирменного
обучения.
Таким образом, в первую очередь,
корпоративные программы разрабатываются
и реализуются, исходя из стратегических
задач организации. Поэтому при ее создании
учитывается необходимая динамика развития
персонала компании, возможные темпы развития,
имеющиеся и необходимые ресурсы для организации
данной работы. Такие программы всегда
создаются с учетом множественных интересов:
интересов бизнеса в целом, интересов
отдельных подразделений компании и, безусловно,
интересов непосредственно самих сотрудников.
Во- вторых, такая программа как напрямую,
так и опосредованно, может решать задачи
командообразования в коллективе, согласования
множественных интересов, повышения качества
взаимодействия между подразделениями
компании.
В-третьих, с помощью реализации
программ внутрифирменного обучения решаются
вопросы создания в организации "единого
поля" - понятийного, информационного,
ценностного. Корпоративная образовательная
программа - это всегда значимый элемент
в развитии корпоративной культуры. И,
наконец, только такого рода программы
позволяют выступать в роли "преподавателей"
ведущим специалистам самой компании.
Вместе с тем, как бы ни формулировалась
потребность, система внутрифирменной
подготовки может быть эффективной только
в том случае, если будет проанализировано
существующее положение, оценена перспектива
и сформирован образ желаемого будущего,
спрогнозированы изменения, подготовлены
проекты изменения, определены сроки и
затраты.
Модели внутрифирменного обучения
В рамках данной статьи остановимся
на четырех основных группах моделей
Формирование специалиста в
рамках данной модели рассматривается
как формирование гибкой, с определенным
набором ключевых компетенций личности,
способной успешно адаптироваться к постоянно
меняющимся условиям деятельности. На
основании этого можно говорить о складывающейся
концепции компетенции, которая начинает
играть существенную роль в решении вопросов
профессионального внутрифирменного
образования и становления современного
специалиста.
Модели обучения в рамках данной
концепции включают в себя формирование
или расширение отдельных компетенций
или комплекса компетенций. В результате
обучения работник должен иметь определенный
набор различных технологических базовых
компетенций и сопутствующих компетенций,
способностей, требующихся для выполнения
конкретной работы. Базовые технологические
компетенции отражаются в стандартах
и квалификационных требованиях. Они имеют
свою специфику, объединяют знания и навыки,
требуемые для реализации профессиональной
деятельности и должностных обязанностей.
Сопутствующие компетенции - являются
дополнительными и индивидуальными для
каждого работника. Они, как правило, включают
в себя социально – психологические умения
и навыки, позволяющие сотруднику быть
повысить свою личную эффективность. Модель
компетенций реализуется в различных
формах, наиболее организованной и целостной
среди которых выступает корпоративный
университет. В основе построения программ
корпоративного университета лежат особенности
и перспективы развития бизнеса и практическая
деятельность обучаемых сотрудников.
Системные модели внутрифименного
обучения. Эта группа моделей основывается
на видении организации как целостной
системы. На основании этого видения формируются
программы внутрифирменного обучения.
Часть этих программ стандартизирована
и представлена на рынке в виде электронных
продуктов. Традиционно сильной стороной
системных моделей выступает акцент на
групповые процессы и групповое обучение.
Это обусловлено, прежде всего, синергетическими
эффектами групповой (командной, проектной)
работы. Некоторые системные модели ВФО,
в частности Тэвистокская модель, предполагают
построение обучения на четырех уровнях,
соответственно уровням системного анализа:
1.Уровень отдельных сотрудников
(индивидуальные компетенции, компенсации
пробелов в знаниях, умениях и навыках,
личная эффективность сотрудников).
2.Уровень групп (методы групповой
работы, командообразование, развитие
«группового интеллекта» и т.п.)
3.Уровень организации (менеджмент,
корпоративная культура, бизнес – процессы
и их оптимизация и т.п.)
4.Уровень межорганизационных
взаимодействий (особенности рынка, конкурентная
борьба, стратегии переговоров, имиджелогия
и т.д.)
Другую системную модель внутрифирменного
обучения разработали отечественные авторы.
С их точки зрения целостная рабочая модель
системы корпоративного обучения должна
включать в себя:
· методически обоснованную, простую в применении подсистему мониторинга потребностей в обучении (включающую инструменты и методы систематизированной оценки потребностей в обучении, планы корпоративного обучения и индивидуального профессионального роста сотрудников),
· корпоративные стандарты для принятия решений по конкретным заявкам на обучение (включают в себя «Положения о корпоративном обучении», мероприятия по постановке ВФО или корректировке проблемных зон существующей системы обучения, модель Корпоративной Системы Обучения.)
· единую подсистему оценки эффективности обучения,
· разработанные стратегии повышения
эффективности корпоративного обучения
(контроль качества ВФО, внедрение результатов
ВФО в практику, пост – обучающее сопровождение).
Основу рабочей модели системы
Описанные два типа моделей
внутрифирменного обучения - модель «компетенций»
и «системная» модель в большей степени
характерны для отечественных авторов
– специалистов по управлению и бизнес
тренеров. Анализ зарубежных информационных
источников позволил выявить два принципиально
иных типа моделей внутрифирменного
обучения, преобладающих в западном
менеджменте. К ним относятся «лидерская»
модель и модель самообучающихся организаций.
Следует также отметить и некоторые различия
в форме организации системы
Модели внутрифирменного
обучения, основанные на формировании
лидерства. Эта группа моделей основывается
на постулате о ведущей роли лидера и/или
руководителя в создании мотивации на
обучение, организационные изменения
и инновации. Лидер выступает проводником
организационных инноваций, и его компетентность
и мотивация определяют успех программывнутрифирменного обучения.
Популярность «лидерского» подхода в
настоящее время довольно высока. Это
подтверждается многочисленными «школами
лидерства» для менеджеров, теоретическими
и методическими изданиями по целенаправленному
формированию лидерских качеств у людей,
занимающихся управленческой деятельностью.
Приведем в качестве примера распространенную
программу обучения в соответствии с управленческой
“решеткой” Блейка и Моутон. Программа
состоит из шести циклов и включает в себя
оценку стиля лидерства участников обучения,
командное развитие, межгрупповое развитие,
выработка основанной на лидерстве организационной
модели и ее внедрение.
Метакогнитивная
модель.
Отличительной особенностью
следующей группы моделей внутрифирменного
обучения является позиция тренера (преподавателя
системы внутрифирменного
обучения). В общем виде, целью обучения
является не передача навыков, информации
или стратегий работы, а формирование
«самообучающейся организации», которая
может выступать в качестве субъекта обучения
и занимает открытую и рефлексивную познавательную
позицию по отношению к внеорганизационной
и внутриорганизационной среде. Рассмотрим
примеры моделей этого типа.
Модель SES (Отбор,
оценка, обучение).
Практическая реализация данной
модели включает в себя следующие шаги:
· Периодическая оценка эффективности работы персонала (управляющего и управляемого) по различным критериям.
· Определение наиболее эффективных практик, моделей и стратегий работы.
· Рефлектирование и экспликация лучших «рабочих паттернов»
· ОпредOление «зон гибкости»
- вариативности использования эффективных
стратегий.
Разработка программы обучения
эффективным профессиональным и управленческим
стратегиям для различных уровней организационной
иерархии.
h2>Реализация и оценка
программы<
Особенностью этой модели внутрифирменного обучения является
возможность обучения сотрудников знаниям
и навыкам, на основе существующих интеллектуальных
ресурсов и достижений. В ходе этой программы
посредством кооперативной рефлексии
достигается высокая степень принятия
учебного материала всеми работниками
и формируется метапознавательная позиция
по отношению к своей профессиональной
деятельности. Данная модель делает упор
не только на организованное групповое,
но и на индивидуальное обучение сотрудников
и предполагает работу по «индивидуальному
плану развития», консультации со специалистами
ресурсных центров, ротация, внутренние
семинары и конференции. Кроме того, специалисты,
работающие в рамках данной модели, уделяют
значительное внимание развитию непосредственно
навыков коллективного и самостоятельного
обучения.
Таким образом, на современном
этапе сложилась довольно «противоречивая»
ситуация, в которой руководителю приходится
выбирать среди неравнозначных по уровню
обоснованности и эффективности моделей
обучения персонала. Одним из наиболее
эффективных способов преодоления сложившейся
ситуации, с нашей точки зрения, выступает
изменение существующей парадигмы внутрифирменного
обучения. Обучение должно рассматриваться
не как средство решения отдельных прикладных
задач, а как мощный ресурс внутриорганизационных
изменений. Реализация этой парадигмы
возможна только в рамках методологии
системного подхода. Когда внутрифирменного
обучения выходит на системный уровень,
оно начинает затрагивать всю структуру
организации, стимулировать обучение
сотрудников и руководителей всех уровней
организационной иерархии. ВФО становится
фактором, запускающим и потенцирующим
организационные изменения. Системность
воздействий позволяет поддерживать мотивацию
персонала и сводить к минимуму процессы
сопротивления. С нашей точки зрения, системные
программы обучен
ия должны включать следующие этапы: диагностика
первичной мотивированности и усиление
мотивации персонала на изменения, планирование
и моделирование организационных изменений
в режиме внутрифирменного
обучения, овладение новыми эффективными
приемами и способами деятельности, необходимыми
для осуществления планируемых изменений
и выхода на новый уровень организационной
эффективности, обучение способам мониторинга
организационной среды и внешних воздействий,
формирование установки на непрерывное
обучение как форму сопровождения карьерного
пути профессионала;
Подводя итоги сказанному, необходимо
отметить, что система внутрифирменного
обучения для того, чтобы быть эффективной,
должна быть конгруэнтна общей стратегии
и ключевым целям организации. Грамотно
построенная структура внутрифирменного
обучения основывается на системной
методологии, компетентностном подходе
и принципах процессного управления. Как
показали результаты проведенного авторами
статьи сравнительного анализа различных
моделей внутрифирменного
обучения, широко представленных в
отечественной и зарубежной практике,
эффективность модели обучения зависит
не столько от формируемых в результате
ее применения конкретных компетенций,
сколько от заложенной в самой модели
степени гибкости и адаптивности по отношению
к динамичной внешней и внутренней организационной
среде.
Информация о работе Внутрифименное обучение как ресурс организационного развития