Влияние дидактической игры на развитие познавательных интересов у старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:
1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;
2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое "учиться");
3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов.

Содержание

Введение

Глава I Педагогические основы дидактической игры

Значение, структура, функции и виды дидактических игр

Методика руководства дидактическими играми в разных возрастных группах


Характеристика познавательных интересов и способы их развития у старших дошкольников

Заключение

Библиографический список

Работа содержит 1 файл

ref_8651_parta_ua.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

 

Заключение.

Заканчивая рассмотрение одной из сложных проблем педагогики и психологии – формировании  познавательных   интересов  дошкольников, следует сделать несколько обобщений.

 

1. Рассматривая  познавательный   интерес  как элемент развивающего обучения, хотела показать, что это один из самых значимых мотивов учения, формируя который мы создаем прочную и надежную основу личности ребёнка.

 

2. Также стремилась показать, что при помощи феномена  познавательного   интереса  сложность и значимость стороны обучения, которая постоянно должна быть в поле зрения педагога. Каждая предложенная ребёнку задача, каждое его учебное действие вызывает множество психологических процессов, от характера протекания которых часто зависит эффект обучения и учения. При наличии  познавательных   интересов  учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой ребёнок крайне заинтересован.

 

3. В воспитательно-образовательном процессе в первую очередь лежат истоки подлинного  познавательного   интереса. Воспитательно-образовательный процесс, обладая определенным содержанием учебных предметов, организуя операционные действия детей, обладает значительными объективными возможностями стимулирования  познавательного   интереса . В свою очередь познавательный   интерес  детей в обучении является источником энергетических ресурсов их деятельности .

Чаще всего  познавательный   интерес  является доминирующим и при всех обстоятельствах имеет большую личную значимость для ребёнка. А раз так, то взрослому очень важно не только его распознать, но и управлять им. 
Библиографический список

 

  1. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре /Под ред. Т.А. Марковой. – М., 1988.
  2. Дошкольная педагогика. В 2 ч. Ч.2. /В.И. Логинова, П.Г. Саморукова, Б.С. Лейкина и др. Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988. 
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.
  4. Абраменкова В.В. Игра формирует душу ребенка //Мир психологии. – 1999. - №4.
  5. Казаручик Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников. – Мозырь, 2005.
  6. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников.
  7. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - К., 1995.
  8. Удальцова Е.И.  Дидактические   игры. — М., 1996.-76с. З.Савченко ОЯ. Дидактика начальной школы. - К., 1997.
  9. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев / Уч. зап. ЛГУ, № 265; вып. 16, Психология. – Л., 1959.
  10. Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г. Гердер. – М., 1977.
  11. Матюшина, Н.М. Борьба мотивов у детей дошкольного возраста: Канд. дис. – М., 1954.
  12. Добрынин, Н.Ф. Интерес и внимание / Н.Ф. Добрынин // Учен. зап. МГПИ им. К. Либкнехта. – М., 1941. – Т.8., вып.2.
  13. Куликова, Т. Воспитание познавательных интересов и любознательности / Т. Куликова // Воспитателю о работе с семьей / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М., 1989.
  14. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М., 1971.
  15. Запорожец, А.В., Эльконин, Д.Б. Психология детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1964.
  16. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М., 1983.
  17. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – М., 1976.
  18. Поддьяков, А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Автореф. дис. … докт. псих. наук. – М., 2001.
  19. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение,1979.
  20. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997.
  21. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС,2002. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения.
  22. Г.Филипчук. Знаете ли вы своего ребёнка? Книга для родителей. Пер. с польского. – 4-е изд., доп. – М.: Прогресс,1989.
  23. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1082

 

Приложение.

Из чего что?

Дидактическая задача. Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (резина, металл, дерево, стекло, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.

Игровые правила. Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала.

Игровые действия. Угадывание на ощупь предмета, отгадывание предмета по описанию; поиск предметов, сделанных из разных материалов; группировка их по качеству; использование "чудесного мешочка".

Ход игры. Для этой игры подбираются предметы, сделанные из разного материала: деревянные, резиновые, пластмассовые, металлические, стеклянные.

До начала игры взрослый проводит короткую беседу и уточняет знания детей о том, что все окружающие нас предметы сделаны из разных материалов; просит вспомнить, какие они знают материалы, а так же сделанные из них вещи.

Затем предлагается поиграть в новую игру, в ходе которой дети должны называть, из чего сделан предмет, помещаемый ребенком в мешочек. Нужно на ощупь, не глядя на предмет, узнать, из чего он сделан, и рассказать о нем так, чтобы остальные дети по описанию узнали и правильно назвали его. Мешочек открывается лишь в том случае, если и тот, кто описывал предмет, и кто отгадывал, не ошиблись.

Для того чтобы  все играющие учились определять предметы по материалу, взрослый вторую половину игры проводит с другим содержанием, например, в разведчиков. Предлагает всем детям пройти по комнате, найти  предметы, сделанные из разных материалов, и положить их так: металлические - положить на поднос, сделанный из металла, пластмассовые - на пластмассовый и т.д.В конце игры взрослый отмечает тех разведчиков, которые были наблюдательными, находчивыми, помогли товарищам найти нужный предмет. Усложнением игры может быть увеличение количества отобранных предметов, а так же их не ярко выраженное качество.

 

 

Кто подойдет, пусть возьмет!

 

Дидактическая задача. Учить детей рассказывать о предмете, выделяя его наиболее характерные признаки: форму, цвет, качество и его назначение; по описанию находить предмет в комнате или на улице, узнавать орудия труда, машины, кем они используются в работе; развивать внимание, мышление, память и речь.

Игровые правила. По описанию предмета находить его в комнате или на участке, правильно называть. Кто ошибается и приносит не тот предмет, о котором рассказывалось, тот платит фант, который в конце игры выкупается.

    Игровые действия. Загадывание, отгадывание, поиск предметов.

Ход игры. Взрослый напоминает детям, что недавно у них была беседа о том, что людям в их работе помогают разные предметы, инструменты, машины. Говорит:

- Сегодня мы поиграем  в такую игру: у нас в комнате  есть много инструментов, машин  (игрушечных). Вы выберете какую-либо  одну из них и расскажете  так, чтобы мы узнали, о каком инструменте или машине вы рассказываете. Но называть предмет нельзя. Мы сами должны догадаться. Кто первым догадается, тот найдет этот предмет и принесет сюда на стол.

- Я загадал предмет,  который нужен портному. Он металлический.  Можно загадать и загадку: "Два конца, два кольца, а посередине гвоздик".

- Это ножницы, - говорит  один ребенок.

- Молодец, пойди, принеси  и положи на стол.

- Отгадайте, что это  такое, - продолжает игру следующий  участник. - Машина, колеса как у  танка. Все умеет делать: и пашет, и сеет, и грузы возит. Отгадавший ("Это трактор!") подходит первым и среди игрушек находит трактор и тоже ставит его на стол. Игра продолжается, пока много разных орудий труда и машин окажется на столе. Заканчивается игра отгадыванием фантов тех, кто ошибся и принес не тот предмет.

 

"Снеговики"

Цель. Развитие внимания и наблюдательности у детей.

Правила игры. Нужно внимательно посмотреть на рисунок и указать, чем отличаются снеговики друг от друга.

 Играют двое, и выигрывает  тот, кто укажет больше различий в рисунках. Первый играющий называет какое-нибудь различие, затем предоставляется слово второму и т. д. Игра кончается, когда кто-то из партнеров не сможет назвать новое отличие (ранее не отмеченное). Начиная игру, взрослый может обратиться к ребенку примерно так:

«Вот зайчишка у реки. Встал на задних лапках... Перед ним снеговики. С метлами и в шапках. Заяц смотрит, он притих, Лишь морковку гложет, Но что разного у них — Он понять не может.

А теперь посмотри на рисунок  и помоги зайчику понять, что разного у этих снеговиков. Сначала посмотри на шапки...»

 

 

 

 

Сравни и  заполни

Цель. Умение осуществить зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах.

Игровой материал. Набор геометрических фигур.

Правила игры. Играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.

Игру можно повторить, расположив по-другому фигуры и знаки вопроса.

 

 

 

 

 

 

Где какие фигуры лежат

 

Цель. Ознакомление с классификацией фигур по двум свойствам (цвету и форме).

Игровой материал. Набор фигур.

Правила игры. Играют двое. У каждого набор фигур. Делают ходы поочередно. Каждый ход состоит в том, что кладется одна фигура в соответствующую клеточку таблицы.

Можно еще выяснить, сколько рядов (строк) и сколько столбцов имеет  эта таблица (три строки и четыре столбца), какие фигуры расположились  в верхнем ряду, среднем, нижнем; в левом столбце, во втором справа, в правом столбце.

За каждую ошибку в расположении фигур или ответах на вопросы  зачисляется штрафное очко. Выигрывает тот, кто набрал их меньше.  


Информация о работе Влияние дидактической игры на развитие познавательных интересов у старших дошкольников