Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 19:27, реферат
События произошедшие 15 декабря прошлого года поразившие всю страну.Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Часто люди одновременно вынуждены участвовать в нескольких самых разных конфликтах, ни один из которых не поглощает полностью их личностных ресурсов. Таким образом, конфликты неизбежны, особенно в молодежной среде.
Фанаты.
В настоящий
момент можно говорить о том, что
не существует самостоятельных национальных
субкультур футбольных фанатов. Да, существуют
некоторая национальная специфика,
те или иные практики, отличные от практик
фанатов других стран, варианты сленга.
Но все это, можно списать на различия
разных народов в темпераменте, культурных
традициях и т.д. Тем не менее,
на мой взгляд, не стоит говорить
о существенном, принципиальном
отличии разных национальных фанатских
субкультур.
Из-за широкого освещения футбола телевидением
и прессой, а также в результате постоянных
контактов фан-групп из разных стран, произошло
создание общемировой фанатской субкультуры.
Россия практически не участвовала в процессе
создания этой субкультуры. Фан-движение
в России возникло в тот момент, когда
эта субкультура уже существовала. Кроме
того, можно говорить, что именно факт
существования такой субкультуры и породил
фан-движение в России. Оно возникло для
того, чтобы воспроизводить эту субкультуру.
Таким образом, данное культурное явление
стало на стадии своего возникновения
почти 100-процентной культурной инсценировкой.
В пользу этого тезиса можно привести
целый ряд аргументов. Во-первых, в России
до 70-х годов 20 века никогда не существовало
какого-либо аналога данной субкультуры.
Во-вторых, популяризация данной субкультуры
связана, во многом, с деятельностью СМИ.
До тех пор, пока субкультура футбольных
фанатов не стала объектом интереса электронных
СМИ, она развивалась слабо. По мере повышения
интереса к ней, ее развитие становилось
все более бурным. В-третьих, не случайно,
что фан-движение в России зародилось
в Москве и Санкт-Петербурге – в тех городах,
которые наиболее восприимчивы к западным
культурным явлениям и западному образу
жизни. В-четвертых, провинция до сих пор
слабовосприимчива к этой субкультуре.
Фанатское движение в провинции до сих
пор существует лишь в зародыше, даже в
тех городах, чьи команды удачно выступают
в национальном первенстве или в европейских
кубковых турнирах. В-пятых, средний возраст
участников 15-20 лет, то есть они наиболее
восприимчивы к новой культуре и готовы
к изменению культурных стереотипов. Число
аргументов можно продолжить.
Хотя фан-движение в России возникло для
того, чтобы воспроизвести уже существовавший
культурный эталон, состав участников
оказался принципиально другим, чем на
Западе. Фан-движения на Западе объединяют
людей, средний возраст которых около
25-30 лет. Средний возраст российских фанатов
15-20 лет. Наверное, существует принципиально
разная система мотивации участия, но
это тема отдельного исследования. Правда,
почти все лидеры намного старше по возрасту
(начинали в 70-80-х годах).
Фанатская субкультура принципиально
оппозиционна по отношению к общей культуре
общества, так как нацелена на создание
собственного стиля жизни, но не конфликтна.
Редкие конфликты (столкновение фанатов
с милицией), если и возникают, то, как правило,
не по инициативе футбольных фанатов.
Весь потенциал конфликта выплескивается
внутри субкультуры, на другие фан-движения.
Если говорить о взаимоотношениях субкультуры
футбольного фанатизма с другим субкультурам,
например, музыкальными, то также заметна
одна, вполне логичная закономерность.
Субкультура футбольных фанатов оказалась
вполне приемлемой для представителей
целого ряда других субкультур: скинов,
киноманов, алисоманов, панков и т.д. Как
правило, это "агрессивные" субкультуры,
предстаители которых предпочитают конфликтное
существование с представителями других
субкультур, с органами правопорядка и
т.д. Такое объединение вполне логично,
так как субкультура футбольных фанатов
также агрессивна, поэтому представители
других субкультур чувствуют себя в ней
также или почти также комфортно, как и
в собственной субкультуре.
Особая тема – футбольные фанаты и национализм.
В истории довольно много примеров тому,
что фанаты многих команд близки к крайнему
национализму или даже фашизму. Не исключение
и российские фанаты, многие из которых
поддерживают националистические идеи.
В качестве свежего примера, реакция ряда
фанатов на бомбовые удары НАТО по Югославии.
Форма протеста была очень резкой (антиамериканские
лозунги, сжигание флагов и т.д), а ради
успеха этих акций объявили перемирие
даже непримиримые враги – фанаты "ЦСКА"
и "Спартака".
После этого вступления можно перейти
к непосредственному рассмотрению субкультуры
футбольных фанатов. В дальнейшей части
статьи речь пойдет об основных компонентах
фанатской субкультуры: символика, сленг
и коллективные практики.
Во-первых,
hooligan's. Так называемые hooligan's, или футбольные
хулиганы - это наиболее активные и агрессивные
члены фан-движения. Их численность невелика,
по 20-30, реже 50, человек в фан-группе. В фан-движении
может быть несколько таких фан-групп.
Они пытаются претендовать на роль своеобразной
элиты фан-движения. Это находит отражение
даже в специальной символике. Вся их символика,
как правило, именная, точнее номерная.
Каждый фанат получает символику с определенным
номером. В случае потери этой символики
он подвергается санкциям, вплоть до исключения
из своей фан-группы. У подобных фан-групп
наиболее жесткие требования. Hooligan's обязаны
ежегодно совершать большинство выездов,
особенно в те города, фан-движения которых
враждебны по отношению к ним и участвовать
во всех драках.
В то же время, если кому-то из фанатов
удается добыть атрибутику hooligan's враждебного
фан-движения, то это резко повышает его
престиж в собственном фан-движении. Такая
символика (добытая в драках), принадлежащая
вражеской фан-группе может носиться фанатом,
добывшим ее. Например, от шарфа отрывается
лоскут, который носится обмотанным вокруг
щитолоки или запястья.
Следом по иерархии располагаются члены
фан-групп. Они также немногочисленны
(20-40 человек) и обычно объединены по территориальному
принципу: один населенный пункт или один
район города (или микрорайон). Такие фан-группы
обычно заказывают специальную символику
и атрибутику, отражающие не только поддержку
определенного клуба, но и принадлежность
к данной фан-группе.
Чаще всего образование таких групп происходит
по территориальному принципу, что естественно
наиболее удобно в плане коммуникаций
между фанатами. Например, фан-группу могут
образовать жители пригородного поселка,
поддерживающие команду "большого города",
или жители городского микрорайона. Как
правило, это те микрорайоны, которые достаточно
автономны и ощущают свою "отдельность"
от остального города.
А на нижней ступени располагаются так
называемые "кузьмичи" или неорганизованные
фанаты, не принадлежащие к фан-группам,
но участвующие в деятельности фан-движения.
Отношение к ним со стороны членов фан-групп
отражает чувство превосходства. Но таких
фанатов подавляющее большинство в любом
фан-движении.
Эти фанаты пользуются обычной клубной
символикой, находящейся в открытой продаже.
Обычно они менее активны, чем фанаты,
вступившие в группировки. У них нет никаких
жестких обязательств относительно того,
какие выезды и когда совершать, как поступать
в тех или иных ситуациях. В тоже время
они наиболее уязвимы в разного рода конфликтных
ситуациях, например, во время выезда,
когда они не могут рассчитывать на поддержку
своей группы. В результате молодые фанаты
почти всегда становятся жертвами "дедовщины"
со стороны некоторых фанатов из группировок,
как правило, hooligan's. Правда, обычно это
ограничивается сбором определенной денежной
"дани".
Рассмотрев вопрос иерархии членов разных
фан-групп в фан-движении, следует затронуть
вопрос о том, что собой представляют фан-группы,
и как они функционируют.
Фан-группа обычно состоит из 20-30 человек,
объединенных по принципу территориальной
близости. Однако это отнюдь не исключает
того, что в данной фан-группе может оказаться
человек, живущий, например, на другом
краю города. Для того чтобы попасть в
фан-группу, необходимо получить рекомендацию
от одного или двух (в разных группировках
по-разному) членов группировки или фанатов,
пользующихся авторитетом в фан-движении,
но не являющихся членами данной группировки.
Большинство фан-групп имеют свой устав,
частично регламентирующий действия фаната.
Обычно уставом предписывается то, какое
количество выездов в другие города должен
совершить фанат, принадлежащий данной
группировке. Иногда выезды подразделяются
на "ближние" и "дальние", в таких
случаях предписывается минимально обязательное
количество "дальних" выездов.
Как правило, за каждым фанатом в группировке
закрепляется своя социальная роль, так
чтобы осуществлялись все необходимые
для существования и развития группировки
функции: организаторская, информационная,
управление финансами группировки, паблик
релейшенз (речь идет о взаимоотношении
группировки с другими группировками)
и т.д. Иногда это принимает комические
формы, когда выдумываются совершенно
нелепые функции только для того, чтобы
каждому участнику было чем заняться.
Периодически устраиваются собрания членов
группировки для обсуждения каких-либо
актуальных вопросов, стоящих перед данной
группой или всем фан-движением.
В некоторых группировках существует
практика регулярных членских взносов,
в других же постоянных выплат не существует,
деньги собираются под целевые проекты:
заказать для группировки специальную
атрибутику, сделать транспарант и т.д.
Таким образом, фан-группа – это достаточно
автономное образование внутри фан-движения
и многие люди приходят не столько в фан-движение,
сколько именно в фан-группу.
Существует даже такая фанатская байка,
что однажды к старому фанату пришел человек
и говорит, что он с приятелями хочет создать
фан-группу. На вопрос фаната, сколько
же их человек, он отвечает, что около 20,
правда, 15 из них не знают футбольных правил
и футболом, в общем-то, не интересуются.
Это, конечно, всего лишь байка, но она
имеет под собой определенные основания.
Действительно, одно время существовала
заметная тенденция, что к фанатам пыталась
прибиться обыкновенная городская шпана,
которую прельщала возможность выйти
на "качественно новый" уровень, формально
став фанатом, реально не меняя своих привычек.
Правда, такие люди либо отсеивались, либо
действительно меняли свои привычки.
Вообще, можно
говорить, что фанатские войны часто
служат средством самоутверждения для
фан-движения. Например, становление питерского
фан-движения происходило на фоне войны
со "Спартаком", и этот факт способствовал
развития фан-движения в Санкт-Петербурге.
Новые фан-движения, скорее всего, тоже
захотят самоутвердиться подобным образом,
поэтому их агрессия, скорее всего, будет
направлена на сильные и влиятельные фан-движения,
прежде всего московские, этот вывод особенно
вероятен, учитывая нелюбовь провинции
к столице и ее представителям.
Выводы
Во-первых, фанатское движение в России
стало культурной инсценировкой. Возникшая
на Западе субкультура была перенесена
на российскую почву, где она, впрочем,
с успехом приживается. Происходит успешная
мобилизация ресурсов: людских, финансовых,
организационных, информационных и т.д.
Во-вторых, в субкультуре фанатского движения
центральную роль играют специфические
коллективные практики, которые создают
то, что можно назвать стилем жизни фаната.
Именно это и привлекает большинство участников.
Сленг, символика и атрибутика выполняют
вспомогательную роль.
В-третьих, субкультура фанатов оппозиционна
по отношению к общей культуре общества
и имеет довольно значительный потенциал
агрессии. Он может значительно увеличиться
в будущем за счет развития региональных
фан-движений и возникновения связанных
с ними потенциальных очагов напряженности,
которые повлекут новые "фанатские
войны". Потециальная конфликтность
может возникнуть и во взаимоотношениях
с силами правопорядка, именно таким образом
развивались события в странах Западной
Европы или Латинской Америки.
В-четвертых, субкультура фанатов довольно
легко уживается с рядом других субкультур,
в основном музыкальных, что облегчает
вербовку ресурсов. Фанатская субкультура
не пытается их ассимилировать, что не
создает ей конфликтов с этими субкультурами.
Субкультура футбольных фанатов более
универсальна и позволяет одновременно
сохранить старые ценности и войти в новый
социум.
В-пятых, фан-движение уже представляет
собой значимое социальное явление, с
которым вынуждены считаться, и которое
может оказать значительное влияние на
социальную жизнь общества. Фанаты уже
оказывают определенное внимание, например,
на политические выборы. Многие политики
уже сейчас обращают внимание на футбольных
фанатов, включают в свои политические
программы специфические лозунги. Можно
вспомнить хотя бы пламенную речь Жириновского
перед фанатами на церемонии чествовании
московского "Спартака". А если обратиться
к примеру Италии, то там влияние футбольных
фанатов на органы власти очень велико.
Вряд ли мы повторим путь Италии, но то,
что футбольные фанаты будут оказывать
большее влияние на жизнь общества, это
очевидно.
Заключение.
Заканчивая работу надо заметить, что термины межгрупповые конфликты и межпоколенные конфликты в данном контексте воспринимаются как синонимы. Так как межпоколенные конфликты (проблема “отцов и детей”) – и есть та глобальная проблема между молодежной группой и другими поколениями. Вообще это извечная тема, извечный конфликт, который, видимо, ни когда не изжить. Его можно только изучить и контролировать, направляя в нужное русло.
Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической ориентации государства, основные традиционные агенты социализации находятся в кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Такие же процессы происходят и в школе. Отсутствие финансирования в школе привело к кризису в системе образования - нехватка учителей, раздаточного материала и т. п. - все это сказывается на уровне образования детей. Подростки, вместо контроля со стороны родителей и школы оказываются предоставлены сами себе, на улице, в молодежных неформальных группах. Отсюда, нарушена связь между поколениями, агенты социализации не выполняют свою функцию. Все это ведет к нарастанию конфликтности.
То
же можно сказать и о конфликтах
внутри молодежной среды, когда появился
новый феномен: “молодежные разборки”
(забить стрелку) - подростки сами
не ведают, что творят! Резкий рост таких
негативных явлений ведет к дезорганизации
общества. Ведь дети сегодня - это полноценные
граждане завтра, которые должны будут,
например, участвовать в выборах.
Так кто же они, люди будущего?
Информация о работе Виды и причины конфликтных ситуации в молодежной среде