Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 19:23, доклад
Все арифметические задачи по числу действий, выполняемых для их решения,
делятся на простые и составные. Задача, для решения которой надо выполнить
один раз арифметическое действие, называется простой. Задача, для решения
которой надо выполнить несколько действий называется составной.
Простые задачи в системе обучения математике играют чрезвычайно важную роль.
Виды арифметических задач (сем 1).
Все арифметические задачи по числу действий, выполняемых для их решения,
делятся на простые и составные. Задача, для решения которой надо выполнить
один раз арифметическое действие, называется простой. Задача, для решения
которой надо выполнить несколько действий называется составной.
Простые задачи в системе обучения математике играют чрезвычайно важную роль.
С помощью решения простых задач формируется одно из центральных понятий
начального курса математики – понятие об арифметических действиях и ряд
других понятий. Умение решать простые задачи является подготовительной
ступенью овладения учащимися умением решать составные задачи, так как решение
составной задачи сводится к решению ряда простых задач. При решении простых
задач происходит первое знакомство с задачей и её составными частями.
В связи с решением простых задач дети овладевают основными приемами работы
над задачей.
На первом этапе знакомства детей с простой задачей перед учителем возникает
одновременно несколько довольн
1) Нужно, чтобы в сознание детей вошли и укрепились вторичные сигналы к
определенным понятиям, связанным с задачей;
2) Выработать умение видеть в задаче данные числа и искомое число;
3) Научить сознательно выбирать действия и определять компонен-ты этих
действий. Разрешение указанных проблем нельзя расположить в определенной
последовательности. В занятиях с детьми довольно часто приходится добиваться
результатов не одного за другим, а идти к достижению нескольких целей
одновременно, постепенно развивая и расширяя достигнутые успехи в нескольких
направлениях.
При знакомстве с задачами и их решением нельзя избежать специфических
терминов, но дети должны их понимать, чтобы осознавать смысл задачи. Работа с
детьми по усвоению ими терминологии начинается с первых дней занятий в школе
и ведётся систематически на протяжении всех лет обучения.
Составная задача включает в себя ряд простых задач, связанных между собой
так, что искомые одних простых задач служат данными других. Решение составной
задачи сводится к расчленению её на ряд простых задач и к последовательному
их решению. Таким образом, для решения составной задачи надо установить
систему связей между данными и искомым, в соответствии с которой выбрать, а
затем выполнить арифметические действия.
Рассмотрим в качестве примера задачу: «В школе дежурили 8 девочек, а
мальчиков на 2 больше. Сколько детей дежурило в школе?»
Эта задача включает 2 простых:
1) В школе дежурили 8 девочек, а мальчиков на 2 больше. Сколько мальчиков
дежурило в школе?
2) В школе дежурили 8 девочек и 10 мальчиков. Сколько всего детей дежурило
в школе?
Как видим, число, которое было искомым в первой задаче, стало данным во второй.
Последовательное решение этих задач является решением составной задачи:
1) 8 + 2 = 10; 2) 8 + 10 = 18.
Запись решения составной
позволяет сосредоточить внимание учащихся на логической стороне работы над
задачей, видеть ход решения её в целом. В то же время дети учатся записывать
план решения задачи и экономить время.
Запись решения многих составных задач и составление по ним выражения связаны
с использованием скобок. Скобки – математический знак, употребляемый для
порядка действий. В скобки заключается то действие, которое нужно выполнить
раньше. В решении составной задачи появилось существенно новое сравнительно с
решением простой задачи: здесь устанавливается не одна связь, а несколько, в
соответствии с которым
проводится специальная работа по ознакомлению детей с составной задачей, а
также по формированию у них умений решать составные задачи.