Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:23, курсовая работа
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: разработать и доказать эффективность игровых средств для развития творческого начала детей дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития творческого начала личности средствами игровой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Теоретические основы игры как средства обучения……………………
1.1 Понятие и сущность игры………………………………………………
1.2 Исторические предпосылки возникновения игры……………………
1.3 Классификация игр. Характеристика основных видов………………
Глава 2.Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка………..
Глава 3.Игра как ведущий тип деятельности дошкольников……………………
3.1 Развитие детского творчества и игрового замысла…………………..
3.2 Значение игры для психического развития дошкольника…………...
3.3 Игра как средство воспитания детей………………………………….
Глава 4. Состояние игровой деятельности современных дошкольников………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ,…………………………………………………………………….
Игра в любую историческую
эпоху привлекала к себе внимание педагогов. В ней заключена
реальная возможность, воспитывать и обучать
ребенка в радости Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци
пытались развить способности детей в
соответствии с законами природы и на
основе деятельности, стремление которой
присуще всем детям. Центром педагогической
системы Ф.Фребеля является теория игры.
По Фребелю, детская игра – «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира. Игра – мостик от внутреннего мира к природе». Природа представлялась Фребелю в виде единой и многообразной сферы [9].
Д. Ушинский склонялся к
Значение игры в развитии и
воспитании личности уникально,
Игра всегда выступает как
бы в двух временных
В.Л. Сухомлинский так же отмечал, что
«…духовная жизнь ребенка полноценна
лишь тогда, когда он живет в мире игры,
сказки, музыки, фантазии, творчества»
[12].
Между тем, игра с годами занимает все менее значимое место в жизни коллективов, где преобладают дети школьного возраста. Одна из причин тому – недостаточное внимание к разработке теории игры школьников. Ярчайший образец игровой позиции педагога представляет нам деятельность А.М. Макаренко. Он писал: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть» [8].
Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают.
Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей. В игре совершенствуются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть.
Таким образом, если игровые
действия по своему содержанию
незначимы для ребенка, то он может и не войти в игру,
в игровое состояние, а будет лишь
механически исполнять роль, не переживая связанных с ней чувств. Нельзя человека насильно включить в игру, помимо его воли, как и в процессе творчества.
Игра, как объект изучения, всегда привлекала к себе внимание ученых. Большой вклад в теорию игры внесли Е.А.Покровский, П.В.Иванова, В.Ф.Кудрявцева, В.Н.Харузина, А.Н.Соболева, О.И.Капица, Г.С.Виноградова. Все эти исследования относятся к ХIХ – первой трети ХХ вв., ценны, прежде всего, первозданностью своих материалов, извлеченных из самих глубин народной жизни, включали в себя описания только тех игр, которые попали в поле зрения наблюдателей.
В 30-е годы ХХ столетия предпр
Данные труды антологического
характера содержат
Через творчество и игрушки ребенок может успешно освоить многие элементы и виды человеческой деятельности. Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре «ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя» [12].
Можно сказать, что игра –
это метод познания действительности. Он
направляется внутренними силами и позволяет
ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными,
но весьма обширными основами человеческой
культуры. Возможно, игра прельщает ребенка
своим непостижимым многообразием ситуаций,
требующих от него активного проявления
индивидуальности, сообразительности,
находчивости, творчества. Советский писатель
Василий Белов в своей книге “Лад” высказал
мысль: “Каждый ребенок хочет играть,
то есть жить творчески”.
При изучении развития детей,
видно, что в игре эффективнее,
А.Н.Леонтьев отмечал, что в
игре развиваются новые,
Вся детская деятельность синкретична, то есть, в известной степени, слитна и неразделима. Это единство возникает благодаря воображаемой, условной ситуации, в которой происходит процесс детского творчества. В игре синтезируется познавательная, трудовая и творческая активность ребенка. Любое новое знание или умение, побуждает его к действию с ним. Характер этого действия – игровой, как наиболее близкий и понятный для детей из их прежнего опыта.
Некоторые психологи считают,
что детские игры нельзя
Л.С.Выготский заметил у детей
дошкольного возраста
Творческий характер игры
О творческом характере
Но творчество не появляется
само собой, оно воспитывается,
Особый характер имеет замысел
в играх – драматизациях,
Именно на этом этапе есть
возможность развивать игровое
творчество под влиянием
Игра специфическая детская деятельность неоднородна. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр:
Каждый из перечисленных
Информация о работе Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка