Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:51, курсовая работа
Контроль знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, а также технологии, которые применяются в обучении и естественно, что разные их стороны привлекают постоянное внимание ученых-методистов и учителей школы.
Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, включающий в себя систему форм, методов и средств обучения, благодаря которым обеспечивается наиболее эффективное достижение тех или иных целей. Выбор или разработка технологии преподавания конкретного курса определяется возрастными особенностями студентов, уровнем их подготовки, возможностями и личными убеждениями преподавателя.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 4
1.1 Цели контроля знаний и умений учащихся 4
1.2 Функции контроля знаний и умений учащихся 5
1.3 Формы контроля знаний и умений учащихся 6
1.4 Место контроля знаний и умений, учащихся в процессе обучения физике 12
1.5 Отметки и оценки на контрольных этапах 13
2 АКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ В ШКОЛЕ 14
2.1 Выравнивающая - развивающая технология обучения 14
2.2 Виртуальный эксперимент 18
3.3 Компьютерное моделирование на уроках физики как средство развития экспериментально – практических навыков учащихся 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
СОДЕРЖАНИЕ
1. на зачет отводится не более 2 уроков;
2. подготовка к зачету ведется заблаговременно, учитель уже в начале изучения темы сообщает дату проведения зачета и перечень теоретических вопросов, которые войдут в билеты;
3. теоретических вопросов должно быть не более 20;
4.
принимая во внимание сложность такой
формы контроля рекомендуется проведение
зачетов только в старших, 10-11 классах.[1,4,5,9,11]
1.4
Место контроля знаний
и умений учащихся в
процессе обучения физике.
Место,
в которое целесообразно
Как было установлено, основная цель проверки как для учащихся, так и для учителя, - выяснить, усвоили ли учащиеся необходимые знания и умения по данной теме или разделу. Основной функцией здесь является контролирующая. Естественно предположить, что контроль нужен на разных этапах обучения и на разном уровне: тематический, четвертной учет, экзамены и т.д.
Контроль, проводящийся после изучения небольших "подтем" или циклов обучения, составляющий какой либо раздел, принято называть текущим. Контроль, проводящийся после завершения крупных тем и разделов физики, принято называть итоговым. Итоговый контроль также включает в себя переводные и выпускные экзамены.[4,8,9]
Учителю необходимо установить, какая форма контроля подходит для текущего контроля, а какая – для итогового. Это можно сделать, учитывая время, которое занимает та или иная форма, а также количество материала, которое она позволяет проверить. Так, например, физический диктант и кратковременная самостоятельная работа с полным правом могут быть отнесены к текущему контролю знаний и умений учащихся: они кратковременны и не могут охватить весь изученный материал. Тестовые задания, составленные по-разному, с разным количеством вопросов, могут быть как формой текущего, так и итогового контроля, однако чаще задания с выбором ответов используются при текущей проверке. Устный зачет по теме и письменная контрольная работа – формы итогового контроля, так как охватывают большое количество материала и занимают много времени. Контрольная лабораторная работа может использоваться на итоговом контроле, однако, учитывая то, что она может проверить ограниченный круг умений учащихся, ее целесообразно комбинировать, как было сказано ранее, с другими формами проверки. На основании всего сказанного можно составить такую наглядную таблицу:
Виды контроля | Формы контроля |
1.Текущий контроль | 1)Физический
диктант
2)Тестовые задания 3)Кратковременная самостоятельная работа |
2.Итоговый контроль |
|
Итак, при анализе целей проведения контрольных мероприятий, выявляются 2 вида контроля, текущий и итоговый, каждый из них имеет свое место в процессе обучения физике и выполняет определенные задачи обучения.
Методисты
различают понятия «оценка» и
«отметка». Оценка – это слова, с
помощью которых учитель «
Роль оценок и отметок огромна. Они не только служат для учета успеваемости учащихся, помогая тем самым учителю ориентироваться в успешности обучения учащихся, но и помогают самому ученику, и эта их главная функция, судить о своих знаниях, выявлять собственные пробелы и исправлять их. Правильно поставленная отметка, вместе с оценкой учителем работы ученика, ободряет, стимулирует его к дальнейшему обучению, либо, наоборот, заставляет задуматься и насторожиться по поводу какого-то неуспеха. Именно поэтому отметки и оценки должны быть объективными - это главнейшее требование к ним. Только тогда они будут серьезно рассматриваться учениками, ребята будут верить, и уважать мнение своего учителя. Недопустимо занижение или завышение оценок, нельзя использовать отметки как средство наказания ученика за нарушение дисциплины.
При проставлении отметки надо руководствоваться многими факторами. Во-первых, это, конечно требования к знаниям учащихся в процессе изучения темы, исходящие из целей обучения данной теме. Во-вторых, учитывается полнота охвата материала, сложность и новизна заданий, предлагаемых учащимся, самостоятельность их выполнения. В устных и письменных ответах необходимо учитывать логичность изложения, обоснованность утверждений, культуру речи. Эти требования повышаются с увеличением возраста учащихся.
Существует
множество методов
2 ТЕХНОЛОГИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Технология
обучения – это способ реализации
содержания обучения, включающий в
себя систему форм, методов и средств
обучения, благодаря которым
У ребят, поступающих в техникум, разброс знаний по информатике в силу всем известных причин (отсутствие техники, отсутствие преподавателей, низкий уровень жизни) огромен: от владеющих компьютером на уровне хорошего пользователя до отсутствия каких-либо знаний в этой области. В качестве основных методических задач обучения можно выделить - выравнивание знаний по базовому курсу и подготовка студента к успешному изучению дисциплин, связанных с информатикой, изучаемых на старших курсах техникума и на младших курсах высших учебных заведений.
Схема работы технологии: лекция - самостоятельная работа студента - практические и лабораторные занятия - проверка знаний. Последние три этапа студент варьирует сам.
Лекция - как правило, эвристическая, что само по себе несет большую нагрузку для преподавателя.
Самостоятельная работа: на лекциях формулируются вопросы, над которыми студенты должны работать с книгой или в компьютерных классах со своим «Портфелем» на CD -диске.
Лабораторные занятия: по самоопределению каждого студента в рамках каждой темы, цель - формирование умений и навыков применения новых знаний на практике, закрепление знаний.
Проверка знаний: самый интересный момент в работе студента. По данной технологии студент может изменить свои результаты, достичь более высокого уровня, или «опуститься с небес на землю». Формы проверки знаний: тестирование, практические задания, контрольные работы, защита проекта.
Область применения технология: группы студентов, имеющих различный стартовый уровень по информатике.
Период применения: год или один семестр, в течение которого происходит выравнивание базового уровня по информатике.
Выравнивающая - развивающая технология основана на следующих принципах:
- ограниченный объем материала по блокам (объем материала должен строго соответствовать обязательному уровню знаний и умений по данной теме.) В начале изучения каждого блока студенту ставятся цели, которые он должен достичь. На каждый блок отводится 1-2 лекции для изложения теоретического материала и 2-4 урока практических занятий. Расстояние "стимул - реакция" должно быть по возможности малым для того, чтобы студент держал в поле своей деятельности планируемый, ожидаемый результат;
-
каждый учебный блок разбивается на микроблоки
по уровню достижений (т.е. обязательные
задания, задания, требующие дополнительных
знаний, проектные задания);
- к каждому микроблоку разрабатывается система тестов (главная задача тестирования - не подавляющий, а развивающий контроль.) Основной критерий в составлении тестов – не оценка знаний, а обязательное включение "развивающих" вопросов, т.е. таких, о которых не рассказывалось на лекциях и для решения которых изложенных сведений достаточно в «Портфеле» или требуются осмысление. Этот вид контроля выявляет, что студент не знает или не понимает;
- вариативность практических заданий - студенту предоставляется возможность в рамках блока или микроблока выбрать наиболее интересное для него задание или уровень задания);
- вспомогательный материал «Портфеля» студента расположен не в обязательном разделе, а по принципу: «найди, если не понятно»;
- гибкость технологии (студент сам вправе выбрать порядок работы или следовать заданному алгоритму, нет жестких рамок – нет отрицательного воздействия ограничений);
- использование терминологии, доступной уровню образования, принятой в данной дисциплине (использование продуманной терминологии необходимо повышает усвояемость материала.) При введении понятия ранее использованного другими дисциплинами необходимо использовать ассоциативную память студентов, это достигается использованием одной и той же терминологии. Если мы вводим понятие, свойственное только этой дисциплине, желательно использовать термины, употребляемые в "настоящей" науке, это повышает значимость данного курса в глазах студентов и в дальнейшем облегчит им изучение этой дисциплины. При выборе терминов в случае вариативности необходимо использовать терминологию, доступную данному возрасту и полученному образованию.;
- использование оценки в качестве формирующего инструмента;
- ведение электронного дневника своих достижений;
- самоопределение и самореализация студента;
-рефлексия.
В качестве основных инструментов технологии выступают: «Электронный Портфель» и «Электронный дневник". Электронный дневник – это одна или несколько дискет. На одной из дискет находятся: тесты по контролю знаний, файл, в котором преподаватель проставляет оценки за практические задания, хранятся результаты тестов, файл рефлексии деятельности студента, достижений и неудач, файлы с выполненными заданиями.
Каждому студенту на CD-диск записывается так называемый «портфель знаний». Структура электронного портфеля студента по дидактическим единицам – это презентация, в составе которой:
- тема, значение, цель, план работы;
- глоссарий;
- опорные схемы и теоретический материал;
- примеры выполнения практических заданий;