Влияние коллектива на личность (На примере идей Макаренко, Ушинского, Сухомлинского, Песталоцци и др. )

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 02:21, реферат

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть процесс формирования личностных качеств в коллективе.
Задачи работы:
- изучить психолого – педагогические основы взаимодействия коллектива и личности;
- показать процесс воспитания личности в коллективе;
- описать формирования коммуникативных личностных качеств

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Роль детского коллектива в развитии личности………………………4
2. Включенность личности в коллектив………………………………….6
3. Формирование коммуникативных качеств личности………………..15
Заключение……………………………………………………………...…18
Литература…………………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

педагогика.doc

— 102.50 Кб (Скачать)
">Индивидуальные разговоры — это личная внутренняя подготовка ребенка к самостоятельной деятельности. Если ребенку необхо­димо, он может задать уточняющий вопрос, высказаться по поводу выполнения задания. Девиз гостевого метода во II классе: «Умеешь сам, научи другого». Дети уже могут опреде­лить знатока, который действительно может помочь по отдельным предметам,

Основное в работе с третьеклассника­ми — создавать и поддерживать проблемны­ми вопросами ситуации поиска, закреплять стремление искать, познавать, действовать самостоятельно. Для педагогов тут глав­ное — уметь держать паузу.

С помощью делового общения дети могут организовать работу между классами, группа­ми дошкольников во время совместных пра­здников, соревнований, уроков, олимпиад; могут выступить учащими детей младших классов и дошкольников, что свидетельствует о становлении учебной деятельности.

Игры в III классе носят творческий ха­рактер: дети сами их придумывают, органи­зовывают и четко контролируют выполне­ние правил.

К окончанию III класса  дети в основном овладели навыками конст­руктивного общения. У них сформирова­лась личностная позиция: могут высказать и доказать свою точку зрения, могут уважи­тельно отнестись к мнению другого, подчи­нить свое мнение мнению товарищей, они готовы к самостоятельной деятельности.[8]

Заключение

В советской школе была принята концепция кол­лективистского воспитания, суть которой в следую­щем. В социалистическом обществе людей связывают подлинно коллективистские отношения, поскольку у них общая собственность, социальные идеалы и дея­тельность. Солидарность трудящихся и коллективизм являются идеологией социалистического общества, принципом жизни. Коллектив выступает как средство достижения свободы развития личности.

На этом в педагогике обосновывается принцип воспитания в коллективе и через коллектив, согласно которому коллектив учеников является средством вос­питания личности. Создателями и разработчиками пе­дагогической теории коллектива были А. Макаренко, Н. Крупская, позднее В.А. Сухомлинский и др.

В современном развитом мире действует другой принцип — индивидуального успеха и конкуренции, хотя при этом предполагается социальное и психоло­гическое взаимодействие людей. На Западе в рамках социологии и социальной психологии глубоко разрабо­тана теория и практика межличностных отношений, внутригруппового взаимодействия. В России в связи с изменяющимися социальными условиями может изме­ниться коллективистская концепция в педагогике. До сих пор коллективизм вызывал споры и взаимную критику социалистического и западного мира. В новых ус­ловиях отечественная теория коллективистского воспи­тания должна отражать социально-педагогическую ре­альность. Воспитание следует разрабатывать не столько на принципе коллективизма, в основе которого лежит социалистическая идеология, сколько на принципе межличностного и межгруппового взаимодействия, опираясь на данные социальной психологии.

В этом определении есть четыре признака коллек­тива воспитанников, указанные еще А. Макаренко: на­личие социально значимых целей и деятельности, ор­ганов самоуправления и коллективистские отношения. В психологии группы различаются по разными при­знакам. Для педагогики имеет значение деление групп по уровню развития: диффузные группы, ассоциации, корпорации, коллективы, - и по размеру: большие, малые. А. Макаренко выделял первичные коллективы 10—15 человек, находящихся в непосредственном кон­такте, и общешкольные коллективы. В теории групп важно знать понятие «группообразование», его вариант «коллективообразование», превращение группы в кол­лектив, а также «коллективистское самоопределение» — отношение к группе через групповые идеалы, нормы, ценности.

Отношения в коллективе строятся, по А. Ма­каренко, на принципе ответственной зависимости.

Поэтому теорию и методику коллективного воспи­тания следует видеть в исторической перспективе. На­ряду с развитием коллективистских отношений учите­лю следует заниматься индивидуальным воспитанием и формировать у детей психологические знания и уме­ния взаимодействовать, эмпатию, культуруобщения, взаимоуважение, культуру межличностных отношений. Для этого нужно использовать не только педагогические методы, но и психологические, психотерапевтиче­ские методики: ролевые игры, анализ ситуаций, груп­повые дискуссии. Такой подход обогащает теорию коллектива и снижает негативный эффект коллектив­ного воспитания, проявляющийся при его догматизации.

 

 

Литература

 

1. Ганелин Ш.И. Зинченко Н.С. Кирпичникова Е.Н. История педагогики и современность. Л., 1970

2.  Сухомлинский В.А.Избранные педагогические сочинения в т.3 т./В. А.Сухомлинский , - М.,1979

3. Лихачев Б.Т.Педагогика./Б. Т. Лихачев – М,1993

4. Капотов В.М. Введение в общую теорию развития личности./В. М.Капотов -  М., 1991.

5. Выготский Л.С Этюды по истории поведения./Л. С. Выготский -  М., 1993.

 

 

 

 

 

2

 



[1] Ганелин Ш.И. Зинченко Н.С. Кирпичникова Е.Н. История педагогики и современность. Л., 1970

[2] Сухомлинский В.А.Избранные педагогические сочинения в т.3 т./В. А.Сухомлинский , - М.,1979.

[3] Лихачев Б.Т.Педагогика./Б. Т. Лихачев – М,1993

[4] Капотов В.М. Введение в общую теорию развития личности./В. М.Капотов -  М., 1991.

[5] Выготский Л.С Этюды по истории поведения./Л. С. Выготский -  М., 1993.

[6]  Ганелин Ш.И. Зинченко Н.С. Кирпичникова Е.Н. История педагогики и современность. Л., 1970

 

[7] Лихачев Б.Т.Педагогика./Б. Т. Лихачев – М,1993

 

[8] Выготский Л.С Этюды по истории поведения./Л. С. Выготский -  М., 1993.


Информация о работе Влияние коллектива на личность (На примере идей Макаренко, Ушинского, Сухомлинского, Песталоцци и др. )