Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 23:43, курсовая работа
Цель данной работы рассмотреть влияние взаимоотношения языка, мышления, и поведение.
Для решения поставленной цели мы должны решить следующие задачи:
1. Исследовать работы ученых, связанные непосредственно с темой отношения языка и мышления;
2. Описать механизмы, с помощью которых возможны речевая и языковая деятельности и процессы мышления;
3. Описать различные точки зрения на проблему связи языка и мышления, в частности, возможно ли существование мышления без языка;
4. Проанализировать взаимодействия языка и мышления.
Введение 3
1.Основные понятия языка 8
1.1.Язык как знаковая система 8
1.2. Функции языка 10
1.3. Значение и смысл слова. 10
2. Язык определяет мышление или мышление определяет язык? 12
2.1. Роль языка в формировании мышления. 12
2.2. Роль языка в познании. 13
2.3. Происхождение письменной речи в связи с развитием мышления. 14
3.Язык определяет мышление 16
3.1. Работы исследователей о проблеме влияния языка на мышление и поведение. 16
3.2. Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе. 20
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Определяющим признаком деструктивности культа, по признанию специалистов по культам, является контроль сознания. Существует несколько моделей контроля сознания в культах (М. Сингер, Р. Лифтон). Все они описывают примерно одинаковые признаки этого контроля (изоляция, тотальность влияния, манипуляция). С. Хассэн,21 как бы объединяя все это, контроль сознания понимает в 4 сферах:
Контроль мышления в культе может происходить, например, за счет:
Кроме того, при контроле мышления могут использоваться (и используются) групповые механизмы, в частности модели группового мышления. Эти модели сами по себе, в качестве группового феномена, не содержат деструктивизма или имеют возможности его преодоления. Но в культе эти возможности отсутствуют, модель имеет модификацию и может влиять деструктивно.
Вначале
необходимо определить сам термин «групповое
мышление». Он достаточно условен по
отношению к традиционному
Групповое мышление (термин употребляет Дж. Джанис) скорее относится к процессу принятия решения группой. Джанис отмечает феномен группового мышления в специально организованных для «делания» решений экспертных группах: в сфере политики, экономики, управления.22
Однако как действующий, практикующий тренер по тренингу я могу отметить наличие этого феномена и в лабораторных группах, т.е. группах обучения, группах тренинга. Правда, действия механизма группового мышления в деятельности групп можно наблюдать при определенных условиях. Таким образом, групповое мышление — реальный факт жизнедеятельности групп.
Основываясь на моделях группового мышления Джаниса, можно сформулировать феномен группового мышления как способ размышления и принятия решения, где главным является мотив, стремление к согласию с группой («стремление к совпадению, соответствию» — Джанис).
Джанис использует концепцию группового мышления для объяснения специфического вида патологии группы. Однако мы скорее имеем дело не с патологией группы, а с патологией решения: его ненадежностью, неадекватностью реальной ситуации. Это происходит от того, что стремление к единодушию и единообразию в группе выше, чем побуждение реалистично оценить альтернативные варианты действия. Групповое мышление имеет несколько главных условий возникновения в группе:23
1.
Высокая сплоченность («высокая
степень связанности») группы, которая
ведет к принятию одобренной
группой версии
Участники такой группы более восприимчивы к взаимному давлению. Последствием высокой связанности группы является сокращение конфликтов в группе, избегание столкновения альтернативных мнений. Группа не хочет «раскачивать лодку». Сама групповая сплоченность — естественный и закономерный групповой механизм. Однако высокий ее уровень может привести к принятию решений с низкой вероятностью успешных результатов.
2.
«Структурные недостатки»
-
групповая изоляция (изоляция группы,
изолированная группа), что приводит
членов группы к сознанию
-
наличие директивного лидера, который
ориентирует группу в выгодном
для него направлении при
-
однородность (гомогенность) группы, которая
развивается вследствие
- отсутствие ясных процедурных норм, особенности в ситуации напряжения или стресса.
3.
«Ситуационные провокационные
1. Формируется завышенная оценка власти (мощи) группы, что включает иллюзию неуязвимости и веры в групповую мораль.
2.
Члены группы получают
3.
Культивируется принуждение (
В культах модель группового мышления имеет модификации, проистекающие из целей культа: «культы не существуют прежде всего, чтобы принимать решения», т.е. принятие решений не является первичной целью культа. В отличие от «групп принятия решения», первичная цель которых состоит в «делании» высококачественных решений, цель культа — контроль сознания, который подразумевает власть не только над принятием решений членами культа, но и над мыслями и чувствами членов культа, над их личностью. 24
Модификации модели группового мышления в культе следующие:
1. Сплоченность членов группы в культе не спонтанна, а спланирована и реализуется манипулятивно лидерами культа. Харизматический лидер формирует вокруг себя преданную верхушку (элиту), которая и является «группой принятия решений», т.е. процесс принятия решения отчужден от рядовых членов культа. Стремление к принадлежности группе у участников культа поддерживается через процесс сурового испытания верности члена культа с использованием приемов «кнута и пряника». Культ становится центральным интересом жизни человека и единственным, первичным, необходимым источником межличностных связей членов культа.
2.
Структурные недостатки
3.
Спонтанные и проходящие
4.
Преждевременное согласие с
Модифицированная модель группового мышления — стартовый пункт, то которого можно идти к пониманию процесса принятия дефектных, опасных решений в пределах культа. Система испытаний, деиндивидуализация, восторженное соответствие создают условия для элиты, принимающей решения в культе, чтобы полностью контролировать условия принадлежности членов группе, верности ей. Эти условия облегчены тем, что рядовые члены культа не контролируют способы принятия решения элитой культа. Дефектные последствия группового мышления в недеструктивных группах можно минимизировать введением нескольких простых, но сильных способов, что практикуется нами при работе с группой, в частности в тренинге принятия решений:
Данные методы в культе невозможны, т.к. противоречат основному принципу влияния на личность: обману, манипулированию, способствующих некритичному отношению членов культа к принятию решений.
Механизмы влияния на личность в культе, основанные на групповых феноменах, проявляются том числе и в психотерапевтических культах. Причем, психотерапевтические группы могут являться деструктивными уже в силу специфики своего влияния на личность: именно групповые процессы — часто основной «инструмент» воздействия на участника группы для достижения им изменений (еще употребляются термины «трансформация», «продвижение», «реформирование»).
Также в программах используется принцип изоляции группы в пространстве (длительные выезды) или во времени (тренинги-марафоны), а также депривация физиологических потребностей (сна, отдыха, потребности в пище).
Последствия такого воздействия на личность в психотерапевтических группах часто приводит к тому, что, ценность и важность группы настолько возрастают по сравнению с собственной важностью участников, что они стремятся «принадлежать» группе и после окончания программы. Такое стремление «быть» в группе, следовать нормам этой группы, находясь в ней может быть сигналом деструктивности воздействия на личность в группе.
Кроме того, группу можно использовать в качестве совокупного консультанта по выходу из культа. Такие случаи описывает в своей практике К. Джиамбалво.25 В качестве группы используется: семья, знакомые, бывшие члены культа. Групповые механизмы воздействия на личность в культе вполне уместно нейтрализовать аналогичными групповыми механизмами «недеструктивного действия». Группа — это своеобразная «барокамера» при переходе человека из культа в реальность.
Прежде чем мы поставим точку в нашей курсовой работе, попытаемся обобщить и подытожить полученные данные. Вот те задачи, которые нам удалось выполнить в рамках курсовой:
1. Исследовали работы различных ученых по поводу отношения языка и мышления.
2. Описали механизмы, осуществляющие речевую и языковую деятельности.
3.
Описали наиболее вероятную, с
точки зрения выдающегося
4.
Показали различные точки
5.
Рассказали о точке зрения
по поводу того, что язык обуславливает
мышление (гипотеза Сепира - Уорфа),
а также привели возражения
представителей психологии и психолингвистики
(Выготский, Леонтьев).
Задаваясь целью обнаружения связи между
языком и мышлением, мы как в сказке Льюиса
Кэролла «Алиса в стране чудес», попали
в неизведанную страну. Какое бы явление,
касающееся языка и сознания, мы не взялись
объяснять, обнаруживало наличие нескольких
теорий, каждую из которых как трудно опровергнуть,
так и доказать. Однако все изученные нами
теории имеют и нечто общее. Все они говорят
о взаимозависимости мышления и языка.
Ни в одной из гипотез, с которыми нам пришлось столкнуться нет мысли о том, что мышление и язык - это две субстанции, существующие параллельно и не связанные друг с другом. В некоторых из вышеприведенных теорий наличествуют предположения о том, что мышление может существовать без языка. Но ни в одной из них нет указаний на то, что язык может существовать без мышления. Следовательно, мы можем сделать вывод, что, разнясь в оценке степени взаимного влияния мышления и языка, все вышеперечисленные исследователи едины в одном - разрозненные звуки становятся языком, только в том случае, если они исполняют функцию передачи (получения, отображения) информации носителем сознания (мышления).