Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 19:36, доклад

Описание работы

Важное значение в возникновении у детей игры особого родатеатрализованной имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удоволетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре; детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей.

Работа содержит 1 файл

Влияние театрализованной игры на формирование.doc

— 37.50 Кб (Скачать)
 

«Влияние театрализованной игры на формирование

личностных компетенций  ребенка-дошкольника» 

Коретникова Ирина  Викторовна,

воспитатель МОУ  ЦРР

д/сад №53 «Ёлочка» г. Тамбов 

Важное значение в возникновении у детей игры особого родатеатрализованной имеет  сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удоволетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре; детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей. 

Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором  получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра. 

Оба вида игры развиваются  параллельно, но с\р игра достигает  своего пика у детей 5-6 лет, а театрализованнаяу детей 6-7 лет. 

Исследователи отмечают близость с\р и театрализованной игры. В с\р игре дети отражают впечатления, полученные из жизни, а в театрализованной игреиз готового источника (литературно-художественного). В с\р игре инициатива детей направлена на создание сюжета, а в театрализованнойна выразительность разыгрываемых ролей. Деятельность детей в с\р игре является ориентировочной и не может быть представлена для показа зрителю, а в театрализованной игре действие может быть показано зрителю: детям, родителям. 

Не секрет, что  многие дети страдают от неустойчивого  внимания, испытывают трудности при  ориентировке в пространстве, у них  недостаточно развита познавательная деятельность, наблюдается нарушение  грамматического строя речи, недостаточность фонетико-фонематического восприятия, незрелость эмоционально-волевой сферы. 

Дети, склонные к тормозным процессам, проявляют  в игре робость, скованность, быструю  утомляемость. Детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания, сосредоточенности. 

И, как показывают практические наблюдения, особая роль в повышении умственной активности, совершенствовании речевых навыков, развитии психических процессов, повышении  эмоциональной активности принадлежит  театрализованным играм. 

Для успешного  формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий: 

* приобщать детей  к театральному искусству, начиная  с просмотров спектаклей в  исполнении взрослых. 

Чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяют детям осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре. 

* Педагог должен  осознанно выбирать художественное  произведение для работы. Вначале  воспитателю необходимо выразительно  прочитать произведение, а затем  провести по нему беседу, поясняющую  и выясняющую понимание не  только содержания, но и отдельных  средств выразительности. Чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее должно быть чтение, направленное на артистичность, искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для детей образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. 

* Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации. 

При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинах. («Что с ним? Почему он плачет?» и т. д. ) 

При организации  игр можно использовать фланелеграф (особенно на начальных этапах). Так, особенно эффективно использовать фланелеграф  для составления сезонных сказок: например, на небе появилась тучка, из нее сыплются сестрички-снежинки, они покрывают землю белым пушистым покрывалом. Можно использовать настольный театр кукол, в котором четко фиксируются различные ситуации. Особенно много сценок можно разыграть с куклами бибабо. 

* Необходимо  предоставлять детям возможность  самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и  оформлении своих авторских сюжетов). 

* Учиться творчеству  можно только при поддержке  взрослых, в том числе и родителей. 

Рекомендуемые формы работы с родителями: проведение досугов, тематических вечеров «Любимые сказки», «Театральные встречи», бесед, консультаций, домашнее сочинение сказок и различных историй и их разыгрывание, совместное изготовление атрибутов, костюмов. 

Социально-психологические  особенности детей дошкольного возраста включают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающюю потребность в уединении. Поэтому в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а так же «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации и т. д. 

В группе для  детей 2-4 лет должен быть уголок ряжения  и игрушки-животные для театрализации сказок. В группе детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, а так же разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям. В целях учета поло-ролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности должны отвечать интересам как мальчиков, так и девочек. 

Театрализованная  деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую  функцию. 

Участвую в  театрализованных играх, дети познают  окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной. 

Воспитательное  значение театрализованных игр состоит  в формировании уважительного отношения  детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. 

В театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и  действуют как сказочные герои. 

Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании  слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро и т. д. ) Так у детей  развивается мелодико-интонационная  выразительность, плавность речи. 

В театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность рече-двигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. 

От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры. 

Итак, театрализованная игра - один из самых эффективных  способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя! 

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие  выводы:

В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются  знания детей об окружающем мире;

Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;

Происходит развитие различных анализаторов;

Активизируется  и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.

Совершенствуется  моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

Развивается эмоционально-волевая  сфера;

Происходит коррекция  поведения;

Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их

Информация о работе Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника