Влияние развивающих игр на познавательное и личностное развитие детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение влияния развивающих игр на познавательное и личностное развитие дошкольника. Исходя из этого задачами данной работы являются:
Изучить и проанализировать психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
Охарактеризовать особенности развития познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста
Изучить понятие игры и ее виды, влияние игры на формирование личности
Определить специфику игры детей дошкольного возраста в процессе формирования элементарных математических представлений

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Характеристика познавательного развития в дошкольном возрасте
2. Развитие личности детей дошкольного возраста
3. Понятие игры и ее виды
4. Значение игры в формирование личности
5. Специфика игры детей дошкольного возраста в процессе формирования элементарных математических представлений
6. Сущность и особенности развивающих игр
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

влияние развивающих игр на познавательное и личностное развитие детей.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

Содержание понятия «личность» в отечественной психологии основано на принципе, сформулированном Л.С. Выготским: принцип единства аффекта и интеллекта. Целостная структура личности определяется направленностью и активностью, характеризуя строение мотивационной сферы человека.

Развитие личности ребенка  включает две стороны. Одна из них  состоит в том, что ребенок  постепенно начинает понимать своё место  в окружающем мире. Другая сторона  — развитие чувств и воли. Они  обеспечивают соподчинение мотивов, устойчивость поведения.

У дошкольников развитие личности прослеживается в формировании самосознания, которое состоит из знаний ребёнка о себе, своём месте  в реальной жизни и способности  оценить собственные поступки, действия по сравнению с другими. В старшем  дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка. В период дошкольного детства происходят существенные изменения в личностном развитии, что отражается:

- в перестройке мотивационной  стороны психической деятельности, проявляющейся в преобладании познавательных и социальных мотивов.

- в формировании социальной  позиции, навыков саморегуляции  и произвольности.

-в  формировании  самостоятельности в практической  и познавательной деятельности.

- в способности адаптации  к изменяющимся условиям.

О развитии личности ребенка  можно судить по изменениям во всей структуре психической деятельности, по смене ведущей деятельности, по изменению активности и появлению  основных новообразований личности.

Развитие ребенка и  его личности, по Л.С. Выготскому, идет по линии осознаннности и произвольности в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми и со сверстниками. Таким образом, личность понималась Л.С. Выготским как осознание себя и отношений к себе как к физическому, духовному и общественному существу.

Базисные характеристики личности в дошкольном детстве складываются не одновременно и находятся в  постоянном изменении. На каждом этапе  они имеют свою специфику и  требуют создания особых условий  для полноценного развития. При отсутствии своевременного возникновения новообразований личности у ребенка могут в дальнейшей его жизни появиться серьезные деформации в поведении.

Основными психологическими новообразованиями личности детей  старшего дошкольного возраста являются:

1. Произвольность — это управление своим поведением в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами, одна из форм волевого поведения, новая качественная характеристика саморегуляции поведения и деятельности ребенка.

2. Соподчинение мотивов.  В деятельности ребенка возникает умение выделять основной мотив и подчинять ему целую систему действий, доминирование мотивов достижения успеха над внешними ситуативными мотивами.

3. Самостоятельность  — качество личности, своеобразная  форма ее активности, отражающая  актуальный уровень развития ребенка. Она обеспечивает независимую постановку и решение проблем, возникающих перед ребенком в повседневном поведении и деятельности.

4. Креативность — способность  к творчеству. К показателям креативности  относятся: оригинальность, вариативность, гибкость мышления. Развитие креативности зависит от уровня развития когнитивной сферы (восприятия, мышления, памяти, воображения), произвольности деятельности и поведения, а также информированности ребёнка в окружающей действительности.

5. Изменения в самосознании и адекватная самооценка. Самосознание — это интегральное образование личности, результат развития самостоятельности, инициативности, произвольности. У детей в период дошкольного детства проявляется способность к конструктивным взаимодействиям с окружающими, что приводит к появлению адекватной самооценки и осознанию своего места в окружающем мире по отношению к сверстникам и реальной действительности.

Старший дошкольный возраст  является решающим в процессе становления  личности. В старшем дошкольном возрасте идет интенсивная амплификация базовых составляющих психического развития, в процессе которой складывается ведущее личностное образование — детская компетентность.

Дошкольный возраст  — это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Соподчинение мотивов приводит к овладению детьми новыми мотивами деятельности, появляются доминирующие ценностные установки, изменяется характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Ребёнок способен оценить себя по отношению к окружающему миру в соответствии с нормами и правилами общества. Развитыми личностными новообразованиями детей старшего дошкольного возраста являются произвольность, креативность, детская компетентность, становление нравственной позиции и возникновение обобщённо-интеллектуального переживания.

 

  1. Понятие игры и ее виды

 

Игра – одно из замечательных  явлений жизни, деятельность полезная и вместе с тем необходимая. Игра как жизненное явление оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли. Различные исследователи и мыслители нагромождают одну теорию игры на другую – К. Гросс, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, К. Бюлер, 3. Фрейд и другие. Каждая из них отражает одно из проявлений многогранного и разнообразного явления игры, которые своеобразно отражают подлинную ее сущность. В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что:  она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

1) свободная развивающая  деятельность, предпринимаемая лишь  по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата (процедурное удовольствие);

2) творческий, значительно  импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

3) эмоциональная приподнятость  деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

4) наличие прямых или  косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Различаются следующие  виды игр:

- Сюжетно-ролевые игры

- игры с правилами

     Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Разновидностью сюжетно-ролевых игр являются игры-драматизации и строительные.

     Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

- Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).

- Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).

- Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.)

- Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т.д.

    В  структуре ролевой игры выделяют  компоненты:

- роли, которые исполняют дети в процессе игры;

- игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;

- игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.

-отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.

В первые годы жизни при  обучающем воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Первый такой этап – ознакомительная игра. Относится  к возрасту ребенка – 1 год. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы.

На втором этапе (рубеж 1 и 2 года жизни ребенка) появляется отобразительная игра, в которой  действия ребенка направлены на выявление  специфических свойств предмета и на достижение с его помощью  определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое назначение.

Третий этап развития игры относится к концу второго  – началу третьего года жизни. Формируется  сюжетно-отобразительная игра, в  которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу).

Четвертый этап (с 3 до 7 лет) – собственная ролевая игра.

     Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. Эти игры могут быть кратковременными и длительными. 
     Психолог Д. Б. Эльконин говорит, что «ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых».

Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается  в том, что они воспроизводят  те или иные явления, действия, отношения  активно и своеобразно. Своеобразие  обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.       
      Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребенок удовлетворяет через игровые действия. 
        Психолог А. В. Запорожец писал: «Игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков».

В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения  и отражения фактов и явлений  окружающей жизни огромная роль принадлежит  воображению. Именно силою воображения  создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей.

В сюжетно-ролевых играх отчётливо  выступает оптимистический, жизнеутверждающий  характер, самые трудные дела в  них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.

Игра  драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста.

В играх-драматизациях  содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п. Они сходны с сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

Чаще всего основой  игр - драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.

С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Для развёртывания игр - драматизаций необходимы: возбуждение  и развитие интереса к ним у  детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.п. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей.

Руководство воспитателя  заключается  в том, что он, прежде всего подбирает произведения, имеющие  воспитательное значение, сюжет которых  детям нетрудно усвоить и превратить в игру - драматизацию.

Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных  черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности  при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз, за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.

Информация о работе Влияние развивающих игр на познавательное и личностное развитие детей