Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:14, курсовая работа
Внеклассная работа проводится в свободное время с целью развития интересов и способностей ребенка, удовлетворения его потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укрепления здоровья. Внеурочная работа позволяет детям использовать свое свободное время с максимальной пользой.
Введение
I. Психолого-педагогические особенности внеурочной деятельности
1.1 Современное проведение внеурочной деятельности
1.2 Формы проведения внеурочной деятельности школьников по географии
1.2.1 Научные исследовательские географические общества
1.2.2 Географические конференции и географические вечера
1.2.3 Экскурсия
1.2.4 Неделя географии
1.2.5 Игры на уроках географии
II. Проведение недели географии в школе
2.1 Подготовительный период
2.2 Проведение недели географии
2.3 Критерии оценки. Подведение итогов
Заключение
Список литературы
Курсовая работа: Внеурочная деятельность школьников по географии
Название: Внеурочная деятельность
школьников по географии Раздел: Рефераты по педагогике Тип: курсовая работа Добавлен 16:48:31 27 апреля 2011 Похожие работы Просмотров: 1825 Комментариев: 2 Оценило: 1 человек Средний балл: 4 Оценка: неизвестно Скачать | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Курсовая
работа на тему:
"Внеурочная
деятельность школьников по Москва
2010 Содержание Введение I.
Психолого-педагогические 1.1
Современное проведение 1.2
Формы проведения внеурочной
деятельности школьников по 1.2.1
Научные исследовательские 1.2.2 Географические конференции и географические вечера 1.2.3 Экскурсия 1.2.4 Неделя географии 1.2.5 Игры на уроках географии II. Проведение недели географии в школе 2.1 Подготовительный период 2.2 Проведение недели географии 2.3 Критерии оценки. Подведение итогов Заключение Список литературы Введение Учебно-познавательная
деятельность осуществляется не только
в процессе обучения на уроках, она
продолжается во внеурочное время разнообразных
формах воспитательной работы. Внеклассная
деятельность является частью всего
учебно-воспитательного Внеклассная работа проводится в свободное время с целью развития интересов и способностей ребенка, удовлетворения его потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укрепления здоровья. Внеурочная работа позволяет детям использовать свое свободное время с максимальной пользой. В
современной школе очень важно
заинтересовать учебным предметом
учащихся, повысить мотивацию к обучению,
достичь этого можно только лишь
через продуманную систему Целью данной курсовой является: отразить сущность понятия и значимость внеурочной деятельности по географии в школе. Из выше изложенной цели вытекают следующие задачи: 1)
Охарактеризовать особенности 2)
Выяснить роль внеурочной 3) Разработать неделю географии - как одну из форм внеурочной деятельности Процесс обучения опирается на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также дидактическими системами. Дидактическая система составляет совокупность элементов, образующих цельную единую структуру и служащую достижению целей обучения. В традиционной системе обучения главную роль играет преподавание, деятельность учителя. В педоцентрической концепции главная роль в обучении отводиться учению - деятельности ребенка. Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны - преподавание и учение - составляют процесс обучения. Структуру обучения составляют изложение, понимание, обобщение, применение (1). Изучение курса географии нужно строить не как преподнесение, заучивание
и воспроизведение готовых процесса обучения должна включать "педагогику действия". Школьникам в возрасте 11-12 лет трудно длительное время находиться без действия и слушать только учителя. При изучении географии есть возможность разнообразить формы деятельности ребенка, как на уроке, так и во внеучебное время: работа с картами, выполнение практических работ, составление таблиц, делать замеры выпадение осадков, изменение температуры окружающей среды, ориентирование на местности и т.д. Перед учителем стоит проблема (особенно в начальной стадии изучения курса "география") - научить детей работать со справочной литературой, сформировать проблему и найти пути ее решения. Что дает возможность формировать и развивать исследовательское мышление, навыки самостоятельной деятельности учащихся, но при этом обязательно надо учитывать способности и возможности каждого ученика исходя из уровня развития и способности в приобретении знаний. Дети в подростковом возрасте очень любопытны; вовлечение их во внеурочную деятельность способствует расширению кругозора, развитию познавательного интереса к предмету в целом (8). 1.1
Современное проведение В настоящие время внеурочная деятельность по географии является составной частью учебно-воспитательной работы в школе, так как способствует решению важных задач в образовании и воспитании школьников и позволяет разумно организовывать их досуг. Если раньше цель была дать знания, то сегодня необходимо формировать коммуникативные навыки, создавать условия для самоорганизации и развитии творческих способностей. География
как учебный предмет имеет
большие возможности для Внеурочная
деятельность отличается от урочной
целями, содержанием, организационными
формами и особенностями На
внеурочных занятиях школьники совершенствуют
умения самостоятельно пополнять знания
из различных источников информации.
Составляя рефераты и доклады
по дополнительной научно-популярной
географической литературе, школьники
совершенствуют умения работать с книгой:
выделять главные мысли, отбирать факты
для подтверждения 1.2
Формы проведения внеурочной
деятельности школьников по Формы внеурочной деятельности различаются целями, охватом учащихся, методикой подготовки и проведения внеклассных занятий. Формы развиваются и совершенствуются параллельно уроку. Среди внеурочных форм особое значение в процессе обучения географии приобретают наблюдения и практические работы на местности, в том числе на пришкольном участке, географической площадке, экологической тропе, в микрозаповеднике, на территории прилегающих к школе парков, заказников, региональных и государственных национальных парков и заповедников. Организация наблюдений и практических работ на местности - особенность обучения географии, необходимое условие, при котором учитель управляет процессом восприятия учащимися окружающего мира. Школьники при этом обогащают свой жизненный опыт; у них формируются конкретно - образное, а затем и абстрактное мышление как основа для усвоения теоретических знаний (понятий, связей, закономерностей). Наблюдения
в процессе изучения географии учащиеся
начинают вести при изучении начального
курса географии. Они включают метеорологические
и фенологические наблюдения, результаты
которых фиксируются в Система практических работ на местности - необходимое условие обучения географии. Назначение этих работ - закрепление теоретических знаний и формирование географических умений по ориентированию, измерению расстояний, съемки простейшего плана местности, работа с готовым планом и т.д. Эти работы необходимы для показа школьникам практической значимости географии, раскрытия ее роли в повседневной жизни человека. Особый
интерес у школьников вызывает работа
на местности по оборудованию экологической
тропы в близлежащем парке, сквере,
лесном массиве. Ее создание начинается
с выбора места, доступного для учащихся.
Территория при этом должна иметь
разнообразные природные Можно
рассмотреть несколько форм проведения
внеурочной работы: научные исследовательские
географические общества, географические
конференции и географические вечера,
экскурсии и, наконец, неделя географии
(14). 1.2.1
Научные исследовательские Научные
исследовательские Цель
научных исследовательских Организации
научно-исследовательского географического
общества может предшествовать проведение
какого-либо географического мероприятия,
которое должно повысить интерес
к географии, например экскурсия
в природу, посещение краеведческого
музея, географический вечер, КВН и
т.д. Если же на уроках учащиеся проявили
повышенный интерес географии, то при
организации научно- На
первом организационном заседании
избирают председателя, совет научно- Анкеты
содержат перечень вопросов и проблем
географической науки, предлагаемых для
изучения в научно-исследовательском
географическом обществе, а также
вопросы по выявлению умений учащихся
рисовать, чертить, фотографировать
и т.д. Школьники подчеркивают в
анкете вопросы и проблемы, заинтересовавшие
их, тем самым, помогая определить
содержание тематики работы научно-исследовательского
географического общества. Тематика
работы научно-исследовательского общества
может иметь различные В
методической литературе разработаны
примерные планы занятий 1.2.2 Географические конференции и географические вечера Следующий этап в развитии интереса школьников к географической литературе - географическая конференция, которая может проводиться по какой - либо географической проблеме и требует привлечения уже ни одной книги, а большого числа литературных источников. К
конференции готовят доклады, стенды,
аудиовизуальные средства, выставку
географической литературы, призы за
лучший доклад. Подготовка географической
конференции осуществляется в течение
2-3 недель. Об ее проведении учащихся оповещают
через объявление, в котором называют
тему и сроки ее проведения, предлагают
список литературы и вопросы викторины.
Докладчиком может быть каждый школьник,
выразивший желание принять активное
участие в конференции. Учитель
географии назначает дни Географические вечера - наиболее массовые мероприятия внеклассной работы. В отличие от географических конференций, ставящих главным образом познавательные цели, географические вечера имеют и развлекательное значение. Поэтому в настоящее время в связи с переходом многих школ на полный продленный день именно эта форма внеурочной работы помогает решать проблему разумной организации отдыха учащихся. Для
географических вечеров характерно
сочетание многих форм внеклассной
работы: доклады, выпуск стенгазеты, викторины,
КВН, показ кинофильмов Тематика
вечеров чрезвычайно 1.2.3 Экскурсия Одна из форм проведения внеурочной работы может быть экскурсионно-туристическая работа. К ней привлекаются, как правило, старшеклассники (15). Существует
несколько определений понятия "экскурсия".
Различные словари, дают примерно одинаковую
трактовку этого термина: "экскурсия
от лат. ехсursіо - поездка - коллективное
посещение музеев, выставок, достопримечательных
мест, а также поездка с учебными
или культурно-просветительными целями".
В педагогической практике - форма
внеаудиторной работы, обеспечивающая
наглядность обучения. Истинность знаний
демонстрируется в обстановке непосредственного
наблюдения явлений и процессов.
Экскурсия воспитывает По содержанию экскурсии подразделяются на тематические и комплексные; по целям - на учебные, производственные, краеведческие и пр. Экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. Выполняя функцию пропаганды, каждая экскурсия должна иметь четкую направленность. В основу экскурсии положены принципы пропаганды знаний, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность. Эти принципы выражают существо пропаганды, позволяют выделить в ней главное. Их следует рассматривать в совокупности, т.е. во взаимной связи друг с другом. В практике используется немало различных методов познания: индуктивный, дедуктивный, аналитический, синтетический, методы абстрагирования, аналогии, моделирования, обобщения, эксперимента и др. Все эти методы в той или иной мере используются при проведении экскурсий. Экскурсионный метод построен на примере (преобладании, первенствующем значении) показа. В большинстве экскурсий (кроме литературных) выдвинутые в рассказе экскурсовода положения аргументируются с помощью зрительных доказательств. Нередко рассказ является лишь комментарием к зрительной характеристике экскурсионных объектов. Под экскурсией подразумевается любой выход в природу с учебной целью, независимо от того, на какое расстояние придется идти, на сколько времени и когда. Поэтому экскурсией в природу одинаково будет являться и выход за город на геологический памятник природы, и в ближайший сквер к гранитному постаменту памятника, и на улицы города (наблюдение за каменным убранством домов и т.д.). Экскурсия,
как форма организации учебно- На уроке природа изучается лишь с помощью слова и специальных пособий, а на экскурсии учащиеся имеют дело с натуральными объектами природы. Экскурсии
в природу можно использовать
для решения разнообразных Текущие экскурсии проводятся параллельно с изучением учебного материала. Их основная цель - обогатить знаниями учащихся при изучении законов, явлений, понятий; дать возможность узнавать изучаемые явления в их естественном проявлении. (10) Во время экскурсий происходит накопление у школьников образных и содержательных представлений о природных и хозяйственных объектах и явлениях, что служит основой для формирования физико-географических и экономико-географических понятий. Знания по физической географии своей местности привлекаются для объяснения многих явлений и процессов в географической оболочке Земли. В этом заключается важная роль экскурсии в осуществлении краеведческого принципа обучения (15). С развитием компьютерных технологий школьники имеют возможность путешествовать, побывать на экскурсии через выход в Интернет, а также сравнить результаты своих наблюдений полученных в результате экскурсии, походов, создать свои проекты на компьютере. В
последнее время появилось внеурочный школьник география урок "Неделя
географии" - форма внеклассной
работы, предусматривающая проведение
после уроков в течении пяти- Главное достоинство этой формы внеклассной работы в привлечении большого числа учащихся к разным видам деятельности: участие в географических конференциях, школьной олимпиаде, в экскурсиях, в конкурсах на лучшую фотографию, рисунок, сочинение, наглядное пособие, в географических вечерах и т.д. Такое разнообразие форм работы позволяет привлечь все классы, где изучаются природоведение и география, способствует развитию познавательного интереса к географии у школьников разного возраста. Проведение
недели географии в школе начинается
с подготовительного этапа (7). 1.2.5 Игры на уроках географии Эффективность
учебно-воспитательного Игры бывают деловые и имитационные. Имитационные игры позволяют строить обучение таким образом, чтобы ученик чувствовал себя свободным, мог проявить активность и полную самостоятельность, учиться соотносить собственные интересы с интересами природы и всего общества в целом. Понятие "имитационные" игры появилось в педагогической литературе в 60-80 годы ХХ века, и означал предоставление ученикам возможности "проживания" реальных ситуации приближенных к реальности. Имитационные игры имеют общие требования, которые позволяют методически верно их организовать и провести. Каждая игра должна иметь подготовительный этап, сюжет или сценарий, связанный с определенной проблемой, в каждой ситуации участники игры получают свои роли, позиции, которые отличаются по точкам зрения. Деловая
игра - средство моделирования разнообразных
условий деятельности методом поиска
новых способов ее выполнения. Деловая
игра позволяет найти решение
сложных проблем путем Как и многие формы проведения внеурочной работы по географии в школе начинаются с подготовительного периода. Как правило, вся ответственность лежит на педагога по данному предмету. Учитель планирует игры, конкурсы, выставки викторины и другие мероприятия, их тематику классы, которые будут в них принимать участия, время и место проведения. Желательно за несколько недель на одном из уроков географии сообщить ученикам о времени проведения недели географии в школе и о тех мероприятиях, в которых они могут принять участие или прийти посмотреть. Неплохо заранее рассказать о правилах игры и дать классу задание, чтобы учащиеся могли готовиться к конкурсам. Для проведения недели географии создается организационная группа: ведущие игр, конкурсов, помощники ведущего, фотографы, экскурсоводы, редколлегия и другие, которые сначала помогут учителю в подготовке, а затем и в проведении недели географии. Они готовят все необходимое: оборудование, реквизит и многое другое. За неделю в учительской вывешивается план проведения недели географии, чтобы классные руководители ознакомились с мероприятиями, а по возможности могли прийти в свой класс на игру. Можно пригласить родителей. За неделю до начала предметной недели, в школе вывешивается объявление с планом проведение недели географии. Можно записать в дневниках, когда и что проводится. В отдельной тетради отмечайте, кто из учеников принял активное участие в подготовке к неделе географии. Каждому из них, как и их родителям, будет приятно прочитать свою фамилию в геофотогазете. В неделе географии участвуют 6-10 классы. Из-за разного уровня знаний и особенности мышления, лучше объединить 6-8 и 9-10 классы. Ниже представлена примерная программа проведения недели географии (табл. 1) Таблица 1 Программа проведения недели географии в школе (составлено автором)
Во всех видах деятельности должна учитываться не только оценка знаний, но и творческие способности ученика. Его активность и дисциплина в выполнение заданий. Каждое мероприятие оценивается по бальной системе, максимальное количество - 10 баллов, минимальное 1 балл. В пятницу, после проведения последнего конкурса, подсчитывается общее количество баллов каждого класса за все мероприятия. С 6-8 и 9-10 классы оцениваются отдельно. Максимальное количество баллов за все конкурсы недели географии составляет 50 баллов. После подведения итогов, классы занявшие первые места награждаются призами, грамотами или медалями. Остальным участникам вручаются утешительные призы. III Интеллектуальная игра: "Что? Где? Когда?" Цель проведения игры: В
игровой форме проверить Ход игры От каждого класса собирается команда по 5 человек. Команды представляются: название, эмблема, девиз и т.д. I Тур Разминка Представители от каждой команды получают одинаковое задание (вопросы) и выполняют его. На это отводится определенное время. Ответы подают в письменном виде жюри, а затем комментируют. Максимальная оценка за задание - 3 балла
II Тур Конкурс-пантомима Командам
раздаются задания С помощью жестов, мимики, телодвижений команды должны представить на суд жюри данное явление. Побеждает команда, правильнее и выразительнее выполнившая задание. Максимальная оценка за задание - 4 балла. Задания для команд: 1. Водопад 2. Извержение вулкана 3. Рассвет и закат 4. Луное затмение 5. Туман 6. Сильный ветер III Тур Разминка самые, самые, самые Первая команда ответившая правильно на вопрос, получает балл. · Самое маленькое море, омывающий берег России · Назовите океан, который пересекает все меридианы Земли · Самыс молодые горы в России · Самое саленное озеро в мире · Какой город считается полюсом холода в России · Самое глубокое озеро мира · Самый большой материк · Самые древние горы в России · Самой толстое дерево · Самая крупная из современных птиц (быстро бегает, но не летает) · Птица, не умеющая летать, но отлично плавающая и ныряющая · Самая длинная река в мире · Смый теплый океан IV Тур Конкурс знатоков Команды получают листы с одинаковым заданием: написать как можно больше фамилий путешественников, географов, первооткрывателей. Листы по истечении времени (3 мин) сдаются жюри, которое подводит итог. Максимальная оценка за задание - 3 балла. V Тур Конкурс "Путешествня по карте" Ведущий читает маршрут движения путешествий, а участники конкурса должны нанести его на контурные карты, не пользуясь атласами. Оценивается точность выполнения задания. Усложнить, его можно добавив несколько географических ошибок, которые участникам необходимо определить. Максимальная оценка за задание - 5 баллов. VI Тур Конкурс " Составить название города" Участникам
нужно как можно быстрее Жюри в конце подводит итоги и награждает победителей Максимальная оценка за задание - 2 балла (5). Подведение итогов Максимальное количество - 30 баллов. Команды, набравшие большее количество баллов награждаются. Главной проблемой образования является ослабление мотивации к обучению. Именно внеурочная деятельность способствует развитию стремления к творчеству и в первую очередь у детей с низкой мотивацией. Ни для кого не секрет, что детям легче усваивать учебный материал в нестандартной обстановке. Именно внеурочная деятельность способствует развитию коллективного творчества, формирует коммуникативные навыки, чувство ответственности, умения свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении на уроке, создает условия для сотрудничества. Во внеурочной деятельности развиваются навыки работы с дополнительной литературой умения планировать, анализировать и обобщать. Школа и общество неразделимы. Сейчас в школе формируется новое поколение, которому предстоит преобразование общества. Сегодняшним школьникам предстоит много сделать, а для этого им надо выйти из школы всесторонне развитыми, творческими людьми. Достичь этих целей можно только во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности. Успех
внеурочной работы зависит не только
от активных учащихся, но и от педагогического
влияния, умения учителя придать
интересам воспитанников |
Информация о работе Внеурочная деятельность школьников по географии