Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 19:36, доклад
Важное значение в возникновении у детей игры особого родатеатрализованной имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удоволетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре; детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей.
«Влияние театрализованной игры на формирование
личностных компетенций
ребенка-дошкольника»
Коретникова Ирина Викторовна,
воспитатель МОУ ЦРР
д/сад №53 «Ёлочка»
г. Тамбов
Важное значение
в возникновении у детей игры
особого родатеатрализованной имеет
сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной
игры состоит в том, что со временем дети
уже не удоволетворяются в своих играх
только изображением деятельности взрослых,
их начинают увлекать игры, навеянные
литературными произведениями (на героическую,
трудовую, историческую тематику). Такие
игры являются переходными, в них присутствуют
элементы драматизации, но текст используется
здесь более свободно, чем в театрализованной
игре; детей больше увлекает сам сюжет,
его правдивое изображение, чем выразительность
исполняемых ролей.
Таким образом,
именно сюжетно-ролевая игра является
своеобразным плацдармом, на котором
получает свое дальнейшее развитие театрализованная
игра.
Оба вида игры развиваются
параллельно, но с\р игра достигает
своего пика у детей 5-6 лет, а театрализованнаяу
детей 6-7 лет.
Исследователи
отмечают близость с\р и театрализованной
игры. В с\р игре дети отражают впечатления,
полученные из жизни, а в театрализованной
игреиз готового источника (литературно-художественного).
В с\р игре инициатива детей направлена
на создание сюжета, а в театрализованнойна
выразительность разыгрываемых ролей.
Деятельность детей в с\р игре является
ориентировочной и не может быть представлена
для показа зрителю, а в театрализованной
игре действие может быть показано зрителю:
детям, родителям.
Не секрет, что
многие дети страдают от неустойчивого
внимания, испытывают трудности при
ориентировке в пространстве, у них
недостаточно развита познавательная
деятельность, наблюдается нарушение
грамматического строя речи, недостаточность
фонетико-фонематического восприятия,
незрелость эмоционально-волевой сферы.
Дети, склонные
к тормозным процессам, проявляют
в игре робость, скованность, быструю
утомляемость. Детям с повышенной
возбудимостью не хватает внимания,
сосредоточенности.
И, как показывают
практические наблюдения, особая роль
в повышении умственной активности,
совершенствовании речевых
Для успешного
формирования творческой активности детей
в театрализованной деятельности необходимо
соблюдать ряд условий:
* приобщать детей
к театральному искусству,
Чередование просмотров
спектаклей кукольного и драматического
театров позволяют детям осваивать законы
жанра. Накопленные впечатления помогают
им при разыгрывании простейших ролей,
постижении азов перевоплощения. Осваивая
способы действий, ребенок начинает все
более свободно чувствовать себя в творческой
игре.
* Педагог должен
осознанно выбирать
* Огромную роль
в осмыслении познавательного и эмоционального
материала играют иллюстрации.
При рассматривании
иллюстраций особое внимание необходимо
уделять анализу эмоционального
состояния персонажей, изображенных
на картинах. («Что с ним? Почему он плачет?»
и т. д. )
При организации
игр можно использовать фланелеграф
(особенно на начальных этапах). Так,
особенно эффективно использовать фланелеграф
для составления сезонных сказок:
например, на небе появилась тучка,
из нее сыплются сестрички-снежинки,
они покрывают землю белым пушистым
покрывалом. Можно использовать настольный
театр кукол, в котором четко фиксируются
различные ситуации. Особенно много сценок
можно разыграть с куклами бибабо.
* Необходимо
предоставлять детям
* Учиться творчеству
можно только при поддержке
взрослых, в том числе и родителей.
Рекомендуемые
формы работы с родителями: проведение
досугов, тематических вечеров «Любимые
сказки», «Театральные встречи», бесед,
консультаций, домашнее сочинение сказок
и различных историй и их разыгрывание,
совместное изготовление атрибутов, костюмов.
Социально-психологические
особенности детей дошкольного возраста
включают стремление участвовать в совместной
деятельности со сверстниками и взрослыми,
а так же время от времени возникающюю
потребность в уединении. Поэтому в каждой
возрастной группе должна быть оборудована
театральная зона или уголок сказки, а
так же «тихий уголок», в котором ребенок
может побыть один и «порепетировать»
какую-либо роль перед зеркалом или еще
раз посмотреть иллюстрации и т. д.
В группе для
детей 2-4 лет должен быть уголок ряжения
и игрушки-животные для театрализации
сказок. В группе детей 5-7 лет более широко
должны быть представлены виды театров,
а так же разнообразные материалы для
изготовления атрибутов к спектаклям.
В целях учета поло-ролевых особенностей
детей оборудование зоны для театрализованной
деятельности должны отвечать интересам
как мальчиков, так и девочек.
Театрализованная
деятельность выполняет одновременно
познавательную, воспитательную и развивающую
функцию.
Участвую в
театрализованных играх, дети познают
окружающий мир, становятся участниками
событий из жизни людей, животных растений.
Тематика театрализованных игр может
быть разнообразной.
Воспитательное
значение театрализованных игр состоит
в формировании уважительного отношения
детей друг к другу, развитии коллективизма.
Особенно важны нравственные уроки сказок-игр,
которые дети получают в результате совместного
анализа каждой игры.
В театрализованных
играх развивается творческая активность
детей. Детям становится интересно,
когда они не только говорят, но и
действуют как сказочные герои.
Полезно использовать
любые моменты в жизни группы
для упражнений в различном интонировании
слов (радостно, удивленно, грустно, тихо,
громко, быстро и т. д. ) Так у детей
развивается мелодико-
В театрализованной
игре дети имитируют движения персонажей,
при этом совершенствуется их координация,
вырабатывается чувство ритма. А движения
в свою очередь повышают активность рече-двигательного
анализатора, «балансируют» процессы
возбуждения и торможения.
От игры к игре нарастает
активность детей, они запоминают текст,
перевоплощаются, входят в образ, овладевают
средствами выразительности. Дети начинают
чувствовать ответственность за успех
игры.
Итак, театрализованная
игра - один из самых эффективных
способов воздействия на ребенка, в котором
наиболее ярко проявляется принцип обучения:
учить играя!
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;
Происходит развитие различных анализаторов;
Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
Развивается эмоционально-волевая сфера;
Происходит коррекция поведения;
Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их