Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 12:09, контрольная работа
Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения - цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.
Отставание — это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рампой для определения успеваемости.
Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнении требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т. е. один из моментов этого процесса.
Введение________________________________________3
Неуспевающие дети________________________________4
Причины неуспеваемости детей_______________________6
Пути преодоления неуспеваемости_____________________11
Заключение_____________________________________19
Список использованной литературы __________________20
А можно организовать учебный
процесс как гуманное взаимодействие
между учителем и учащимися. Вторым
средством, которым располагает
учитель, - это включение учащихся
в проведение учебного процесса не
только как объектов педагогических
воздействий учителя, но и как
субъектов этого процесса. Третьим
средством, которым располагает
учитель для воспитания учащихся
в нравственном духе, является его
личный пример. Прием детей в школу
надо проводить заблаговременно, желательно
в апреле-мае. При этом, с каждым
ребенком, поступающим в школу, нужно
провести медицинское обследование
для выявления его физической
готовности к обучению в школе
и индивидуальное собеседование
для установления его психологической
готовности к обучению. Комплектование
первых классов может быть осуществлено
двумя способами: гетерогенное комплектование,
когда в один и тот же класс
принимают детей разного
Положительные стороны такого
комплектования состоят в том, что
в таком классе имеются все
возможности для организации
помощи слабым ученикам сильными, для
создания обстановки, когда слабые
ученики тянутся за сильными, стремятся
избавиться от своих слабостей. Гомогенное
комплектование первых классов (если в
школе комплектуется несколько
первых классов). Помощь слабым детям
должна быть следующих видов: организация
и проведение специальных занятий
по общему развитию детей. Если у ученика
выявляется пробел в знаниях и
умениях, к нему прикрепляется сильный
ученик-консультант для
Для таких детей развертывается
сеть специальных
Сюда же включают занятия
ритмикой, которые имеют большое
коррекционное значение для развития
двигательной сферы детей, формирования
пространственных представлений, координации
движений, исправления осанки. В
воспитательной работе большое значение
имеют преодоление негативного
отношения детей к школе, создание
доверительных отношений
Одним из важнейших условий
успешного обучения является соответствие
между имеющимся у школьника
фондом действенных знаний и требованиями
к нему. Более сильные учащиеся
далеко выходят за пределы программы,
решая задачи повышенной трудности;
слабые вполне овладевают необходимым
минимумом. Так выполняется еще
одно психологическое требование -
индивидуализация обучения. Обязательно
всем то, что доступно каждому, а
остальные виды работ выполняют
по выбору. Вполне соответствует особенностям
психически отстающим в учении школьников
широкое использование в
Такая система контроля создает «психологический комфорт» - благоприятные условия для полноценного усвоения знаний без «провалов» в них, характерных для обычной системы. Может ли один педагог, даже очень хорошо знающий и любящий детей, свое дело, учитывать индивидуальные особенности каждого из 30-35 своих учеников? На этот вопрос всегда трудно ответить, потому что единственный ответ - «должен». Иначе в каждом классе будет до четверти детей «неспособных», «неуспевающих» и неуспевающих не потому, что их нельзя научить: ведь учиться может практически любой ребенок, не имеющий грубых нарушений психического развития, а потому, что разных детей нужно учить по-разному. Один будет труднее осваивать письмо, другой математику.
Насколько эффективными могут быть родительские усилия, если отставание уже наметилось? В этом отношении в высшей степени поучителен опыт В.А. Сухомлинского. Свою задачу он видел в помощи им прежде всего не в освоении школьной программы, а в обогащении их интеллектуальной и эмоциональной жизни, стараясь наверстать упущения в общем развитии. Он организовывал для ребят специальные уроки, проводившиеся не в классе, а на лоне природы. Более неэтичной можно признать ситуацию, когда слабый и сильный поставлены в одинаковые условия. Если хотите, чтобы человек стал личностью, заметил один из умных философов, поставьте его с самого начала, с детства, в такие условия, при которых он мог быть ею. Могут ли высокие ожидания учителя «подтягивать» ученика, делать его учебную работу более качественной и успешной? Безусловно, да. Самый известный из них - так называемый «эффект Пигмалиона», связанный с именем Р.Розенталя. Учитель, верящий в ученика, подобен мифическому Пигмалиону, создавшему статую - прекрасный образ - и вдохнувшему в нее жизнь. Живительность высоких ожиданий учителя особенно ярко видна, когда они не вполне соответствуют действительности - когда ребенок еще «не дорос» до них.
Суть же этого эксперимента
такова. В начальной школе психологи
определяли уровни умственного развития
учеников и сообщали учителям, что
несколько детей (на самом-то деле ничем
не примечательных) должны дать интеллектуальный
скачок в течение учебного года.
Так ожидания непременного прогресса
в учебной работе и высоких
достижений школьников и особое отношение
к ним учителя воодушевляли обе
стороны. И большинство выбранных
детей, действительно выказывали незаурядные
успехи и заметно «оторвались» от
сверстников. Слабоуспевающие школьники,
в отличие от хорошо успевающих,
характеризуются
Система учебно-коррекционных
воздействий и должна быть направлена
в первую очередь на устранение выявленных
недостатков, при этом опираться
следует на те стороны познавательной
деятельности, которые у данного
учащегося развиты лучше. Какие
же стороны психической
Следующей причиной школьной неуспеваемости может являться недостаточная сформированность процессов саморегуляции интеллектуальной деятельности, проявляющаяся в умении анализировать и воспроизводить данный образец, подчинять свою деятельность поставленной задаче, правилу. Эта сторона психической деятельности изучалась с помощью методик «Палочки» и «Домик». И, наконец, выявлялась степень развития умения тонко, координированно управлять микромоторикой (методика «Змейка»).
Заключение
Подробно изучив эту тему,
я открыла для себя много нового
и интересного, что наверняка
пригодится в моей профессиональной
деятельности. Я познакомилась с
трудами выдающихся педагогов-новаторов.
Нельзя сводить духовный мир маленького
человека к учению. Если стремиться
к тому, чтобы все силы души ребенка
были поглощены уроками, жизнь его
станет невыносимой. Он должен быть не
только школьником, но, прежде всего
человеком с многогранными
Список использованной литературы: