Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 02:21, реферат
Цель данной работы – рассмотреть процесс формирования личностных качеств в коллективе.
Задачи работы:
- изучить психолого – педагогические основы взаимодействия коллектива и личности;
- показать процесс воспитания личности в коллективе;
- описать формирования коммуникативных личностных качеств
Введение……………………………………………………………………3
1. Роль детского коллектива в развитии личности………………………4
2. Включенность личности в коллектив………………………………….6
3. Формирование коммуникативных качеств личности………………..15
Заключение……………………………………………………………...…18
Литература…………………………………………………………………20
Основное в работе с третьеклассниками — создавать и поддерживать проблемными вопросами ситуации поиска, закреплять стремление искать, познавать, действовать самостоятельно. Для педагогов тут главное — уметь держать паузу.
С помощью делового общения дети могут организовать работу между классами, группами дошкольников во время совместных праздников, соревнований, уроков, олимпиад; могут выступить учащими детей младших классов и дошкольников, что свидетельствует о становлении учебной деятельности.
Игры в III классе носят творческий характер: дети сами их придумывают, организовывают и четко контролируют выполнение правил.
К окончанию III класса дети в основном овладели навыками конструктивного общения. У них сформировалась личностная позиция: могут высказать и доказать свою точку зрения, могут уважительно отнестись к мнению другого, подчинить свое мнение мнению товарищей, они готовы к самостоятельной деятельности.[8]
Заключение
В советской школе была принята концепция коллективистского воспитания, суть которой в следующем. В социалистическом обществе людей связывают подлинно коллективистские отношения, поскольку у них общая собственность, социальные идеалы и деятельность. Солидарность трудящихся и коллективизм являются идеологией социалистического общества, принципом жизни. Коллектив выступает как средство достижения свободы развития личности.
На этом в педагогике обосновывается принцип воспитания в коллективе и через коллектив, согласно которому коллектив учеников является средством воспитания личности. Создателями и разработчиками педагогической теории коллектива были А. Макаренко, Н. Крупская, позднее В.А. Сухомлинский и др.
В современном развитом мире действует другой принцип — индивидуального успеха и конкуренции, хотя при этом предполагается социальное и психологическое взаимодействие людей. На Западе в рамках социологии и социальной психологии глубоко разработана теория и практика межличностных отношений, внутригруппового взаимодействия. В России в связи с изменяющимися социальными условиями может измениться коллективистская концепция в педагогике. До сих пор коллективизм вызывал споры и взаимную критику социалистического и западного мира. В новых условиях отечественная теория коллективистского воспитания должна отражать социально-педагогическую реальность. Воспитание следует разрабатывать не столько на принципе коллективизма, в основе которого лежит социалистическая идеология, сколько на принципе межличностного и межгруппового взаимодействия, опираясь на данные социальной психологии.
В этом определении есть четыре признака коллектива воспитанников, указанные еще А. Макаренко: наличие социально значимых целей и деятельности, органов самоуправления и коллективистские отношения. В психологии группы различаются по разными признакам. Для педагогики имеет значение деление групп по уровню развития: диффузные группы, ассоциации, корпорации, коллективы, - и по размеру: большие, малые. А. Макаренко выделял первичные коллективы 10—15 человек, находящихся в непосредственном контакте, и общешкольные коллективы. В теории групп важно знать понятие «группообразование», его вариант «коллективообразование», превращение группы в коллектив, а также «коллективистское самоопределение» — отношение к группе через групповые идеалы, нормы, ценности.
Отношения в коллективе строятся, по А. Макаренко, на принципе ответственной зависимости.
Поэтому теорию и методику коллективного воспитания следует видеть в исторической перспективе. Наряду с развитием коллективистских отношений учителю следует заниматься индивидуальным воспитанием и формировать у детей психологические знания и умения взаимодействовать, эмпатию, культуруобщения, взаимоуважение, культуру межличностных отношений. Для этого нужно использовать не только педагогические методы, но и психологические, психотерапевтические методики: ролевые игры, анализ ситуаций, групповые дискуссии. Такой подход обогащает теорию коллектива и снижает негативный эффект коллективного воспитания, проявляющийся при его догматизации.
Литература
1. Ганелин Ш.И. Зинченко Н.С. Кирпичникова Е.Н. История педагогики и современность. Л., 1970
2. Сухомлинский В.А.Избранные педагогические сочинения в т.3 т./В. А.Сухомлинский , - М.,1979
3. Лихачев Б.Т.Педагогика./Б. Т. Лихачев – М,1993
4. Капотов В.М. Введение в общую теорию развития личности./В. М.Капотов - М., 1991.
5. Выготский Л.С Этюды по истории поведения./Л. С. Выготский - М., 1993.
2
[1] Ганелин Ш.И. Зинченко Н.С. Кирпичникова Е.Н. История педагогики и современность. Л., 1970
[2] Сухомлинский В.А.Избранные педагогические сочинения в т.3 т./В. А.Сухомлинский , - М.,1979.
[3] Лихачев Б.Т.Педагогика./Б. Т. Лихачев – М,1993
[4] Капотов В.М. Введение в общую теорию развития личности./В. М.Капотов - М., 1991.
[5] Выготский Л.С Этюды по истории поведения./Л. С. Выготский - М., 1993.
[6] Ганелин Ш.И. Зинченко Н.С. Кирпичникова Е.Н. История педагогики и современность. Л., 1970
[7] Лихачев Б.Т.Педагогика./Б. Т. Лихачев – М,1993
[8] Выготский Л.С Этюды по истории поведения./Л. С. Выготский - М., 1993.