Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:58, контрольная работа
Верботональный метод как педагогическая система начал фор-мироваться с середины прошедшего столетия в результате разви¬тия научных исследований в лингвистике и практической работы в области речевой коммуникации. Его создателем стал выдающийся хорватский лингвист, занимающийся изучением восприятия речи людьми, имеющими проблемы в общении, доктор Петар Губерина. В 1954 г. он открыл в г. Загребе (Хорватия) Верботональный центр «СУВАГ». В настоящее время существуют более 600 подоб¬ных центров в 70 странах мира, где успешно используется вербо¬тональный метод. Штаб-квартира Ассоциации международных центров «СУВАГ» находится в Париже.
Верботональный метод обучения и реабилитации детей с нарушенным слухом
Верботональный метод как педагогическая система начал фор-мироваться с середины прошедшего столетия в результате разви¬тия научных исследований в лингвистике и практической работы в области речевой коммуникации. Его создателем стал выдающийся хорватский лингвист, занимающийся изучением восприятия речи людьми, имеющими проблемы в общении, доктор Петар Губерина. В 1954 г. он открыл в г. Загребе (Хорватия) Верботональный центр «СУВАГ». В настоящее время существуют более 600 подоб¬ных центров в 70 странах мира, где успешно используется вербо¬тональный метод. Штаб-квартира Ассоциации международных центров «СУВАГ» находится в Париже.
Внедрение верботонального метода в России началось в 70-х гг. XX в. Первый опыт апробации этой педагогической системы бьи проведен в проблемной научно-исследовательской лаборатории по реабилитации слуха и речи Первого Ленинградского медицин¬ского института (ныне СПМГУ) им. академика И.П.Павлова. К настоящему времени в Российской Федерации организовано более 20 реабилитационных центров. Они открыты в Архангель¬ске, Астрахани, Белгороде, Благовещенске, Владивостоке, Зеле¬нограде, Иркутске, Калуге, Комсомольске-на-Амуре, Минусин¬ске, Нерюнгри, Орле, Петропавловске-на-Камчатке, Тольятти, Улан-Удэ, Хабаровске, Якутске. Активными сторонниками вер-ботонального метода стали родители детей, имеющих нарушения слуха. Именно по их инициативе был создан центр в г. Нерюнгри (Республика Саха).
Центры реабилитации представляют собой систему функцио¬нальных подразделений, объединенных задачами диагностического обследования и педагогической реабилитации, социальной адаП' тации и социальной защиты людей, имеющих нарушения слуха" речи. В них, как правило, создаются: отделение медико-диагНО' стического обследования; реабилитационное отделение с ДНбВ^ ным дошкольным и школьным стационарами; отдел слухопро** зирования и аудиоаппаратуры, сувагдиагностики по подбору с$ ховЫХ аппаратов; отделение сервисного обслуживания медтехни-^ и ремонта индивидуальных слуховых аппаратов.
В 1998 г. для объединения усилий специалистов и развития вер-ботональных центров создан Верботональный союз России. Его председатель Людмила Ивановна Руленкова — директор Центра психолого-педагогической реабилитации Зеленограда (Москва). Од-новременно с помощью частных инвесторов был образован него-сударственный Центр слуха и речи «Верботон», где выпускается сурдотехническая аппаратура, соответствующая требованиям ме¬тода, а также проводится реабилитация детей с нарушенным слухом.
Основополагающей
Верботональный метод как система основывается на характере развития речи в онтогенезе, согласно которому голосовая актив¬ность ребенка представляет собой ответ на звуковые и на проприо-цептивные ощущения (ощущения всего тела).
Основные понятия и термины, характеризующие верботональный метод как систему
Авторами аудиовизуального глобально-структурного метода яв-ляются академик П. Губерина (Загреб, Хорватия) и профессор П.Ривенс (Париж, Франция). Метод предполагает выявление осо¬бенностей восприятия ребенком речи с помощью аудивизуально-г° Комплекса — слуха, зрения и движений. При этом учитывает¬ся, что языковые структуры, которыми он овладевает в процессе коммуникации, сначала усваиваются и воспринимаются глобаль-Но> а далее, по мере накопления речевого опыта, подвергаются анадизу.
Развитие слушания — синоним
термина «слуховое восприя-ТИе>
Лингвистическая и фонетическая прогрессия — под первой п0 нимается работа над семантикой обращенной речи (ее объем со~ ответствует содержанию программ дошкольного и школьного о§ учения), а под второй — педагогическая помощь в овладении пр0~ содией (ритмом, темпом, интонацией и т.д.) и коррекцией зву" копроизношения.
Музыкальная стимуляция используется
для овладения детьми темпом, интонацией,
мелодикой устной речи. С помощью
этого вспомогательного средства обеспечивается
решение таких задач как
Фонетическая ритмика — система двигательных упражнений основанная на взаимодействии слухового, речедвигательного и дви-гательного анализаторов, во время выполнения которых движения тела, головы, рук, ног, а также естественные жесты сочетаются с произнесением определенного речевого материала. Впервые она была разработана в 50—60-х гт. XX в. академиком П.Губериной совмест¬но с его ученицей Весной Пинтер (Хорватия). Ее использование положительно влияет на речь как глухих, так и слабослышащих детей, приближая ее к речи слышащих. В настоящее время многие сурдопедагоги широко используют фонетическую ритмику для раз¬вития произносительной стороны речи детей.
Цель реабилитации по верботоналъному методу — развить у детей с нарушениями слуха коммуникативные способности, не¬обходимые для полноценного речевого взаимодействия со слы¬шащими людьми, и интегрировать их в общеобразовательную среду. Результатом подобной работы является функциональная готов¬ность малышей со слуховым дефектом к 7 —8 годам учиться в общеобразовательной школе: их умственное и речевое развития соответствуют норме.
Так, дети с III—IV степенями тугоухости в слуховых аппаратах слышат и распознают речь, произносимую сзади (в затылок), на расстоянии 6 м и адекватно реагируют на нее. Их речь отличается внятностью, разборчиво¬стью и членораздельностью, она понятна педагогам и слышащим сверст¬никам.
Верботональный метод как педагогическая система основыва¬ется на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка И предполагает подбор специальных методов и приемов, помогаю¬щих детям с нарушенным слухом общаться со слышащими и адап¬тироваться в окружающей среде.
Важнейшей изначальной составляющей
метода является коМ' плекс медико-психолого-
Кроме того, с помощью специального теста выявляются чув-ствительность ребенка к речи и способность ее понимания. Ответ¬ные речевые действия и реакции обследуемого помогают уточ¬нить специфику обучения устной речи и составить индивидуаль¬ную программу работы. Результаты комплексного обследования анализирует реабилитатор, который информирует родителей, сур¬допедагога и воспитателя о качествах и особенностях, выявлен¬ных при выполнении теста. При этом уточняются такие показате¬ли, как стадия развития речи (крик, гуление, лепет, элементар¬ная фраза, фразовая развернутая речь); остатки слуха (реагирует на речь поворотом головы, подачей голоса, повторяет отдельные слова, различает их, участвует в диалоге); реакции на повтор рит¬ма, различение долготы и краткости (зрительное восприятие при этом исключается); развитие речевой памяти (может повторить услышанное самостоятельно или нет, в каком объеме); конт¬рольное расстояние (расстояние от ушной раковины до источни¬ка звука); уточняется и режим работы на «СУВАГе» (если это воз¬можно на момент обследования).
Суммирование полученных сведений позволяет реабилитатору составить индивидуальную программу работы для каждого ребен¬ка; ее содержание согласовывается с сурдопедагогом и воспитате¬лем.
Результаты перечисленных обследований дополняются данны¬ми медицинской и психолого-педагогической диагностики, вклю¬чающей в себя энцефалографическое и психологическое обследо-Вания; исследование моторики и вестибулярного аппарата, кото¬рые непосредственно связаны с развитием слуховой и речевой ФУНКЦИЯМИ.
Важным условием метода является слухопротезирование детей, ^современность и точность которого — необходимое условие, обеспечивающее успех интеграции. При выборе и настройке слу-
°вЫх аппаратов учитывается их соответствие требованиям слухо-Рсчевой реабилитации, что предусматривает обеспечение воспри-
Тия реверберации (эффекта эха), возможности селективного слу- шания, уточнение интеграционного времени. Подготовка к ноще, нию индивидуальных аппаратов (допротезная терапия) у разньг» детей проходит по-разному.
Основу интеграции в общеобразовательную среду и общество слышащих людей составляют развитие слушания и обучение рещ Согласно верботональному методу, эти важнейшие навыки у ре^ бенка с нарушенным слухом формируются в соответствии с мо¬делью их развития у нормально слышащего ребенка. В содержание обучения слушанию входит развитие умения различать акустиче¬ские сигналы; восприятие просодических элементов речи (ритма силы, длительности звукового сигнала); выделение звуков разно¬го качества; идентификация речевого сигнала, т.е. соотнесение его с определенным представлением.
Работа по формированию речи предполагает стимуляцию спон¬танного голоса, имитацию речевых форм, их идентификацию (со¬отнесение со значением). Особое внимание уделяется предре-чевой фазе, что предусматривает опору на музыкальную сти¬муляцию и игровые артикуляционные упражнения. Так, после произнесения ребенком первого звука в занятия включаются уп¬ражнения на различение отличающихся по звучанию предметов и развитие способности опознавать их акустические сигналы на слух с помощью электроакустической аппаратуры.
В ходе обучения устной речи детей побуждают произносить от-дельные звуки, соединять их в слоги, а затем в слова и предложе¬ния, для чего используются разные игровые ситуации. Учат также устанавливать связи между акустическими сигналами и фонаци¬ей, что предполагает: восприятие собственного голоса и различ¬ных по тональности звуков; различение речевых моделей; разви¬тие моторики на основе различения звукового сигнала (снятие напряжений при артикуляции); усвоение ритма и интонации раз¬говорной речи на основе слухового восприятия.
Важным направлением является обучение пониманию уст¬ной речи, что связано с работой как над семантикой слова, смыслом фразы, так и над развитием активного слушания: дети смотрят, запоминают и имитируют услышанное. Знакомство с грамматическим строем языка происходит через введение различ¬ных ситуативных высказываний — диалога, описания, рассказа, самостоятельного пересказа и повторения сказанного.
Верботональный метод рассматривает овладение ритмом й интонацией речи как одно из приоритетных направлений обучения детей с нарушенным слухом устной речи. Работа наД этими компонентами проводится на каждом занятии при исполь¬зовании разнообразного речевого материала. При отработке ритм произнесения слов допускается замена звуков, так как наибоЛ важным является усвоение рисунка слова. На занятиях посТ°ЯНЙЙ подчеркивается значение актуализации эмоциональных состояНий. Сладости, удивлении, испуга и др.), на основе которых формиру¬
ется повествовательная, вопросительная, восклицательная инто¬нации- Проговаривание детьми слов, предложений, текстов со¬провождается выразительными движениями.
Для гармоничного физического развития детей особое внима¬ние уделяется занятиям плаванием, которые не только укрепляют организм ребенка, но и стимулируют правильное дыхание, содей¬ствуют деятельности сердечно-сосудистой системы, повышают ^зненную емкость легких, развивают координацию движений. На этих занятиях дети также учатся подражанию разным движениям, что важно для овладения произносительной стороной речи.
В учебном процессе для
организации образовательной
Информация о работе Верботональный метод обучения и реабилитации детей с нарушенным слухом