Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 14:09, курсовая работа
На данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития все меньше. Почему это происходит? Даже, несмотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведения с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего.
Введение……………………………………………………………………….….……………...3
ГЛАВА I Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте………………………………………………………………..…………….....................6
1.1 Особенности старшего школьного возраста………………………………………...6
1.2 Профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте …………...12
1.3 выбор профессии в старшем школьном возрасте под влиянием товарищей…….16
ГЛАВА II Опытно-экспериментальные методики по профессиональной ориентации старшеклассников ……………………………………………………………………………...25
2.1 Опросник профессиональной готовности (ОПГ)……………………….................25
2.2 Профориентационные игры для старшеклассников………………………………33
Заключение……………………………………………………………………………………...38
Список литературы……………………………………………..................................................40
Приложения……………………………………………………………………………………..42
Появляется феномен, получивший в психологии название “ожидание общения”, выражающийся в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам. При этом существует высокая избирательность в дружеских привязанностях и максимальная требовательность в диаде.
Однако при ярко выраженном стремлении к общению с другим человеком главная потребность, которая удовлетворяется здесь, — поделиться собственными переживаниями. Интерес к переживаниям другого невелик. Отсюда — взаимная напряженность в отношениях, неудовлетворенность ими.
Отличительная особенность детей подросткового и юношеского возраста - это их тяга к общению со сверстниками и, как следствие этого, некоторая социально-психологическая изолированность от взрослых, сопровождающаяся образованием небольших замкнутых групп друзей, живущих автономной, обособленной жизнью.
Если родители либо педагоги не желают или не умеют понять новые стремления ребенка, он оправляется на поиск удовлетворяющих его отношений. Он находит их в среде сверстников. Здесь стремления старшеклассника к взрослости понятно остальным, это стремление признают и поддерживают. Здесь отыскиваются своеобразные пути приобщения к взрослости. И вот уже социально-моральное развитие его происходит преимущественно за пределами влияния семьи и школы.
В пору взросления возникают сложные отношения между двумя «системами общения» ребенка – со взрослыми и товарищами. В этих двух системах ребенок занимает принципиально разное положение. В отношениях со взрослыми он неравноправен, и этот факт отражен в «морали послушания», согласно которой он должен вести себя. Отношения же с товарищами – сверстниками – это отношения принципиального равенства. Они такие, какие существуют между взрослыми в мире взрослых. Они позволяют ребятам быть равноправными участниками всевозможных дел. Такое положение дел объясняет большой интерес к мнению товарищей по различным вопросам, в том числе и проблеме выбора профессии.
О нормах и правилах отношений с товарищами дети узнают достаточно рано, и узнают от самих взрослых. Об этом говорят им близкие, говорят воспитатели и учителя, этому посвящены детские книги, фильмы, передачи по радио и телевидению. В играх и совместных занятиях дети постепенно овладевают этими нормами. К началу подросткового периода складывается парадоксальная ситуация: отношения ребенка со сверстниками (и особенно с друзьями) строятся уже в соответствии с некоторыми важными нормами взрослой «морали равенства», а основой его отношения со взрослыми продолжает оставаться «мораль послушания». Возможные последствия этого таковы:
- общение-сотрудничество полнее проявляется именно в отношениях с товарищами (и, значит, отношения со взрослыми оказываются менее значимыми для становления личности, для развития взрослости);
- именно общение с товарищами, а не со взрослыми может приносить старшекласснику большее удовлетворение, стать субъективно более необходимым и значимым.
Общение со сверстниками имеет чрезвычайно важное значение для развития личности в этом возрасте еще и по следующим причинам.
Во-первых, общение со сверстниками — это специфический канал информации, по которому приходит соответствующее знание, не поставляемое родителями.
Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений, где совместная деятельность (игра, коммуникация, труд) вырабатывает необходимые навыки социального взаимодействия. Здесь учатся отстаивать свои права, осознавать обязанности, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где отношения принципиально строятся “на равных” и статус надо заслужить, человеку не удается выработать определенных “взрослых” качеств.
В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта, который дает ощущение благополучия и устойчивости, солидарности и взаимопомощи и потому облегчает процесс формирования личностной суверенности социально-психологической адаптации к миру взрослых! (И. С. Кон).
Общение со сверстниками удовлетворяет не только потребность в аффилиации (потребности в принадлежности общности, включенности в группу), но и потребность обособлении. Формируется феномен неприкосновенности своего личного пространства, выражаемого в стремлении “уединиться, помечтать, побродить по городу, а потом вернуться к ребятам”. В целом, общение юношей и девушек доброжелательно и избирательно, многим из них свойственна высокая комфортность в силу того, что неокрепшее “Я” нуждается в сильном “Мы”.
Наряду с развитием приятельских отношений со сверстниками в этом возрасте особую ценность приобретает понятие дружбы. Одной из главных функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности. Более того, дружба выступает как своеобразная форма психотерапии, эмоциональная поддержка, в результате которой укрепляются жизненные позиции. Типичным проявлением дружеской психотерапии являются телефонные разговоры. Этот пустой разговор психологически важнее любой содержательной беседы в данном возрасте.
Дружба старших школьников, как показали исследования И. В. Страхова и А. Л. Шнирмана, отличается от дружбы в подростковом возрасте некоторыми особенностями. Во-первых, мотивы дружбы более глубокие. К самой дружбе предъявляются более высокие требования: откровенность, взаимное доверие, отзывчивость, верность, готовность к постоянной помощи, наличие совместных интересов, стремления к совместной деятельности; требования идейной общности и принципиальности, что проявляется в совместных мечтах о будущем, в отношении к учебной работе, в помощи друг другу при исправлении недостатков, во взаимном уважении, взаимопонимании.
Во-вторых, это чувство более содержательно, охватывает весьма широкий круг интересов и деятельности.
В-третьих, дружба более эмоциональна: не только в смысле эмоциональной близости друзей, но и в смысле способности к сопереживанию, т. е. способности откликаться на чувства, переживаемые другом. Дружба старших школьников отличается большей устойчивостью. Дружеские отношения, возникшие в юношеские годы, часто продолжаются всю жизнь. Школьники старших классов проявляют особенный интерес к характерологическим чертам друзей, к их духовному облику.
Товарищеские отношения способствуют сплочению коллектива, поднимают его жизненный тонус, формируют лучшие качества коллективиста. Одно сознание, что рядом товарищ, помогает преодолевать трудности.
Огромное влияние на развитие старшего школьника оказывает коллектив сверстников, будь то школьный класс, просто дружеская компания. Однако это не снижает у старших школьников потребности в общении со взрослыми. Напротив, поиски общения со взрослыми у них даже выше, чем в другие возрастные периоды. Стремление иметь взрослого друга объясняется тем, что решить вставшие проблемы самосознания и самоопределения самому бывает очень трудно. Эти вопросы живо обсуждаются в кругу ровесников, но польза такого обсуждения относительна: жизненный опыт мал, и тогда на помощь приходит опыт взрослых.
Через общения организуемое со сверстниками, подростки и юноши усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Пробуя себя в контактах друг с другом, в совместных делах, в различных ролях, они усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями. Общение в этом возрасте является важнейшей школой самовоспитания, которому подростки и юноши уделяют большое внимание.
В ранней юности многие в большей или меньшей степени заняты самообразованием. В каждом классе есть свои специалисты по разным вопросам. Они авторитетны для одноклассников, к ним обращаются за консультациями, просят быть арбитрами в споре. Неудивительно, что мнение какого, пользующегося авторитетом товарища подчас становится решающим в выборе профессии. Его взгляды яснее и понятнее, а степень доверия к его мнению гораздо выше, чем к мнению взрослого человека.
Еще в младшем подростковом возрасте многие начинают своеобразно сочетать игру, самовоспитание и самообразование. Мечта об определенной профессии воплощается, с одной стороны, в содержании любимых игр, в тех ролях, которые берет на себя подросток, играя. С другой стороны, эта мечта определяет круг интересов подростка, побуждает его приобретать определенные знания, умения, качества. Друзья, как правило, заражаются общей идеей и через игру строят планы на будущее, представляя себя специалистами той или иной профессии. Игра постепенно отступает на второй план, мечта о профессии ищет новое, неигровое воплощение.
Нередко юноша, у которого интересы и любимые занятия связаны с планами на будущее, работает (дома, в кружке) много и упорно, он выходит за пределы заданий руководителя (если занимается в кружке), критически относится к результатам своей работы, переделывает одно и то же несколько раз, стремиться сделать лучше, ставит перед собой все новые и новые задачи – более близкие и более далекие. Так появляется «цепочка целей». Некоторые ребята способны спланировать свою собственную деятельность на год-два вперед или даже вплоть до окончания школы.
Чем определеннее и устойчивее представление школьника о будущей профессии, тем раньше происходит разделение знаний на нужные и ненужные, важные и неважные, тем оно отчетливее. И время на усвоение знаний отводится теперь в соответствии с таким разделением.
Когда школьник занят серьезным делом, когда он увлечен какой-либо областью знания, он неизбежно начинает искать товарищей, у которых были бы сходные интересы. Да и сам он делается привлекательным для сверстников – кто-то из них тоже ведь ищет «родственную душу». Дружба, возникающая на такой основе, обогащает, как правило, интересы и знания обоих школьников. В данном случае, выбор профессии под влиянием друга вполне закономерен и есть высокая вероятность, что этот выбор будет удачным.
Иногда общение с товарищем настолько привлекательно, что школьник начинает заниматься делом, которое раньше его не интересовало, да и сейчас тоже, в общем, не занимает. Однако со временем он уже может увлечься этим делом всерьез. Поэтому общение с товарищами – это источник возникновения новых интересов, которые могут перерасти в профессиональные. Ребята стремятся к сотрудничеству в разных делах, поручениях, которые даны одному, часто выполняются вместе. Школьники очень ценят желание и умение другого быть настоящим сотоварищем в любом деле, ценят умение хорошо работать вместе.
Идеал дружбы – «всегда и все вместе, все пополам!». Под этим разумеется не только то, что нормы товарищеских и дружеских отношений соблюдаются абсолютно, без каких бы то ни было изъятий, но и то, что один как бы проникается жизнью другого, содействует ему во всем и во всем сотрудничает с ним. Исходя из этих идеалов дружбы, легко понять стремление товарищей совместно выбрать учебное заведение и профессию, чтобы и в будущем быть вместе.
Дружеские отношения поднимаются на новый, более высокий уровень, когда товарищи от слов переходят к делу, когда они начинают совместными усилиями воплощать в жизнь общие (и значимые одновременно для каждого) цели и задачи, связанные с подготовкой к будущей профессии, самовоспитанием, самообразованием: вместе овладевают умениями (в кружках, спортивных секциях или сами по себе), вместе развивают в себе разные ценные качества (силу, смелость, стойкость) – и не просто вместе, а помогая друг другу. Такая дружба самая ценная для развития личности.
В выборе профессии старшие школьники часто попадают под влияние товарищей. В рамках новосибирского исследования В.В.Шубкина был особый раздел под названием «Цена пророков». Суть его состояла в том, что весной перед окончанием школы, десятиклассников опрашивали, каким они видят свое ближайшее будущее, какую профессию изберут, где будут работать или учиться и т.д. Те же вопросы задавали одноклассникам (каждый давал прогноз о каждом), учителям и родителям. Через полгода, осенью, социологи выяснили, как фактически сложилась судьба выпускников, и подсчитали, сколько очков «выбила» каждая группа «пророков»: сами выпускники, их одноклассники, учителя и родители. Наиболее точными были предсказания одноклассников. Учителя, как и родители, оказались неважными «пророками».
Сходная ситуация прослеживалась и в данных исследований Н. О. Сипачева, среди школьников, осуществляющих выбор будущей профессии к моменту окончания школы, наибольшее влияние на их выбор оказали друзья, а влияние родителей, центров профориентации и школы было значительно меньше.
По данным исследований Е.А. Климова, выбор профессии под влиянием товарищей за компанию, является ошибочным. Автор утверждает, что не следует спешить слепо следовать за лучшими друзьями. Ведь если для друга Васи, парня рискованного и решительного, профессия спасателя вполне подходит, то для вас, куда более осторожного и рассудительного, она может стать настоящей пыткой. Профессию, как и одежду, надо выбирать по своему «вкусу» и «размеру».
В любом случае, выбор профессии слишком серьезное и жизненно важное решение, в котором не должно быть ошибок и случайностей. Поэтому взрослые (старшие члены семьи и педагоги) должны оказать всяческую помощь, теоретическую и практическую, в принятии решения о выборе профессии. Однако нужно помнить, что эта помощь должна быть деликатной и тактичной.
ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАСНИКОВ
2.1 Опросник профессиональной готовности (ОПГ)
В основу данного опросника положен принцип самооценки учащимися одновременно своих возможностей в реализации определенных, задаваемых опросником, умений (учебных, творческих, трудовых, социальных и т.д.), своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии.
Информация о работе Влияние товарищей на выбор профессии старшеклассников