Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 12:36, доклад
Чаще в современной литературе классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:
1. Сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки и т.д.).
Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры, в этом их основное назначение, отсюда и их название - сюжетные. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт. Среди них особое место занимает кукла - источник разнообразных переживаний малыша.
Чаще в современной
литературе классификация игрушек
строится на основе их использования
в разных видах игр:
1. Сюжетные или
образные игрушки (куклы,
Игрушки данного
вида во многом определяют сюжет игры,
в этом их основное назначение, отсюда
и их название - сюжетные. Они развивают
творчество, уточняют и расширяют
кругозор ребенка, его социальный опыт.
Среди них особое место занимает
кукла - источник разнообразных переживаний
малыша.
2. Технические
игрушки вводят детей в мир
техники, знакомят с внешним
видом технических предметов
(машины, механизмы, транспортные
средства), с характерными для
них действиями. К ним относятся
игрушечные фотоаппараты, бинокли,
подзорные трубы, летательные
модели, калейдоскопы, детские швейные
машины и многие другие. Также
технические игрушки делятся:
технико-сюжетные, демонстрирующие
производственные процессы или
законы физики, химии и других
наук; конструкторы, строительные наборы,
полуфабрикаты для
3. Строительные
и конструктивные материалы
4. Дидактические
игрушки - это игрушки, направленные
на развитие психических
5. Игрушки для
подвижных и спортивных игр
предназначены для физического
воспитания. Они очень разнообразны.
Одни направлены на укрепление мышц руки,
предплечья, развитие координации движений
(волчки, мячи, серсо, обручи, бильбоке,
блошки). Другие способствуют развитию
бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища
(каталки, велосипеды, самокаты, коньки,
ролики, скакалки и др.).
6. Театрализованные
игрушки - это куклы (театральные
персонажи, куклы бибабо, куклы
- марионетки), наборы сюжетных фигурок
для разыгрывания сценок по
сказкам. К ним относятся
7. Звучащие и
музыкальные игрушки.
Они используются
на занятиях, праздниках, развлечениях,
в самостоятельных играх. Отличаются
особенностями звучания, нарядным оформлением.
Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному
звучанию музыкальные инструменты: детские
балалайки, металлофоны, ксилофоны, органчики,
гармошки, барабаны, дудки, волынки, музыкальные
шкатулки. Также сюжетные игрушки с музыкальным
устройством - пианино, рояль, наборы колокольчиков,
бубенчиков, игровые приборы для прослушивания
музыкальных записей. [34]
8. Игрушки-самоделки
изготовляются самими детьми, родителями,
воспитателями. Потребность в
таких игрушках возникает в
самих видах игр: для театров
дети мастерят фигурки "
Образные игрушки
составляют одну из групп в общей
классификации игрушек, но их тематическое
разнообразие, огромное значение и
влияние, оказываемое развитие личности
ребенка, позволили подвергнуть разделению
по классам и этот отдельно взятый вид
игрушек.
Е.Б. Моложавая делит
образные игрушки, учитывая содержание
образа:
образы людей,
образы животных
и птиц (домашние, дикие, северные и
т.д.),
образы транспорта
(автомобили, трамваи, поезда и пароходы,
и др.),
образы природы
(цветы, деревья, фрукты, водоемы, и др.),
образы быта
(посуда, мебель и т.д.);
сюжетные игрушки,
направляющие детскую игру на отдельные
стороны окружающей жизни (природные
явления, быт, спорт, техника и т.д.).
С.Л. Новоселова,
Г.Г. Локуциевская, Е.В. Зворыгина, Н.А. Реуцкая
образные игрушки группируют по основаниям:
по содержанию
образа (куклы, фигурки людей, животных,
предметы игрового обихода, театральные,
технические, празднично-карнавальные);
по степени
готовности (готовые, сборно-разборные,
состоящие из частей и деталей, заготовки,
полуфабрикаты для игрушек-
по виду применяемого
сырья (деревянные, пластмассовые, металлические,
из ткани, резины и др.);
по величине
(мелкие - от 3 до 10 см, средние - 10-50 см, крупногабаритные
- соразмерные росту детей в
разные возрастные периоды);
по функциональным
свойствам (простые, без подвижных деталей,
гидравлические, пневматические и др.)
по художественно-образному
решению (реалистические - передают типичные
черты вида, характера объекта, условные
- выделяют определенные детали (конь-качалка,
конь на палочке), конструктивные - строительный
материал, где есть части дома, автомобиля
и др.). [35]
В процессе общения
с детьми и взрослыми замечаются
некоторые взаимосвязи между
характером игрушек, которыми играл
ребенок, и дальнейшим его развитием
вплоть до выбора вида деятельности. Условно
их можно разделить на игрушки
продуктивные, репродуктивные, и игрушки-друзья.
К продуктивным
относятся игрушки, которые позволяют
создать что-то "свое", проявить
фантазию. Это все конструкторы,
творческие наборы, игры с большим
количеством вариантов
К репродуктивным,
повторяющим, относятся все бытовые ролевые
игры и игрушки-имитаторы действительности,
а также сборные модели и выполнение чего-либо
по образцу.
Таким образом,
дети, предпочитающие продуктивные, созидательные
игрушки более склонны к
Таким образом, существуют различные виды игрушек, но чаще встречается классификация на основе использования игрушек в различных видах игр.
[34] Калиниченко
А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности
дошкольников: Методическое пособие. –
М.: Айрис-пресс, 2004. – 112 с. (с.44)
[35] Васильева О.К. Образная игрушка в играх дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003. – 144 с. (с.34-36)