Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 22:09, реферат
Ян Амос Коменский1 (латинское имя Comenius) – чешский мыслитель-гуманист, один из основоположников современной педагогики, творивший в первой половине XVII века – на рубеже эпох Возрождения и Просвещения, во времена Нидерландской (1566-1609 гг.) и Английской (1640-1660 гг.) революций, Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) и многочисленных европейских междоусобиц.
1.Введение
2. ГЛАВА1: Что собой представляет «Великая дидактика»?
3. ГЛАВА2: общая теория обучения.
4. ГЛАВА 3: Польза дидактического искусства.
5.Вывод
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИБОРОСТРОЕНИЯ
И ИНФОРМАТИКИ
Кафедра
«Философия»
Реферат
по дисциплине
«Философия»
на тему:
«_______________________
»
Выполнил(а):
студент(ка) ___ курса
дневного отделения
факультет_____ спец.______
группа_______
Ф.И.О.
___________________
подпись,
дата
Преподаватель:
___________________
подпись,
дата
Москва
- 2010
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение
2. ГЛАВА1: Что
собой представляет
«Великая дидактика»?
3. ГЛАВА2:
общая теория обучения.
4. ГЛАВА 3: Польза дидактического
искусства.
5.Вывод
Введение
Ян Амос Коменский1 (латинское имя Comenius) – чешский мыслитель-гуманист, один из основоположников современной педагогики, творивший в первой половине XVII века – на рубеже эпох Возрождения и Просвещения, во времена Нидерландской (1566-1609 гг.) и Английской (1640-1660 гг.) революций, Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) и многочисленных европейских междоусобиц.
Он родился 28 марта 1592 года в маленьком местечке Нивница (Южная Моравия – юго-восток нынешней Чехии),2 прожил в постоянных скитаниях почти 79 лет, закончив свой жизненный путь 15 ноября 1670 года в Амстердаме.
Всю свою жизнь Ян Амос провел среди гусситов (таборитов) - членов религиозно-реформаторской «Общины моравских братьев», последователей Яна Гуса.3 В этой общине состояли еще его родители. Осиротевший в 12 лет Ян Амос, благодаря гусситам, выжил и получил университетское образование. В зрелом возрасте Коменский совмещал обязанности пастора-гусита (сначала «синьора» общины, а с 1648 года епископа) и преподавателя-ректора в школах общины.
К писательству пристрастился очень рано – уже в 19 лет составил свою первую книгу - чешско-немецкий словарь («Клад чешского языка»). А за всю жизнь сочинил 142 книги, среди которых почти два десятка многотомников! В основном это учебники, энциклопедии-справочники и трактаты по педагогике, остальное – богословско-философские труды и духовная поэзия. Громкую прижизненную славу Коменскому принесли учебник латыни и сборник обучающих иллюстраций («Мир чувственных вещей в картинках»), неоднократно издававшиеся большими тиражами во многих европейских странах того времени.
В
середине XIX века (почти через 200 лет
после смерти) о Коменском снова
вспомнили, но уже как о «гениальном
авторе концепции всеобщего
образования-воспитания». Его книги
по дидактике были переведены на все европейские
языки и до сих пор пользуются огромной
популярностью, особенно «Великая дидактика»,
заслуженно считающаяся квинтэссенцией
педагогических взглядов Яна Амоса
Коменского.
Коменский, как истинный церковный реформатор, готов был пожертвовать всем во имя пришествия Царства Небесного (как он его понимал). А потому и образование считал не самоцелью – а лишь элементом подготовки к вечной жизни. «Настоящая жизнь, несомненно, дана затем, чтобы человек или приобрёл милость Божью, или утратил её навеки» - писал он в «Великой дидактике».
Однако, по мнению Яна Амоса, современные ему семья, государство и официальная церковь почти ничего не делали для подготовки к грядущему раю: знаний прививали мало, да и те зачастую не прививали, а вколачивали насильственно, нравственность же и благочестие не прививали вовсе. Особо острой критике в «Великой дидактике» подвергаются школы, откуда, по словам Коменского, «вместо кротких агнцев выходят дикие ослы и своенравные мулы».
Именно поэтому Ян Амос настаивал на безотлагательном реформировании «всех дел человеческих». Правда, предложенный им семитомный проект реформирования всего и вся («Всеобщий совет об исправлении дел человеческих») существенно отличался от привычных нам планов реформ. Коменский не замышлял революционных преобразований – разрушения старого до основания и построения нового на пустом месте. Он не собирался перестраивать семейные, церковные или государственные отношения согласно собственному утопическому идеалу. Он даже не предлагал наказывать и отстранять от дел нерадивых отцов семейств, церковных и светских начальников. Согласно Коменскому достаточно правильно воспитать одно поколение детей - и все остальное выправится само собой. Вот почему он выбрал не тернистый путь народного вождя и не карьеру царедворца, а скромную стезю школьного учителя, составителя учебников и книг по дидактике.
Оно
и понятно, Коменскому не по нутру
все чрезмерное, чересчур масштабное.
Поэтому, даже предлагая нечто новаторское,
он старался, «чтобы
никому не показалось,
что мы стремимся к платоновским
идеям и мечтам о совершенстве,
которого нет нигде,
на которое, быть может,
в этой жизни нельзя
надеяться».
ГЛАВА1: Что собой представляет «Великая дидактика»?
Самую фундаментальную и знаменитую книгу Я. А. Коменского принято называть «Великая дидактика». Но это не полное название. Полное звучит так:
«Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни».
Как видите, в те времена умели сжать до названия полное содержание.
Меж тем в книге 33 главы, которые трудно назвать маленькими (в среднем более 15 страниц каждая). Правда, читаются они очень легко, потому что все формулировки красноречивы и вразумительны, каждый тезис многократно повторяется и разъясняется многочисленными примерами. По всему чувствуется, каким превосходным учителем был Коменский – как интересно и доходчиво излагал он любую тему.
Свою первую «Дидактику» (она же «Рай церкви или рай чешский») Коменский писал по-чешски (1627-1632 гг.), но потом перевел на общеупотребительную латынь, доработал и дал ей громкое название «Великая дидактика» (1632-1638 гг.). В таком виде эта книга и была опубликована в 1657 году в составе четырехтомника избранных сочинений.
Однако
в последующем дидактически труды
Коменского целых два века оставались
неизвестными широкой публике, потому
что провозглашенные в них
принципы «всеобщего образования» и
«универсального развития»
Ситуация изменилась, когда во второй четверти XIX века сенсимонисты, фурьеристы и прочие «научные социалисты» (их еще называют «социалистами-утопистами») принялись сочинять и активно пропагандировать проекты общественного устройства, предусматривающие помимо прочего поголовную образованность и всестороннее развитие личности. В этом их поддерживали многочисленные демократы всех стран. Тут-то будущий министр просвещения Пруссии Карл Отто Раумер и извлек из забвения «Великую дидактику» и прославил ее в своей «Истории обучения и воспитания» как «полноценное изложение системы всеобщего образования».
Чешские педагоги Ян Пуркина и Антон Гандели, обрадованные обнаружением столь славного земляка, тут же принялись переиздавать сочинения «апостола педагогики новой эпохи». И уже в 1849 году в самый разгар революционных волнений по всей Европе «Великая дидактика» разошлась многотысячными тиражами. С тех пор она постоянно переиздается по всему миру. В том числе в 1877 году увидел свет первый перевод на русский язык, подготовленный еще в 60-е годы XIX века.
Даже
в социалистических странах ХХ века
Коменского ценили и регулярно переиздавали.
Правда со значительными купюрами (сокращениями),
призванными уберечь «
ГЛАВА2: общая теория обучения
Глава 16. Общие требования обучения и учения т.е. как учить и учиться
Основоположение 1
Основоположение 2
Основоположение 4
Основоположение 6
Основоположение 7
Глава 17. Основы лёгкости обучения и учения
Основоположение 1
Основоположение 2